Середина октября... Луга и луговые болота, так радовавшие вас летом и в сентябре бекасами, дупелями и коростелями, опустели и выглядят уныло. Осока и болотные травы пожелтели и пожухли, ивы и ольхи обронили побуревшие листья, которые покрыли бекасиную «грязь» пестрым ковром.
Но отчаиваться не стоит! Есть еще дичь, которая порадует и вас, и вашу собаку. Это – крошечный гаршнеп, не желающий еще уходить из болотно-луговых угодий. Именно он позволит вам продлить сезон охоты на болотную дичь.
Гаршнепа у нас не встретишь с открытия охоты, ведь это северный, тундровый пролетный кулик. Появляется он обычно в конце сентября. Интенсивный пролет бывает не каждый год. В одни годы его много, в другие – мало. Во многом это зависит от того, насколько успешным был для него сезон размножения в тундре. Губительными для молодняка являются холода и ливневые дожди в тундре летом, в период вылупления молодняка.
Успешность охоты зависит и от осени: в сухой и теплый сентябрь и октябрь гаршнепа обычно меньше, а в сырые и дождливые месяца – больше. Если гаршнепа вывелось много, а осень стоит сухая, то его присутствие определяется в основном наличием удобных для него кормовых мест. Например, в очень сухие осени 2002 и 2005 годов типичные гаршнепиные болота в большинстве своем пересохли.
По поймам рек гаршнепа не было, а по его обычным местам ежегодного осеннего пролета можно было ходить в ботинках. В эти годы охотники все же находили большие скопления гаршнепов в нехарактерных местах. Например, на фильтрационных полях, пересыхающих картах торфяных карьеров, где обычно держались лишь утки. Берега озер и заводей отступили за счет падения уровня воды, и на образовавшейся грязи также находили гаршнепов.
Осенние гаршнепы любят трясинные осоковые кочковатые болота, но могут встречаться и в типично бекасиных местах, на коровьих пастбищах с большими лужами. В дождливую осень я находил их и просто на ровном лугу у луж.
Однако, в отличие от бекаса, гаршнепа редко встретишь на совершенно голом месте. Он предпочитает заросшие осокой и травой низины и бочаги, заполненные водой, называемые у нас во Владимирской области «лядами». После сильного дождя его можно встретить и на размокшем озимом поле. В 1991 году, в начале разрухи в сельском хозяйстве, во многих областях не успели убрать урожай зерновых. То-то раздолье было для кабанов, зайцев, тетеревов!
В тот год случилась дождливая осень. Рожь, пшеница и овес полегли и оказались залитыми водой. На таких полях сильно размокла земля, а черви повылезали на поверхность. В тот год в таких нетипичных местах я успешно поохотился на гаршнепов. Кстати, на следующий год весной летело много гуся, и здесь же были остановки на кормежку сотенных гусиных стай.
В сырые и дождливые годы гаршнепа всегда бывает больше. Так было, например, в 1978, 1985, 1989, 1990, 1991, 2000 годах.
Гаршнепы появляются обычно в сентябре. Но на Урале, например в Пермской области, по наблюдениям В.К. Рябицева, гаршнепов можно встретить уже с конца августа. В Кировской области, по наблюдениям Б.Д. Злобина, также с конца августа. Однако, по данным В.Н. Сотникова, настоящие высыпки начинаются так же, как и у нас, в средней России, с третьей декады сентября.
Самого раннего гаршнепа, еще довольно худого (весом 52 грамма), я взял 5 сентября 1990 года, а самого позднего – 25 октября 2000 года, хотя мои друзья-легашатники добывали гаршнепов и в начале ноября. Самого жирного гаршнепа (массой 80 граммов) удалось взять 13 октября 1985 года.
В «Российской Охотничьей Газете» описан уникальный случай добычи гаршнепа зимой, среди снега, у незамерзающего ручейка, на заячьей охоте с гончими. Этого самого позднего гаршнепа добыл известный охотник и охотовед М.П. Павлов.
Но есть период, когда гаршнепов всегда бывает много, независимо от погоды. Нужно лишь найти подходящие угодья и не пропустить долгожданные дни. У нас в Подмосковье это примерно 23–25 сентября. На Воздвиженье (27 сентября) – всегда отличная охота на гаршнепа. Лучшее время для охоты на гаршнепа продолжается до 10 октября. Затем он встречается вплоть до начала ноября уже в меньшем количестве.
Тихий октябрьский денек дарит охотнику незабываемые минуты. На знакомом болоте от полегшей травы и дождей образовались новые «ржавые» окна. Здесь-то и может скрываться гаршнеп. Собака работает челноком и вдруг без подводки как бы натыкается на невидимую преграду. Гаршнеп рядом!
В низинном болоте среди кочек сейчас нет ветра, гаршнеп слабо пахнет, да и перемещается крайне неохотно. Вот почему собака работает по нему накоротке. «Глухой бекас», как называют гаршнепа французы, хорош еще тем, что взлет одной птицы не беспокоит других. Также не боится гаршнеп и выстрела. Если после него все ближайшие бекасы с криками срываются и улетают, то на гаршнепов звук выстрела не производит никакого эффекта.
Вот почему, добыв одного, надо внимательно и тщательно обследовать с собакой это место. Можно даже вернуться сюда вновь, дойдя до конца болота. Гаршнепы, особенно октябрьские, сидят очень плотно и неохотно поднимаются на крыло.
При охоте со спаниелем мне приходилось наблюдать, как поднятые собакой гаршнепы лишь подлетывали и тут же опять садились в нескольких метрах. Перемещенные гаршнепы недалеко уходят от места посадки и найти их просто. Иногда гаршнепа поднимешь сам чуть-ли не из-под сапога, и тогда поражаешься, как же его не заметил, ведь сидел он вот здесь, около этой кочки! И как прошла его собака?
Часто мой спаниель начинал крутиться буквально на одном месте, я подходил и неподвижно стоял. Собака поднимала гаршнепа прямо у меня из-под ног! Неоднократно гаршнепы, поднятые моей спаниелькой в стороне, налетали на меня и садились рядом примерно в двух-трех метрах, не обращая внимания на охотника. Всего пару раз я видел самих гаршнепов, сидящих возле болотной кочки. При приближении собаки они прижимались к земле, вытягивая туловище и сливаясь за счет своих желтых полосок с болотными травинками.
Особенно хорошие высыпки гаршнепов случаются при раннем выпадении снега. К сожалению, ранние снегопады сейчас у нас редкость, но все же они случаются. Мне вспоминаются два года – 1989 и 1993. Снег выпал в начале октября, пролежал день-два и растаял. И вот в эти, всегда удачные для охоты дни, я со своей Лапкой месил снежную кашу с грязью по луговым болотам у Клязьмы. Еще встречались и бекасы, но гаршнепов было больше. В моем дневнике отмечено, что 3 октября 1989 года мы подняли 12 гаршнепов. Правда и до этого, 28 сентября, здесь же поднято 9 куличков.
Конечно, численность гаршнепа заметно упала. Известный орнитолог и охотник Н.А. Зарудный писал, что в начале XX века в Псковской области с легавой добывали во время осеннего пролета до 50 гаршнепов в день. Прекрасный орнитолог и охотник А.С. Мальчевский писал, что еще в 1950-х годах под Ленинградом охотники поднимали до 25 гаршнепов, но уже в конце 1970-х годов в тех же местах встречали не более десятка пролетных куличков.
Причины уменьшения численности гаршнепа, так же, как дупеля и бекаса, не связаны с большим прессом охоты. И никакие «Красные книги» их не спасут. Главная причина – это уменьшение благоприятных для гаршнепа кормных угодий, прежде всего на пролете и в местах зимовки.
Интенсивное осушение болот в Европе, создание на их месте сельскохозяйственных угодий зерновых культур, совершенно не пригодных для гаршнепа, сокращение площадей пастбищ и сенокосов с последующим их зарастанием травой и лесом в России – вот основные причины уменьшения численности гаршнепа. Но главное – это все же резкое сокращение гаршнепиных болот на местах зимовки и, прежде всего, в Африке.
Сейчас даже в Подмосковье еще можно найти места, где бывают гаршнепиные высыпки, и за день охоты с собакой удается поднять до десяти гаршнепов. Больше всего гаршнепа на северо-западе России, однако, и здесь его бывает много не каждый год.
Почти всегда гаршнепы бывают необычайно жирными. И, конечно, в самом конце сезона охоты по перу, после отлета дупеля и коростеля, сковородка с шипящими в собственном соку гаршнепами, с румяной корочкой и жареным круглым картофелем, украсит стол охотника, недавно вернувшегося со своим четвероногим помощником в деревенский дом после странствий по осеннему болоту.
Казалось бы, что сложного в добыче гаршнепа? Летит он, медленно порхая, как бабочка, тихо, прямо. Во всяком случае, так написано в охотничьих справочниках. Замечу, что это далеко не так.
Да, действительно, так он может иногда лететь в тихую пасмурную погоду. Но нередко, даже в безветренную, но ясную погоду гаршнеп летит довольно споро, так что в полете его сразу не отличишь от бекаса. В ветер вообще, взлетая и не имея сил сопротивляться его порывам, летит, как пущенный из пращи.
Бывает, пройдет миг – и гаршнеп уже вне дистанции выстрела. Основной характер стрельбы по этой птице – угонные и угонно-боковые выстрелы. Как правило, они несложны. Если гаршнеп летит медленно, то главное – не торопиться и не разбить его близким выстрелом. Но бывает, что поднятый гаршнеп не желает отлетать на дистанцию дальше 15 метров и тут же садится. Тогда приходится поднимать его вновь.
Замечу, что для гаршнепа желательно использовать те же «разбросные» патроны, что для дупеля и коростеля с дробью № 9. Если в болоте встречаются только гаршнепы, можно рекомендовать и «десятку». Один сезон, зарядив полсотни «бекасинника», то есть патронов с дробью № 9, я успешно стрелял ими и бекасов, и гаршнепов, не подозревая, что купленная в тот год дробь оказалась «десяткой». Сомнение возникло, когда я внимательно рассмотрел дробинку, попавшую за ужином вместе с мясом тушеного гаршнепа.
Я бросился к своим боеприпасам, достал мешочек с мнимым «бекасинником» и измерил на изгибе листа столбик из 10 дробин. Поделив на 10, получил 1,75 мм – диаметр дроби № 10. Как известно, дробь № 9 имеет диаметр 2,0 мм. Таким образом, и «десятка» – неплохая дробь как для гаршнепа, так и для бекаса.
Иногда, застигнутый врасплох, гаршнеп поднимается совершенно вертикально, набирая высоту. Одного из своих первых гаршнепов я добыл дымным порохом, которым были снаряжены металлические гильзы с дробью № 8. Он был взят почти «над головой», так как поднялся с болотной лужи у меня из-под ног строго вертикально.
Существуют и так называемые береговые гаршнепы. Если мест для них мало, то бывает, они держатся, особенно в сухую осень, по илистым берегам небольших озер. Взлетая, они идут довольно низко над водой, перелетая на другую сторону. Выстрелы по ним зачастую «низкоугонные». Если гаршнеп летит наискось, то есть получается «низкоугонно-боковой», то надо не ошибиться с упреждением. В случае промаха гаршнеп, как правило, садится на другом берегу. Заметив место, можно его поднять вновь. Для апортирования из холодной октябрьской воды без собаки не обойтись.
Наконец, замечу, что иногда стрельба гаршнепов не идет просто по причине излишней нервозности стрелка. Ведь улетели дупеля, бекасы, коростели и курочки, приходишь на пустое осеннее болото – и тут начинается: один гаршнеп, другой, третий... Разгорячишься и начнешь пуделять.
При стрельбе гаршнепов необходимо помнить, что в случае промаха или если по гаршнепу не удалось выстрелить вовсе, нужно точно запоминать место его посадки. Дело в том, что, как правило, вспугнутые гаршнепы не улетают далеко и вскоре садятся, подчас в том же болоте на виду у охотника и собаки. От последней требуется послушание, иначе разгорячась близким видом садящихся птиц, она может разогнать всю высыпку.