Остров жар-птицы

Астраханская степь — это бескрайний горизонт. Здесь нет начала и конца. Здесь просто смотришь вдаль, а грудь сжимается от одного вида этой необъятной мощи. Такая природа конечно же не оставила равнодушными к ней писателей. Поэма Велимира Хлебникова«Хаджи-Тархан» — это гимн Астрахани и ее уникальной природе.

Чем ближе к Волге, тем живописнее и красивее природа.

Ну где вы еще встретите такие степные пейзажи, такое небо, верблюдов и лотосы?

Конечно, можно постараться (в Калмыкии, например), но то отдельная история, не менее интересная, но другая.

Да, писать о природе можно много и долго, но мое повествование не о ней, а об охоте…

Охота в Астрахани понравится всем.

Здесь каждый найдет свою охоту. Мне как владельцу охотничьих спаниелей по душе пришлась охота на полевую дичь — на фазана.

Этих крупных птиц из отряда курообразных можно встретить в высокой растительности, а также в высохших тростниках и рогозах; обычно они подпускают к себе человека довольно близко, а затем с шумом взлетают.

Кстати, охотиться на фазана разрешено только с использованием собаки, иначе слишком большой процент подстреленных птиц останется в зарослях, потому что охотник просто не сможет их найти.

Охотничий сезон в Астраханской области на полевую дичь, фазана и пушных зверей традиционно открывается в ноябре. Как и в прежние годы, охота на фазанов была разрешена практически повсеместно. В охотничьих угодьях Астраханской региональной общественной организации охотников и рыболовов за сезон разрешалось добыть пять экзотических птиц.

Каждый из охотников ухватил свою жар-птицу за хвост. Фото автора. 

Закончив последние сборы, уладив все формальности и получив разрешения, я, наконец, оказалась в местах своей охотничьей страсти. Охота планировалась на острове Трехречье, на слиянии трех рек — Ахтубы, Харабалыка и Криуши (Мангута).

Дождавшись, когда соберутся все участники, мы двинулись в сторону паромной переправы с большой земли на остров. Благополучно добравшись до места назначения, поселились на базе и на общем собрании решили посвятить время первого дня объезду территории острова, чтобы прикинуть, где состоится открытие сезона.

День открытия охоты с нетерпением ждали и мы, и наши четвероногие компаньоны. Фото автора. 

Здесь я охотилась уже не первый год, и поэтому опытным глазом сразу отметила, что кустарники лоха серебристого стали ниже. Старые постепенно загнивали и никли к земле, а молодые еще не достигли их высоты, камыш и многолетка сильно разрослись.

Мы тихо проезжали те места, где год назад неплохо охотились на фазанов. Тогда я встретила несколько десятков жар-птиц. Поутру можно было услышать их перекличку. Ко-гок! Ко-гок! — кричали петухи, а им слабым кудахтаньем отвечали курочки.

Фазанов в тот день мы не увидели, но наше огорчение скрасили стаи куропаток, перебегавших дорогу прямо перед колесами машин, а также несколько русаков, с треском вылетавших из
посадок, испугавшись шума проезжающей техники. Это вселяло надежду, что дичь все же есть и охота будет удачной.

Доехав до зарослей лоховника, мы остановились, окинули взглядом местность и единогласно решили, что открытие состоится здесь. После разведки угодий мы вернулись на базу. Вечером, под треск жаркого костра, обсудили стратегию на завтра, после чего предались приятному отдыху с воспоминаниями о прошлых охотах.

Наши помощники и члены семьи. Фото автора. 

Незаметно наступило утро нового дня, а с ним долгожданное открытие охоты. Взяв  с сбой приготовленные заранее патроны, ружье, собак, мы двинулась в сторону сада. В этот раз со мной поехали не только русские охотничьи спаниели, но и английские спрингер-спаниели — молодые и неопытные щенки, только начинающие свой охотничий путь.

Пусть молодежь приобщается к охотничьему делу, учась у более опытных сородичей. Сказать по правде, обучение молодых собак для меня было целью номер два, на первом же месте стояла охота, но об этом чуть позже…

Первый блин комом — именно так хочется охарактеризовать наш первый охотничий день. Выстроившись в цепочку, мы прочесывали сад с серебристым лохом, но, увы, птицы здесь не было.

Единичные подъемы кур несколько скрашивали отсутствие петухов, но их мы отпускали без выстрела. Пришлось вернуться на базу, чтобы детально разобраться с сегодняшней ситуацией.

Фото автора. 

На второй день решили сместиться ближе к камышу, и, как оказалось, это было самое верное решение. Ожидаемый трофей не заставил себя ждать. Из-под ног товарища, идущего рядом со мной, заклоктав, свечкой поднялся петух. Охотник вскинул ружье и, чуть отпустив, выстрелил.

Длиннохвостая жар-птица, теряя перья, комом упала в русый камыш. Пока мой коллега с довольной улыбкой гладил переливающегося на солнце пестрого и увесистого фазана, во мне разгоралось жгучее желание найти и добыть свой трофей. Недолго думая, я запустила двух собак одновременно в камыш.

Мои помощники, разгоряченные выстрелами, приступили к прочесыванию густой и труднопроходимой растительности. Они скрылись из вида, только и было слышно, как они челночат впереди, шелестя сухим камышом.

Мне оставалось лишь им доверять и надеяться, что чутье их не подведет. Темп передвижения собак все убыстрялся, видимо, они поймали запах дичи. Ускорилась и я. Сердце набирало обороты с каждым шагом, приближающим меня к питомцам. Вдруг словно красная молния, с шумом и клёкотом из камыша поднялся петух в двадцати метрах от меня и полетел прочь.

С первым выстрелом я поторопилась, поэтому промазала, но тут же взяла себя в руки и срезала фазана вторым выстрелом. Молодая собачка ринулась к упавшей на землю птице. Я стояла в ожидании. Интересно, сработает ли с первого раза ее врожденный инстинкт апортировать добытую дичь. Сработал!

И вот он, фазан, судя по размерам шпор зрелый и опытный, у меня в руках — то, ради чего был проделан столь долгий путь. Молодой спрингер показал себя настоящим охотником, за него я теперь спокойна. Конечно, правы те, кто предлагает запретить охоту на фазана без подружейной собаки.

Вряд ли я одна могла отыскать сбитую птицу в таких зарослях, а если бы это был подранок, то мои шансы точно равнялись бы нулю. В тот день собаки не переставали меня радовать.

Дальше мы направились туда, где вчера видели куропаток, осматривая остров. Зарядив ружье, я спустила нетерпеливую рыжую помощницу с поводка. Спаниель тут же устремился в поиск,
методично прочесывая невысокие заросли бурьяна. Иногда собачка оглядывалась, контролируя мое местонахождение и направление движения.

Я внимательно наблюдала за ее работой, двигаясь с ружьем наготове, чтобы не пропустить признаков изменения ее поведения, когда она учует свежие наброды или запах куропаток.

Фото автора. 

Впереди показалась стена кустарника, отделяющая поле от пустыря, пронизанного длинными щупальцами неглубоких овражков. На очередном повороте моя рыжая помощница вдруг резко остановилась и, наклонив голову к земле, начала принюхиваться, затем закружилась на небольшом пятачке и, виляя хвостом, пробежала взад-вперед с поднятой кверху мордой, глубоко втягивая носом воздух.

Собака сделала широкую дугу и, снова уткнувшись в землю, быстро повела по прямой. На этот раз хвост ее заработал более интенсивно, давая мне понять, что птица совсем рядом. Я старалась не отставать от рыжей, которая, уловив дурманящий запах птиц поверху, быстро продвигалась вперед. Но вот секундная остановка — и быстрый бросок вперед.

Десятка полтора куропаток с громким треском крыльев и характерными криками «пи-лик, пи-лик, пи-лик» резко взлетели с, казалось бы, совершенно открытого места.

В первое мгновение я совершенно забыла про ружье. Куропатки же, часто трепеща крыльями, круглыми пестрыми шарами стремительно удалялись от меня. Очнувшись, я бросила ружье к плечу, быстро прицелилась и нажала на спусковой крючок.

Грохот выстрела разорвал морозную тишину. Куропатка, переворачиваясь в воздухе, упала, а мой палец в это время снова нажал спуск. Одна птица, сложив крылья, камнем рухнула в пожухлую траву, другая, теряя перья, спланировала на раскинутых, неподвижных крыльях в бурьян возле приметного куста.

Заметив место ее посадки, я стала следить за стайкой, которая, растянувшись по фронту, пересекла поле и, описав дугу, скрылась за холмом метрах в трехстах.

Фото автора. 

Собака, подбежав с куропаткой в зубах, ждала, когда я заберу принесенную ею дичь, а отдав птицу, не медля ни секунды, снова скрылась в траве. Вскоре и вторая курочка перекочевала в мой ягдташ.

Похвалив свою помощницу, я поспешила на поиск подранка. Вот и примеченный мною куст. Собака без команды нашла сильно пахнущий след птицы и небольшими зигзагами повела меня по траве все дальше и дальше.

Было пройдено уже пятьдесят, семьдесят шагов, когда, резко развернувшись против ветра, спаниель уткнулась передними лапами и мордой в траву. А вот и третий трофей.

Если выстрелами разбить выводок на отдельные группы и одиночных птиц, так чтобы куропатки разлетелись широким веером, можно было бы целый день успешно охотиться с собакой, ведь переместившаяся птица намертво затаивается, взлетая чуть ли не из-под носа четвероногого помощника.

Но долгом каждого истинного охотника является бережное отношение к прекрасной, но, к сожалению, очень уязвимой дичи. Поэтому я разрядила ружье, взяла собаку на поводок и направилась в сторону базы, мысленно проживая снова все прекрасные моменты охоты…

На следующий день мне вдруг захотелось пройтись по тем местам, где в прошлом году была замечательная охота. В высоком четырехметровом камыше можно было если не потеряться, то знатно поблудить, теряя из вида знакомые ориентиры. Особенностью острова было наличие домашней живности, которую местные жители ранней весной переправляли сюда на откорм.

Блуждая по территории, крупнорогатый скот набивал хаотичные тропы в камыше, по которым было удобно передвигаться и охотнику, и дичи. Меня ничуть не смущало, что на удалении десяти метров уже ничего не было видно. Птица же бегала, можно сказать, под ногами, и умелым собакам не составляло труда поднять ее на крыло.

Так было в прошлом году, а в этом остались лишь небольшие островки камыша. Что произошло, можно лишь гадать. Возможно, всему виной была домашняя живность, а может, пожар.

С подружейной собакой охота превращается в удовольствие… Фото автора. 

Тщательно проверяя каждый из сохранившихся клочков растительности, я наконец заметила, как моя собака прибавила азарта в поиске, а через секунду с треском из острова выскочил заяц. Он пулей полетел от нас, поджав длинные серые уши. Все произошло в доли секунды. Приклад сам прилип к плечу, а палец нажал курок.

Попадание однозначно было, поскольку траектория движения зайца резко поменялась. Я послала собаку в поиск, не возлагая на это особых надежд — уж больно резво скрылся косой в траве. К счастью, неподалеку я услышала голос товарища, который отправил вдогонку за моей собакой своего курцхаара.

Открытое пространство предоставило возможность наблюдать захватывающую погоню. Опытный и сильный кобель начал сокращать расстояние до косого. Вот он почти догнал зайца, но тот успел-таки шмыгнуть в спасительный камыш.

Разгоряченный курцхаар влетел следом за длинноухим и скрылся из вида. Больше ничего и никого мы не видели. Однако надежда меня не покидала. И не зря. Идя к камышовому острову, мы увидели собаку с лежащим у ее ног зайцем.

Я попросила товарища отозвать курцхаара, а сама попросила свою рыжую помощницу принести наш трофей: хоть и не без посторонней помощи, но мы с ней его добыли…

Осмысливая и вновь переживая свои последние охоты на фазана в Астрахани, я пришла к выводу, что этой жар-птицы становится все меньше и меньше. Еще остаются места, где она скапливается в большом количестве, но их держат втайне от посторонних, потому что птиц могут просто выбить. И сделают это, конечно, не охотники, а стрелки, которых, к сожалению, становится все больше.

Известно, что кавказский подвид фазана, обитающий в Астраханской области, летом пребывает, как правило, в речных уремах, а также в прибрежных кустарниках, поросших камышами и рогозом.

Особенно часто он обитает в местах, изобилующих диким подсолнечником и лохом, ягоды и семена которых очень любит. Но где бы фазаны ни обитали, поблизости должна быть вода.

В оставшиеся дни мы плотно прочесывали камыши вдоль многочисленных ериков. Собаки с каждым днем набирали форму и радовали меня все больше и больше. Благодаря их работе удача улыбнулась каждому из нас и охота в астраханской степи, несомненно, состоялась.