Вот они какие – апортирующие!

С большим удовольствием изучила статью В.Ф. Кузнецова «Обучение апортировке». Однако, вспоминая слова К. Лоренца о том, что он не считает себя очень компетентным человеком в области обучения собак, также отмечаю, что лично мне понятным становится обилие псевдоохотничьих собак с псевдодрессировщиками.

 

Часто даже охотничья подготовка собак в США и Европе напоминает модные ныне направления прикладного кинологического спорта для служебных собак (по более понятной русским терминологии). Это и специальные курсы Международного послушания, испытания пользовательных собак (IPO), модьоринг и пр.

 

Хотя именно такие виды спорта, еще не получившие широкого распространения среди отечественных владельцев собак, реально СПАСАЮТ городских собак от безделья. А оно, сами знаете, к каким отрицательным последствиям может привести.

Можно не опасаться, что ваша молодая собака станет ЗАДРЕССИРОВАННОЙ. Этого не случится, так как ей самой необходимо быть ВОСТРЕБОВАННОЙ для ЧЕЛОВЕКА, т.е. стать полноценным членом СТАИ (семьи человека).

Сравнение собаки с механизмом, работающим при посредстве только двух кнопок – включил и выключил, довольно распространенная среди новичков ошибка. Посмотрел случайный посетитель выставки-шоу на выступлениях каких-либо собак. И решил, что это так просто, доступно, легко, приятно, замечательно – обучить свою собаку вот таким же трюкам и купил щенка. А потом оказалось – столько труда, столько времени на занятия с собакой – и все как будто напрасно! Ничего не получается. Вот и существуют, с одной стороны, владельцы собак с творческим подходом к обучению, с другой стороны – нет.

С одной стороны, очень способные к обучению собаки от рабочих родителей и, с другой стороны – их владельцы, которые не представляют, что с ними делать. Вот и очередные несчастные собаки и непутевые владельцы. И кто их просил покупать щенка овчарки или сеттера, если они все равно не смогут им обеспечить достойное обучение.

Не надо быть великим дрессировщиком щенков, чтобы понять простую вещь. Если в руке у хозяина лакомство, которое щенок сразу заметит, он непременно выплюнет даже любимую игрушку, чтобы данное лакомство получить. И никакой связи между игрушкой-поноской и подкреплением этой самой поноски и отдачей хозяину не произойдет. Сначала щенок к вам подбежит с игрушкой, вы у щенка аккуратно по команде «дай» возьмите, а потом уже и лакомый кусочек вручите за работу. Вот и связь с подкреплением и образуется.

фото: Сёмина Михаила 

Много я таких выплевывающих с отвращением дичь собак перевидала на охоте. Мне тогда было непонятно, почему. Вроде собака охотно по команде «подай» идет в воду, а потом брезгливо на берегу бросит, отряхнется и дальше побежала (по своим делам). А все потому, что всего лишь один раз владелец допустил ошибку, подняв самостоятельно брошенный им апортрированный предмет. У собаки сразу и надолго закрепилось в памяти, что человек САМ МОЖЕТ поднять предмет и вот теперь САМ и поднимает с земли. Если собака отдает вам апорт в руки – это одно, и замечательно. Бывает, даже и лакомство за это не хочет брать (это уже сигнал вам, что команда доведена до автоматизма). Однако чаще апорт бросается собакой по пути к человеку, тогда надо НОГОЙ двигать апорт и заставить собаку подать опять апорт и обязательно в руки!

К. Лоренц вспоминает только об одном случае с его собакой, когда собака нашла и отдала ему в руки потерянную перчатку. Когда же он стал специально терять свои вещи, собака отказалась от поисков. Вообще, выборка металлических или деревянных вещей из курса для служебных пород собак может показаться новичку очень привлекательной. Но для чего? Для собаки все равно, такая команда как игра, но игры вскоре приедаются. И тогда зачем щенка обучать апортировать металлические предметы? Другая ситуация – обыск территории с целью обнаружения заданных человеком предметов.

Мне приходилось помогать в лесу грибникам найти потерянные вещи. Моя немецкая легавая находила случайно оставленные чужими людьми часы и сумки. Это была обычная для охотничьей собаки ситуация обыска территории с подачей в руки апорта. Этому я специально не обучала. Собака же очень серьезно относилась и к поиску неживых объектов.

Есть такая проблема, кстати, для владельцев многих собак, выражающаяся в страсти подбирать с земли всякую дрянь. Собака, собирающая отбросы с помойки, – зрелище малоприятное для людей, особенно для владельца собаки. Данная отвратительная привычка имеет множество причин. Это не только неправильное питание или желание вашей собаки как-то вам отомстить. Часто это обычная нереализованная охотничья страсть собаки к обыску территории. Если собака – страстный апортировщик и не может себя хотя бы частично реализовать, то ее действия таковы: она выбегает на поиски подходящей для себя поноски, а затем ее демонстрирует хозяину. Необязательным является и поедание найденных отбросов.

Главное – привлечь внимание хозяина к своей собачьей находке. А тут реакция неподготовленного владельца обычно такая: ругань в адрес своего питомца (а собака в ответ сразу же или заглатывает отбросы, или убегает от хозяина подальше и поедает там вдалеке от криков свою добычу).

Самый верный способ отучить от данной привычки – это приучение собаки апортировать найденные отбросы любимому хозяину и получение от него лакомства. Тут и пригодятся азы домашнего обучения апортировке. А есть еще проще способ. Выходя на улицу, торжественно вручите собаке поноску в виде любой игрушки. Желательно, чтобы игрушка была из моющегося материала, поскольку вероятно собака все же бросит поноску где-нибудь в грязь. На улице собака, встретив знакомых четвероногих, забудет и о поноске, и о владельце. Главное, перед возвращением домой заставить собаку самой найти и взять утерянную игрушку и дать вам в руки или доверить ей нести до дверей квартиры.

В соседнем доме проживал очень почтенный немецкий дог, которому хозяин-пенсионер доверял носить сумку с купленными яйцами домой. Ни разу собака не разбила яйца! А в нашем доме одна из собак постоянно приносила к дверям подъезда найденные на прогулке палки. Ее хозяин складывал «добычу» и только тогда собака, удовлетворенная своим правильным поведением, спокойно уходила домой. При этом палки были не искусанные собакой, а были для нее своего рода апортом.