Знаток охоты с легавой, страстный охотник и любимый мною писатель Н.А. Зворыкин, так отзывался о ней: «Охота на серых куропаток с легавой — сама по себе является охотой прекрасной и по красоте сезона, и по удобству ходьбы по сухим открытым местам, позволяющим видеть далеко вокруг себя золотую осень, и по интересной работе собаки на виду». Разве можно не согласиться с этим?!
Честно скажу, вид багряно-золотистых осенних пейзажей, тонкий горький аромат увядающей природы да прощальный трубный клич из поднебесья улетающего журавлиного клина не раз затуманивали глаза влагой. Не сочтите за чрезмерную сентиментальность, но, по-моему, нигде так остро не ощущается понятие — родина, как на осенних охотах в русских полях!
…Подошла к концу вторая декада сентября. С другом Валерой приехали на юг Московской области поохотиться с курцхааром по выводкам серых куропаток. Зарождающаяся на востоке заря обещала ясный погожий день.
Неторопливо начинаем облачаться в охотничьи доспехи, расчехлять и собирать ружья. Пристегивая ружейный погон к антабке, я услышал на поле, граничащем с проселочной дорогой, куропаточье «чигрик-чигрик». От этих до боли знакомых звуков холодок пробежал по спине! Ну, слава Богу! Теперь-то мы точно знаем, что выводок на месте! Теперь-то мы уж постараемся найти его с легавой!
В приподнятом настроении с первыми лучами солнца начинаем охоту. Пущенный в поиск Ромул принялся челноком обыскивать полевое разнотравье, однако…
Достигнув конца поля, нам так и не довелось встретиться с желанным выводком. Но отчаиваться еще рано. Посовещавшись с Валерой, решаем сместиться в сторону и прочесать еще раз поле в обратном направлении.
Приближаясь к его краю, я не обнаружил в поле зрения Ромула. Направляюсь к кустарнику, возле которого в последний раз видел легавую, обхожу заросли и вижу… застывшего на стойке с высоко поднятой головой курцхаара. Сомнений не было, пес стоял по выводку. Быстро подхожу к Ромулу и с дрожью в голосе посылаю его поднять птиц на крыло.
Следует энергичная подводка, и впереди с металлическим треском и «чигриканьем» из бурьяна вырвалось десятка полтора (может чуть больше) куропаток. Два гулких ружейных удара прокатились над полем, и одна птица исчезла в начавшем уже жухнуть полевом убранстве.
Будучи уверенным в том, что куропатки снова приземлятся на этом же поле, мы с Валерой направились по маршруту улетевшей стаи. Следуя за курцхааром, мы увидели, как он, задрав голову вверх и жадно ловя ноздрями воздушные потоки, перешел на стелющуюся потяжку. Вскоре замер в грациозной стойке перед полоской бурьяна. «Приготовься…» — тихо обращаюсь к Валерию.
Удостоверившись в его готовности к стрельбе, посылаю Ромула поднять птиц на крыло. Быстрая подводка, и из бурьяна шумно вырывается пара куропаток. Гремит быстрый дуплет друга, и обе птицы исчезают в полевой растительности. «Молодец! Красивый дуплет!» — обращаюсь со словами похвалы к Валерию. По команде легавая поочередно подала битых птиц, и мы продолжили охоту.
Пущенный снова в поиск курцхаар чуть ли не с места перешел на потяжку и вскоре замер на стойке. Теперь подошла моя очередь стрелять. Быстро подхожу к Ромулу и посылаю его подать птицу под мой выстрел.
Следует уверенная подводка, и из острова густой травы снова шумно вырывается пара кургузых куропаток. Быстро вскидываю ружье, плечо дважды ощущает привычные толчки, и обе куропатки отвесно рухнули вниз. Дуплет! Да какой!..
Приторочив поданных Ромулом куропаток, перезаряжаю ружье, и мы устремляемся вперед. Трудно поверить, но проходят считанные секунды, и снова стойка легавой! После быстрой подводки в воздух шумно взлетает тройка округлых куропаток! Валерий вскинул ружье, гулкий выстрел прокатился над полем, и куропатка тряпкой шлепнулась в пожухлую траву.
Все, достаточно! Мы не волки! Пора оставить этот выводок в покое! Забросив ружья за плечи и взяв легавую «к ноге», мы направились к машине.
…В начале октября Михаил Вустин (известный курцхаарист и постоянный автор «РОГ») пригласил меня в ближайшую субботу в полях под Каширой поискать с нашими курцхаарами выводки куропаток.
Раннее утро субботы выдалось солнечным, но с очень сильным порывистым ветром, затруднявшим работу легавых. Невзирая на объективные трудности, собаки активно принялись обыскивать полевое пространство.
Уже пройдены лучшие места, где раньше доводилось поднимать куропаток, но пока все тщетно. А вот уже и край поля показался впереди, но, к сожалению, желанных стоек наших четвероногих помощников нам так и не удалось увидеть. Не теряя бодрости духа, решаем через овраг перейти на следующее поле.
Следует сразу отметить, что и оно не порадовало нас встречей с куропатками. Похоже, не наш сегодня день! Достигнув края поля, неторопливо направляемся в сторону полевой дороги. На ходу договариваемся с Михаилом обследовать полевое разнотравье, примыкающее к проселку с обеих сторон.
Напарник с Ютой уходит влево от дороги, а я с Ромулом вправо. Прошло совсем немного времени, как со стороны Миши прозвучал быстрый дуплет, после которого вроде бы послышалась команда — «Подай!». Похоже, хозяин Юты уже с трофеем! Поднявшись из полевой низины на возвышенность, я увидел стоящего на проселке и машущего мне рукой Михаила.
Из рассказа моего визави я узнал, что Юта подала ему под выстрел пару куропаток. После дуплета одна птица стала его трофеем, а другая споро улетела в угол поля и где-то там опустилась в пожухлую траву. Но что особо было важным для нас, так это то, что после выстрелов в стороне поднялся выводок численностью десятка полтора птиц, который утянул ближе к центру поля и где-то там приземлился в полевое разнотравье.
Посовещавшись, решаем с Михаилом обойти выводок и, развернувшись на ветер, навести на него собак.
И вот курцхаары уже в поиске. Продвинувшись вперед метров на сто, замечаем, как Юта с хода переходит на потяжку, которая заканчивается выразительной стойкой! А вскоре и Ромул, поймав птичий запах, потянул и тоже замер на стойке. «Полотно-шедевр», иначе и не скажешь, предстало пред нашим взором — два курцхаара на стойке! Как же это красиво смотрится со стороны!
Подходим к «застывшим изваяниям» и, изготовившись для стрельбы, в один голос подаем команду — «Пиль!». Собаки энергично двинулись вперед, и тут же из пожухлого разнотравья последовал шумный, дребезжащий взлет куропаток. Прогремело два дружных дуплета, после которых улетевшая стая уменьшилась на три птицы.
Следуя маршрутом утянувшего выводка, неожиданно для нас подняли шумовую куропатку, которая направила свой полет к краю поля. Посовещавшись, решили, что я с Ромулом ухожу на поиски этой куропатки, а Михаил с Ютой отправляется искать переместившихся.
Достигнув края поля, разворачиваюсь на ветер и пускаю Ромула в поиск. Прошло совсем немного времени, как он замер в выразительной позе перед причуянной дичью. Стойка! Ну а дальше все по известной схеме: подводка, взлет птицы, выстрел и апортировка битой куропатки…
Однако недолго фортуна была нашим попутчиком! На краю большого оврага Юта налетела на битое стекло, раскроив себе подушку на правой передней лапе. Это обстоятельство вынудило нас прекратить охоту и направиться к машине.