У меня в то время был великолепный англо-русский (пестрый) гончий Гай.
Прямой потомок тверской волкогонной стаи, отличался абсолютно верным гоном, голос был как звук барабана, гулкий, без залива, но слышно было далеко.
Как-то в декабре приехали ко мне в гости из Москвы два молодых парня.
Один, Олег, на охоту по уткам когда-то ходил, ружье имеет, стрелять вроде тоже умеет, охотбилет в порядке.
Второй, Владимир, никогда на охоту не ходил, своего ружья нет, но попробовать охотиться очень хочет.
Выделил я ему одно из своих ружей, ТОЗ-Б 16-го калибра, 1949 года выпуска, бой хороший, спуски мягковаты.
По ряду причин собрались мы на охоту только к обеду. Ехать недалеко, минут пятнадцать, правда, пороши давненько не было, так что была многоследица.
По приезде на место я показал Владимиру, как курки взводить, как со взвода снимать, как целиться. Стрельнул он пару раз по газете, вроде попал, на этом инструктаж был закончен.
Пустил я Гая в поиск и, говорю ему — посмотри, мол, зайца на болотце, если там не будет, то встретимся у сломанной березы, — есть у нас такое приметное место.
Парни посмеялись, что собака меня будто понимает, я в ответ — увидите сами.
Пошли по лесной дорожке, по следам я понимаю, что Гай крутит вокруг нас «восьмерки» и держит направление ко мне.
Вышли к большой сломанной березе, я говорю: «Нам везет после обеда, надо перекусить и руку перебить». Снимаю рюкзак, достаю бутерброды, водку, пакеты шуршат. На этот звук выходит Гай. Получает свою долю бутербродов.
У парней начинают отвисать челюсти от удивления. Я говорю: «То ли еще будет…»
Вокруг нас заячьи следы, жировал косой, а значит, где-то недалеко белячок и лежит. Говорю парням: «Вы водки в заячий след плесните, покажите хозяину леса уважение и попросите лешего об удаче». Парни удивляются, но ритуал соблюдают.
Володя тренируется взводить и спускать курки. В результате курок срывается, и следует случайный выстрел. Хорошо, что стволы направлены в землю, как учили, и все обходится благополучно. Правда, этот заячий переход уже на сегодня испорчен.
В этот момент Гай поднимает зайца, метрах в ста от нас, и пошел гон.
Мы быстро идем по лесной дорожке к известным мне заячьим переходам.
На первом же лазу оставляю Владимира, на следующем Олега, сам иду на дальний переход.
Владимир, с чувством вины за случайный выстрел, думает, что его поставили на пустое место, лишь бы не мешал. Зайца он уже не ждет. Садится на валежину, ставит ружье рядом, достает из рюкзака термос, наливает чай и собирается пить.
В этот момент из-под елки выскакивает беляк и спокойно прыгает через дорожку. Термос и кружка летят в снег, хватается ружье, и пара торопливых выстрелов в сторону зайца, естественно, мимо.
После двух выстрелов заяц на мгновение останавливается, затем прыгает в елки и исчезает. Владимир в шоке, пытается найти следы попадания своих выстрелов и видит чистые промахи.
По следу выходит Гай и укоризненно смотрит на Владимира. Да, Гай умел так поглядеть, что становилось стыдно за промах перед выжлецом. Быстро выправив след, Гай гонит дальше, но заяц после выстрела отрастает далеко и гон сходит со слуха.
На выстрелы подходим мы с Олегом. Слушаем эмоциональный рассказ Владимира. Особенно про то, как заяц после двух выстрелов остановился и присел. Я говорю: «Так у нас зайцы умные, считать умеют, понял, что у тебя патроны кончились, вот и присел на чудака посмотреть».
Чтобы как-то отвлечь Владимира от самоунижения, спрашиваю: «Так кто был — заяц или зайчиха?» Он: «А как понять?» Я: «Так ты след внимательно посмотри поближе».
Владимир опускается на колено и внимательно всматривается в заячий след. Я спрашиваю: «Ну, в штанах ничего не зашевелилось, значит, заяц». Смех разрядил обстановку.
Дальше была безуспешная попытка еще раз пересечь гон, но заяц ушел далеко.
Начало темнеть, и мы вернулись к машине. Уже совсем по темному пришел Гай. По эмоциям Владимира я понял — «ОХОТНИК родился».
На следующий день парням уезжать в Москву, дорога дальняя. Ночью выпала хорошая пороша, и решаем поохотиться до обеда.
На это раз Владимиру выдается помповик «Винчестер Дефендер 1300», все-таки пять патронов больше двух. На рассвете на моей «Ниве» объезжаем известные мне места жировок зайцев.
На первом свежем следу беляка высаживаю парней, выдаю запасные поводки для Гая. С жесткими наставлениями, что как только Гай на них выйдет, сразу его цеплять, а то будет гонять до ночи, и уехать в Москву они не успеют.
Соблюдая ритуал, наливаем водки в заячий след, задабриваем лесового. Сам отгоняю «Ниву» в сторону и набрасываю Гая. Опытный выжлец по знакомым местам быстро помкнул зайца, и пошла потеха. Белячок крутанулся вокруг лежки и пошел на свой лаз. Там он вышел на Владимира.
Я слышу грохот трех выстрелов «Магнума» из «Винчестера», подхожу и вижу, что Владимир успел прицепить Гая на поводок и держит его. Зайца не видно.
Посадил выжлеца в «Ниву», подхожу к Владимиру. Оказывается, он три раза успел выстрелить по зайцу, вроде попал, но зайца не видит. Я обрезаю следы по большому кругу, выхода нет. Значит, заяц в кругу и битый.
Пытаюсь протропить зайца по следу, но след уходит в свежие «жиры», и я его теряю. Возвращаюсь к Владимиру, туда же подходит Олег. Стоим обсуждаем случившиеся. Я говорю: «Вот пустим Гая, он быстро найдет».
И в этот момент к нам идет Гай. Не обращая на нас внимания, заходит в ивовый куст и тащит из него зайца. Причем выглядит выжлец странно, ведет себя как зомби. Тут же забираем зайца, цепляем Гая на поводок.
Я говорю : «Давайте быстро к машине, кто-то чужой выпустил выжлеца из нее».
Быстро возвращаемся к «Ниве». И вот чудеса. Все двери закрыты на замки, сигнализация включена и не сработала. Чужих следов вокруг нет, только последний свежий след Гая от пассажирской двери.
Что это было, до сих пор не пойму, не иначе, лесовой выпустил выжлеца, чтобы мы трофей не упустили.
Дальше все по ритуалу. Водка из стреляных гильз. Куча эмоций из-за выстрела. На этот раз шутили парни, они говорили: «Теперь мы точно знаем, кто лесовой, водку на след льем, а пьянеет Михалыч». То есть я.
Так и стал Владимир охотником и ружье себе купил полуавтомат ТОЗ 87. И на охоту стал ко мне часто приезжать.