"Мы просим не допустить принятия в нынешнем виде Федерального закона "Об ответственном обращении с животными", который был принят Государственной Думой, - говорится в обращении. - Мы уверены, что ряд его положений приведет к долгосрочным катастрофическим последствиям - и для здоровья и благополучия людей, и для дела защиты животных".
Эксперты отмечают, что страна ждала уже давно закон о зоозащите, но среди проблем взаимоотношения людей с животными и их защиты от жестокости острейшей остается проблема бездомных собак и кошек.
Но принятый Думой закон предлагает "внешне гуманные, но абсолютно неработоспособные положения".
В частности, это:
а) введение отлова, стерилизации, вакцинации и выпуска бездомных собак обратно на улицы городов ("метод ОСВВ") как основного метода работы с бездомными собаками (что является фактическим узакониванием свободного обитания на улицах стай);
б) немедленный запрет усыпления даже для агрессивных животных, опасных для человека, и введения обязательства содержать их в приютах бессрочно, невзирая на недостаток приютов, безопасность и финансовые расходы.
При принятии этих положений не были созданы полноценные возможности для учета пожеланий всей заинтересованной общественности и объективного анализа мирового и отечественного опыта: ни независимых исследований результатов применения ОСВВ, ни парламентских слушаний и иных мероприятий с приглашением всех сторон, имеющих свое мнение по методу.
Не было создано экспертное сообщество с привлечением специалистов по ветеринарии, эпидемиологии, популяционной экологии, кинологии, зоозащитников умеренных взглядов.
И это несмотря на то, что проблема безнадзорных животных очевидно имеет множество сторон и аспектов, нуждающихся в профессиональном рассмотрении.
Экспертами, с которыми регулярно проводились консультации в Думе и Общественной палате, были только зоозащитные активисты, которые выступают за свободное обитание безнадзорных собак на улицах городов, и подрядчики, осуществляющие контракты по ОСВВ в своих городах.
Обоснованная критика в адрес ОСВВ и ограничения метода попросту игнорировались, оппонентам метода за два года ни разу не предоставили возможности для выражения своей точки зрения в стенах Думы. Общественность, СМИ и депутаты получали однобокую информацию.
"В то же время, - подчёркивается в обращении, - даже беглый анализ доступных независимых данных по методу ОСВВ показывает, что:
Метод никогда не применялся в развитых странах, успешно решивших проблему бездомных собак.
Во всех странах и городах, где он применяется, бездомные собаки сохраняются в значительном количестве и во многих из них остаются неразрешимой проблемой (Индия, страны Африки): в силу своих сущностных особенностей ОСВВ не способен решить проблему бездомности, он – лишь попытка законсервировать ее.
В ряде случаев этот метод был запрещен после долгих лет неудач и даже гибели людей от нападения стай (Румыния – пример целой страны, отменившей ОСВВ).
Самая масштабная попытка его использования в истории России – в Москве – кончилась полным провалом, ростом числа собак, гибелью человека от нападения собак и отменой программы.
Трагические случаи травмирования, а иногда и гибели людей после введения метода наблюдались и в других городах России и СНГ.
Метод никогда не рекомендуется в качестве единственного ни одной международной здравоохранительной, ветеринарной или зоозащитной организацией, существует обоснованные противопоказания.
Для снижения численности собак при ОСВВ требуются строгое и мало реализуемое соблюдение условий одновременной стерилизации подавляющего большинства самок и полного недопущения притока собак извне.
Для гарантии предотвращения бешенства требуется регулярно вновь вылавливать и ревакцинировать практически всех бездомных собак – что еще более фантастично.
Суки после стерилизации могут стать более агрессивными из-за падения уровня женских половых гормонов (результат многих независимых научных исследований).
Стаи бездомных собак представляют серьезную угрозу для большинства редких и охраняемых видов диких животных ОСВВ подвергает правовой дискриминации и дезориентирует владельцев собак, которые обязаны держать своих питомцев на поводке там, где бездомные стаи передвигаются бесконтрольно (во дворах, на детских площадках и т.д.).
Международные рекомендации предупреждают о невозможности в этих условиях повысить уровень культуры содержания животных.
Во всех без исключения городах с ОСВВ отмечаются случаи нелегальных расправ с бездомными собаками, зачастую массовые (Санкт-Петербург).
Любое свидетельство из этого списка - повод как минимум для совещания специалистов для объективной экспертизы метода. А все вместе – причина для немедленной отмены ОСВВ как единственного метода и проведения широкой и открытой для всех общественной дискуссии. Но этого сделано не было.
Второе требование закона – полный и немедленный запрет усыпления - вообще не имеет прецедентов.
Таких произвольных требований нет даже в самых благополучных странах мира с наименьшим количеством усыпляемых животных.
В российских пока немногочисленных приютах обяжут пожизненно содержать даже самых опасных собак с некорректируемым поведением. Где взять на это средства, учитывая ограниченные бюджеты местных властей и общественных организаций?
Мест в приютах остро не хватает даже для спасения ручных и адекватных животных, которые не выживают на улицах. Агрессивные собаки будут представлять угрозу для персонала, волонтеров и посетителей приютов, среди которых дети и подростки.
Известно, что постепенный процесс отказа от усыпления в развитых странах потребовал многих лет комплексных усилий по устранению объективных причин, вызывающих необходимость усыплять, а не появился произвольным образом.
Таким образом, принятый законопроект вместо разумного баланса между интересами безопасности человека, экологии, гуманности и эффективности носит резко односторонний популистский характер, направленный на иллюзорную реализацию пожеланий радикальных или непросвещенных зоозащитников.
В законе также имеются другие недостатки и противоречия, уже вызывавшие протесты среди профессиональных кинологов, общественных активистов, зоозащитников.
Закон не дает исчерпывающее правовое обоснование для реально действенного комплекса мер по безнадзорным животным: регистрации и идентификации животных, обеспечения создания приютов, четких и понятных целей и задач в этой сфере и т.д.
Пока он - собрание отдельных несвязанных элементов, местами противоречащих друг другу.
Последствия введения такого варианта закона будут без преувеличения катастрофическими в масштабах всей страны.
Его реализация очевидно вызовет потерю контроля над численностью и поведением бездомных собак во многих регионах.
Будет сопровождаться высокими рисками для здоровья и благополучия людей вплоть до появления человеческих жертв.
Резко негативно скажется на сохранении редких видов дикой фауны.
Не будет соответствовать многолетним ожиданиям граждан, дезориентирует общественное мнение относительно возможностей и сроков решения проблемы бездомных животных – ведь эта проблема теперь сохранится навсегда.
Спровоцирует расцвет коррупционных схем и безответственности, так как принципиально не существует методов и критериев полноценного контроля результатов ОСВВ, когда неопределенная и неконтролируемая масса собак остается на улицах. Экзотические способы контроля в виде "видеофиксации отлова" легко фальсифицируются.
Спровоцирует всеобщее распространение незаконных расправ над собаками со стороны властей и населения ("догхантеры", "зачистки городов" перед крупными мероприятиями и т.п.)
Усилит социальную напряженность, незатухающие конфликты между любителями животных и теми, кто так или иначе пострадал от безнадзорных собак.
Очевидно, что невозможно защитить животных, не обеспечив при этом безопасность людей! Зоозащитники, по неопытности поддержавшие проект, к сожалению, скоро убедятся, что будут утрачены перспективы повышения гуманности среди населения, борьбы со страданиями животных и жестокости к ним.
Навсегда отбросит назад и обнулит все достижения тех городов и регионов России, которые применяют более сложные и эффективные комплексные подходы к решению проблемы бездомных собак, сочетая безвозвратный отлов, систему приютов, стерилизацию владельческих животных, профилактику бездомности и все прочие меры, которые используются в развитых государствах".
Среди авторов обращения:
- Анастасия Комагина, президент Благотворительного фонда помощи животным "ЗАБЫТЫЕ ЖИВОТНЫЕ", член рабочей группы Министерства сельского хозяйства,
- Владимир Рыбалко, биолог, координатор Движения реалистической зоозащиты, член рабочей группы Законодательного собрания республики Карелия по законодательству в области обращения с животными, директор Петрозаводского приюта для животных,
- журналист Елена Типикина, пишущая о судьбах животных в судьбах людей, общественный деятель, инициатор установки памятника "Военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта",
- общественный деятель Андрей Ишмуратов, председатель правления ассоциации "Центр общественного взаимодействия" и другие.