В процессе испытаний выявляются как врожденные качества (например, чутье), так и способность усваивать необходимые для успешной охоты качества (например, послушание). Между спаниелем и хозяином с первого дня начинают складываться добрые отношения. Взаимная любовь со временем крепнет. Вот тут-то обычно и попадаются подводные камни. На этом этапе очень важно понимать, какая иерархия отношений сложилась между вами и собакой, кто из вас вожак, чьи команды должны исполняться безусловно. Ведь бывает, что собака воспринимает хозяина равным себе приятелем или даже подчиненным, и в этом случае ни о каком послушании речи быть не может. Смышленая собака хитрить умеет — по-собачьи, конечно. Но врать — нет. Поэтому в коротком дефиле она обязательно покажет истинное иерархическое положение себя и хозяина в их тандеме.
Интересно наблюдать за этими короткими, но очень информативными выступлениями пар. Чаще всего проверка хождения у ноги происходит на луговой дорожке. Если хозяин — вожак, то он уверенно идет по тропинке, а спаниель рядом, по траве. Но часто можно видеть обратную картину: удобную тропинку хозяин уступает собаке, а сам топчет траву на обочине. Кто здесь более важная персона, догадаться нетрудно. В первом случае воспитанная собака идет у левой ноги как привязанная. Во втором — спаниель отвлекается, рыскает, забегает вперед или дергает хозяина. Ведущий, неуверенный в своем питомце, то и дело оглядывается на него. А если тот без поводка, то начинаются бесконечные повторы команды «Рядом!». Если так помощник ведет себя в непосредственной близости от хозяина, то как же он будет слушаться его на расстоянии двадцати-тридцати метров в моменты азартного поиска? Думаю, нетрудно догадаться. А знающий эксперт может предвидеть и все события в дальнейшем: и внезапную погоню собаки за поднятой ею дичью под истошные крики «Стой! Куда? Ёпрст! Убью!», и оправдания «Да он у меня никогда…», и тому подобное.
На мой взгляд, умение собаки ходить у ноги по команде «Рядом!» имеет большое значение для ее безопасности. Да и эстетически приятно наблюдать за охотничьей собакой, способной идти спокойно, не отвлекаясь, рядом с хозяином хоть километр, хоть два. Совсем иное дело видеть спаниеля, все время отвлекающегося то на кошек, то на птичек и дергающего охотника с ружьем (интересно, кто из них на поводке?). О таком в старину сказали бы, что это невежливая собака. Кстати, кошки — основная беда не слишком послушных собак. Сколько их, манкирующих командами хозяина, погибло на дорогах под колесами!
Мне представляется, что приучение собаки к продолжительной ходьбе рядом с хозяином без поводка — это фундамент в воспитании у нее послушания. Уверен, найдется немало оппонентов, которые не без основания скажут, что на поводке надежнее. Спору нет, это так. Но, должен заметить, бывают случаи, когда собака сама снимает поводок или срывается с него. Вот тут-то, если она без поводка перестает слушаться хозяина, ее, как правило, и поджидает беда. Поэтому, повторюсь, хождению рядом необходимо уделять самое пристальное внимание.
Как мы тренируемся? Обычно на тротуаре я спускаю спаниеля с поводка и командую: «Рядом!», а затем глаз с него не свожу: не дай бог, молодой пес дернется и побежит. Постепенно я маршрут увеличиваю: собака проходит рядом уже квартал, два, три. И наконец, провожу ее у ноги без поводка почти через весь Ковров, раза два. Особо акцентирую внимание спаниеля на перекрестках, слежу, чтобы он ставил лапы на проезжей части только за мной. Это сложнее, чем ходить у ноги. Для более крепкого усвоения я ввел альтернативную команду «Гуляй!». Постоянно чередуя эти две команды (в зависимости от обстановки), я приучил пса к тому, что «Рядом!» отменяет только «Гуляй!». Бытует мнение, что собака эксперта обделена вниманием хозяина: когда он работает в поле, она сидит привязанная в лагере. Мой спаниель, усвоивший твердо команду «Рядом!», во время экспертиз всегда со мной. Поначалу другие эксперты требовали, чтобы я брал его на поводок, а потом, привыкнув, только удивлялись его выдержке и послушанию.
Иногда охотнику надо быстро приблизиться к перемещенной птице. Некоторые специалисты по спаниелям рекомендуют подозвать собаку, взять ее на поводок и как можно скорее подойти к месту посадки дичи. Мне кажется, подобные советы не подходят для современных угодий. Неухоженные и заброшенные со времен перестройки поля и покосы поросли быльем и кустарником. В этих условиях охотник, спешащий с ружьем наизготовку в одной руке и с поводком в другой, выглядит нелепо. Он путается в кустарнике и высоком бурьяне, а собака дергает его в разные стороны. Гораздо комфортнее охотиться со спаниелем, приученным двигаться рядом без поводка. Своего я приучил не обегать препятствия на пути, а идти следом за мной, чтобы не терять связь. Это, кстати, особенно актуально в городе, где неподготовленная собака, выбирая более легкий путь, начинает обегать прохожих и в результате отрывается и отдаляется от хозяина. Мне могут возразить: «И что тут страшного? Возьми и подзови ушастого!» Согласен, ничего в этом страшного нет. Но до поры до времени. Ведь такие отходы, по сути, тоже нарушение дисциплины, которые постепенно и незаметно разбалтывают собаку. Лиха беда, начало!
У любой, даже самой дрессированной собаки бывают срывы. Она вроде и не отказывается выполнять команды, однако, находясь в отдалении от хозяина, может «включить дурочку». Особенно часто это наблюдается у молодых собак на стадии обучения и натаски. Неопытный хозяин начинает нервничать, злиться и, как водится в таких случаях, употреблять власть для внушения ей любви к послушанию. Для этого используются спецсредства: или покупные, или «что под руку попадет» (поводок, плетка, прут), или же сами руки и даже ноги. Сторонников таких методов немало, причем они искренне убеждены, что друга и помощника только так и надо воспитывать. Но согласитесь, истинного послушания, преданности и верности палкой не добьешься. Наверное, каждый из нас может вспомнить случаи, когда мощная, с бойцовским характером собака давала жесткую сдачу своему хозяину. Нет, спаниель такой сдачи не даст. Это мягкая, пластичная в обучении собака. Битьем его, конечно, можно принудить выполнять требования, но, как говорится, из-под палки. И за палку он отомстит, по-своему: не будет давать стабильно высоких результатов и все.
Своего помощника я приводил к послушанию и необходимости выполнять команды другими методами. Как только замечал в нем несвоевременное озорство, я ни криком, ни ором, ни угрозами не пытался подозвать его, а совершал маневр, при котором спаниель без опаски (я никогда не наказываю ни рукой, ни ногой) сам приближался ко мне. Тут уж он получал комплекс команд «Сидеть! Лежать! Рядом!», а после их выполнения — длительную прогулку у ноги. Благодаря этому собака усвоила главное: в нашем дуэте вожак стаи не она, а я. Все встало, как говорится на круги своя.
В процессе нашей воспитательной прогулки пес неоднократно выполняет команду «Сидеть!». Он остается на месте, а я продолжаю движение. Затем командую: «Ко мне!» Когда спаниель меня догоняет, отдаю команду «Рядом!». Затем, не останавливая движения, говорю: «Гуляй!» — и обрадованный пес отбегает от меня метров на пять. Я вновь возвращаю его к ноге: «Рядом!» И так в течение всей прогулки. Никогда нелишне повторить «школу» ОКД. Как известно, повторенье — мать ученья. От этого больше пользы, чем от назидания дубинкой.
А поводок, вскоре ставший ненужной вещью, особенно на охоте, со временем вообще потерялся.
Хождение собаки у ноги по команде «Рядом!» — это лишь один из элементов органичной системы воспитания послушного, смышленого и инициативного спаниеля, будущего полевого чемпиона.