У каждого его первая охота откладывает в жизни великое впечатление. А если охота с гончими, так это впечатление вдвойне усиливается; а если на этой охоте тобой взят трофей из-под этой музыки гона, то радость, которую ощущает охотник, описать просто невозможно. Эту радость и эмоции нужно испытать на себе или хотя бы просто побывать рядом, та энергия впечатлений, те звуки гона обязательно передадутся даже если трофей добыл не ты.
Про одну из таких первых охот мне и хотелось бы рассказать.
Это было осенью, в самом начале сезона, когда лист уже пожелтел и почти весь облетел, но оставались такие места, где все было желтым. Это место — болото. Желтые деревья, пожелтевший камыш, пожелтевшая и поникшая осока хорошо скрывают охотника в болоте осенью.
Был пасмурный, безветренный выходной день. Мы вышли в поля, я и мой учитель истории. Побродив по полям и не найдя заячьих следов, мы решили спуститься в болото, находившееся по соседству с балкой. По дороге в болото встретили двух наших хороших знакомых, которые тоже с гончими двигались в направлении этого болота.
Вся компания хорошо знакома между собой, поэтому никаких вопросов, кто куда идет, не возникло. Подойдя к месту предполагаемой охоты, каждый встал на отведенном для него месте, на верном лазу лисицы. Гончие ушли в полаз. После непродолжительного поиска подала голос одна гончая. Через некоторое время — другая, но по голосу было слышно, что они ходят по разные стороны, это означало, что они гоняют двух разных лис.
Что такое гон двух хороших гончих собак? Болото просто гудело! Гон то приближался ближе, то удалялся, то снова приближался. В эти минуты вспоминались строки из охотничьего стихотворения:
Лакай вино погони, гончий пес.
Ноздрями пей звериную тропу.
Ты не забыл, что твой собачий нос
Вершит мою охотничью судьбу?
А в это время гон все продолжался и продолжался. Рука то сжимала ружье все крепче, то снова расслаблялась. Эмоции в этот момент были просто непередаваемые. Гон был настолько красив, что были мысли просто не стрелять, а стоять и слушать продолжение этой собачей песни. Но при виде зверя все мысли тут же сразу улетучиваются, и ты сразу опускаешься с неба на землю.
И вот в стене камыша появляется рыжая мордочка. Приклад моментально влетает в плечо, большой палец толкает предохранитель на моей любимой тулке, мушка обгоняет лисицу, и я легким движением руки веду приближающуюся лисицу. Жду, когда она дойдет до расстояния надежного выстрела.
Сердце предательски бьется как барабан, и кажется, что его вот-вот его услышит лиса, но собака наседает, и она обреченно идет вперед. Легким движением указательного пальца жму спусковой крючок, и вот лиса переворачивается через голову, встает и снова бежит вперед; снова целю, бью вторым, картина та же, переворот и снова бежит.
Я стою ошалевший, в недоумении. Она поворачивает ровно в мою сторону, в голову лезут мысли ударить ее ботинком, но, пробежав после выстрела метров сорок, не дойдя до меня ровно трех метров, лиса замертво падает без единого движения. Вот какая лиса бывает крепкой на рану.
В течение минуты подходит выжлец, затихает и начинает трепать лису. И тут в голову приходит концовка того стихотворения:
Мы вновь тряхнули стариной, мой пес.
Ты ткнулся мне в ладонь исподтишка.
Твой черный, как печаль, собачий нос
Скрепляет нашу дружбу на века!
Но охота была еще не закончена, на охотников вышла только одна лисица. Вторая собачка продолжает свою работу, ее гон не утихает, она идет следом за лисой так же уверенно, как и первая. Ох и голос у выжловочки, с заливом! Прошло минут десять с момента добычи первой лисицы, как вдруг раздался выстрел на другой стороне болота, после чего гон затих.
Выйдя из болота и проведя разбор охоты, выяснили, что добыто было два молодых самца. Все поздравили друг друга с полем и разошлись по-доброму. Это была первая добытая мной лиса. Ту самую первую лисицу я впоследствии сам выделал и повесил на стену.
Ох и наслушались мы тогда красивейшего гона! Вот она охота с гончими в нашей Курской губернии.