Наверное, именно к таким людям и можно отнести тех охотников-лаечников, которые в наше очень непростое время не только не идут в стройном ряду с вольерно-травильными брендами, взятыми сегодня на вооружение в собаководстве, но и наперекор им упрямо стараются сохранить лайку для ее истинного предназначения — охотника, прежде всего по пушному зверю, а уже потом на лося, кабана, медведя…
Задача эта весьма непроста. Ведь добыча пушнины с собакой — дело, требующее от охотника и сил, и умения, и терпения. Но главное — это охотничьи качества самой лайки. И уж они-то точно сами собой не появятся в первой попавшейся собаке.
Уникальные качества «пушных» лаек сотнями лет отбирались и сохранялись в аборигенных остроушках Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока путем жесткого отбора в суровых условиях промысла.
Теперь, после перехода на заводское разведение, сохранять эти качества стало еще сложнее.
Одним из инструментов селекционно-племенной работы с охотничьими собаками является система полевых испытаний. И для лаек это, прежде всего, испытания по белке, как одному из наиболее сложных с точки зрения работы собаки видов охоты.
Вот и собираются лаечники в сентябре на испытания и состязания по белке. Чтобы проверить своих собак в работе, встретиться-пообщаться с единомышленниками, а заодно и выяснить, где сегодня живут лучшие бельчатницы.
Традиция проведения подобных состязаний берет свое начало в 70-х годах прошлого века, когда поддержание и сохранение бельчатниц и соболятниц было делом государственной важности.
Тогда общества охотников, входившие в Росохотсоюз, ежегодно устраивали отбор собак вначале на испытаниях, потом на областных мероприятиях, и только лучших их них отправляли на Всероссийские или зональные состязания по белке.
Читайте материал "Смешная история про добытого медведя"
Так в «Отчете о состязаниях лаек по пушному зверю лесной зоны Европейской части РСФСР за 1983 год» В.В. Григорьева сообщается, что в состязаниях участвовали шестнадцать команд обществ охотников от Пскова и Смоленска до Удмуртии, Перми, Свердловска, собравшиеся на гостеприимной Вятской земле.
Стоит попытаться представить себе географию этого мероприятия, добавить сюда состояние транспортной сети в то время, и станет ясно, каков колоссальный масштаб и огромный энтузиазм лаечников, организующих и участвующих в подобных мероприятиях.
К сожалению, сейчас о такой серьезной работе в вопросе подготовки и отбора лаек-бельчатниц остается только мечтать. Тем не менее отдельные общества охотников ежегодно проводят состязания по белке, собирая у охотничьего костра энтузиастов из своего и близлежащих регионов.
Одним из таких обществ уже много лет является РОООиР ХМАО-Югры. И сегодняшние состязания, прошедшие с 1 по 10 сентября в урочище «Городской остров», стали очередным событием для любителей охоты на белку с лайкой.
Эти угодья располагаются примерно на полпути от Нефтеюганска до Сургута, имеют удобный подъезд и уже не в первый раз принимают такие состязания. Что касается плотности зверька, как и всегда на «вольных» мероприятиях, — год на год не приходится, но в этот раз количество белки на выделенных для проведения мероприятия участках было оптимальным.
Повезло и с погодой — только в один из дней вечером после всех выступлений припустил небольшой дождь, а в остальное время погода радовала и участников, и, видимо, белку, потому что жировала она почти постоянно.
Лес — темнохвойная тайга с редкими вкраплениями березового и осинового подроста. Кормовая база, хотя и не богатая, но разнообразная: тут и шишка, преимущественно кедровая, и грибы, и ягода.
География участников оказалась достаточно обширной. Команды приехали из Ноябрьска, Нефтеюганска, Сургута, Пыть-Яха, Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Омска и Омской области, Челябинска, Нового Уренгоя, Тюменской области — в общей сложности почти пятьдесят участников.
Приезжали и собаководы из Свердловской области, но, не получив ожидаемых результатов во время испытаний, решили на состязания своих собак не выставлять.
Читайте материал "Поведение медведя при встрече с человеком"
«Ассортимент» представленных пород тоже не оставлял желать лучшего. Конечно, подавляющую часть лаек представляли западносибирские. Но выступали, и весьма успешно, карело-финские, восточносибирские даже составили отдельную команду. А вот русско-европейские лайки высоких результатов, к сожалению, не показали.
На такие протяженные по времени состязания мало кто может приехать на все время. Поэтому в обязанности главного эксперта В.Д. Речкина входила необходимость ежедневно встречать, размещать, объяснять, показывать, отправлять, снова выслушивать и снова объяснять…
И всегда взвешенно, с ироничной улыбкой и невозмутимым спокойствием. Приезжая с утра вместе со своим трехмесячным «помощником» ЛЗС Чижиком, Вадим Дмитриевич весь день проводил на стане, оперативно решая возникающие вопросы и задачи.
Отдельно хочется сказать о быте во время проведения мероприятия. Прекрасно обустроенный стан — заслуга коменданта Дмитрия Бадаляна, который каким-то чудом умудрялся успевать везде и всюду: и работать в комиссии, и кормить возвращающихся экспертов, и обеспечивать лагерь дровами-водой-электричеством.
Для работы на состязаниях были сформированы две экспертные комиссии. Одну возглавил эксперт первой категории Г.Г. Бернгардт (г. Сургут). В ее состав вошли И.А. Аверин (Нижегородская обл.) и автор. Почти все дни с комиссией работал стажер, приехавший из Салехарда, Попов Анатолий Иванович.
Вторая комиссия работала в составе: председатель — М.Г. Ахмадиев (г. Казань), члены комиссии — Д.М. Калимуллин (Пермский край) и Д.А. Бадалян (г. Ноябрьск).
Дополнительно для испытания лаек, не имеющих полевых дипломов, работала комиссия, возглавляемая экспертом Ю.В. Ярыгиным (г. Нижневартовск). Собаки испытывались в других угодьях и в случае получения диплома могли принять участие в состязаниях.
Итак, начало, открытие, поднятие флага. После недолгого вступления и приветствий главного эксперта первые собаки уходят в напуск — состязания начались.
Читайте материал "С лайкой на медведя: почему не все лайки становятся медвежатницами"
Так и повелось. С утра экспертные комиссии уходят с собаками в первый напуск, а после обеда меняются участками для проведения второго напуска. Лаечники из разных регионов подъезжают, выступают, уезжают.
Общение у негаснущего костра, ироничные шутки по поводу «недоехавших», переживание за свою команду и за своих собак… А итоговая таблица постепенно заполняется цифрами расценок и дипломов, отражая радость или разочарование участников. Один рабочий день сменяет другой, и — вот уже подведение итогов.
Первое место в командном зачете заняла команда из Нижневартовска, набрав 231 балл, второе — Нефтеюганск с 209 баллами, третье место команда «Ямал» из города Ноябрьск — 167 баллов. Всего же в командном первенстве участвовало 9 команд.
Все призы и награды в личном зачете распределили между собой западносибирские лайки. Победителем состязаний с дипломом II степени при 81 балле стал Гармин 4277/14 Ю.В. Ярыгина — он выступал в составе команды Нижневартовска.
Второе место занял З-Урман, владелец А.Ю. Таран из Югорска с дипломом II степени при 80 баллах, выступавший за команду «Ямал».
Третье место — Умница 7695/16, владелец Ю.В. Федоров из г. Снежинска Челябинской области с дипломом II степени при 77 баллах. Она выступала за команду Челябинского ООиР.
Читайте материал "Зимняя выставка лаек: есть проблемы"
Эта же Умница получила приз за лучшую выучку и лучшую слежку, предложенный В.Г. Мельцовым. Приз «Самой молодой суке» получила Бира, владелец Д.В. Петренко, из команды Ямал. Она же нашла самое большое количество белок. Приз «Самому молодому кобелю» получил З-Урман, владелец А.Ю. Таран. Таковы оказались результаты десяти дней состязаний.
К сожалению, сухие строки из официальных документов и этой короткой заметки не в состоянии передать весь колорит подобных мероприятий и людей, их создающих. И вот уже спущенный флаг подытоживает немного грустное завершение еще одного отрезка истории.
Но любой финал — это всегда начало чего-то нового. И завершившиеся состязания в ХМАО открывают новый охотничий сезон и дают селекционерам ценную информацию для продолжения работы по совершенствованию нашей уникальной породы — «северной остроушки», многие столетия оживляющей бескрайние таежные просторы звонким настойчивым лаем.