В результате многие охотники переключились на входивших тогда в моду ягдтерьеров. Жесткошерстными фокстерьерами все больше увлекались поклонники шоу-выставок. Результат не замедлил сказаться: на 9-й Всероссийской выставке охотничьих собак в Тамбове было выставлено всего 19 жесткошерстных фокстерьеров. Наибольшее представительство из клуба «Ранси» (Москва) – 7 и Волгограда – 6 собак. Из оставшихся 6 собак 3 были без дипломов. В то же время на 8-й Всероссийской выставке в Королеве экспонировалось 69 собак. Комментарии, как говорится, излишни. Появились предложения поделить собак на экстерьерных и рабочих. Однако такое деление не совсем верно. Обратимся к энциклопедии «Русская охота» (стр. 329): «Экстерьер – внешняя форма телосложения, по которой судят о физиологических особенностях собаки, ее типичности для породы, способности выполнять определенную работу».
Однако нет худа без добра! Благодаря возросшему поголовью жесткошерстных фокстерьеров, прилитию новых кровей появилась возможность вести
селекционную работу с целью повысить качество поголовья охотничьих собак. Тем более что интерес к жесткошерстным фокстерьерам в последние годы значительно возрос. Охотники из многих регионов России напрямую требуют: «Нужна не просто рабочая, а некрупная красивая рабочая собака». Теперь дело за заводчиками.
Но как проверить рабочие качества? Только на монопородных состязаниях. А ведь они не проводились лет десять, а то и больше. Хотя фокстерьеры участвовали в других состязаниях, в том числе и сертификатных, но в небольшом количестве, и поставлены они были далеко не в равные условия с другими норными, так как на отдельных состязаниях зверя выносили из лисятников в ящиках, на которых заменить бумажный номер не составляло никакого труда. Организаторы подобных состязаний знали, что нарушают требование пункта 11.13 «Правил испытаний охотничьих качеств норных собак»: «На состязаниях полноценных, допущенных к работе лисиц высаживают в индивидуальные клетки и нумеруют». Очевидно, они знали, что делают! Да и разговоры об утраченных рабочих качествах фокстерьеров при отсутствии монопородных состязаний делали свое дело. Разумеется, споры норников, – чья порода лучше, – бесконечны и бесполезны. Ведь каждый человек держит собаку той породы, которая ему больше нравится и больше доставляет радости в доме и на охоте. Создавшееся положение надо было менять, возобновив проведение состязаний среди фокстерьеров с использованием лучшего зарубежного опыта судейства. Например такого, которое продемонстрировал нам эксперт из Германии Юахим Диетл в 1999 году на Интернациональных состязаниях во Фрязевском охотхозяйстве, потребовавший заменить лису, до которой собака не дошла (не было контакта). Оргкомитет с согласия НКП принял единственно правильное решение: выполнить пункт 11.13 с условием, что при снятии собаки со старта заменяется и лиса. Это означало, что все владельцы собак после жеребьевки знали, по какому зверю будет работать их любимец, что очень положительно сказалось на настроении участников состязаний. А по полученным результатам можно провести объективный анализ современного состояния породы.
Под эгидой Национального клуба породы (НКП) в 2001-2002 годах состоялись шесть сертификатных состязаний среди фокстерьеров с целью не только выявить лучших собак по охотничьим качествам, обмена опытом, но и с целью племенных мероприятий. Всего в состязаниях приняли участие 78 собак, из них 29 гладкошерстных и 49 жесткошерстных фокстерьеров. Оргкомитеты возглавляли: Суслова Т.В. – пять и Луканин В.А. – один раз. Состязания проводились на испытательной станции Фрязевского охотхозяйства – два раза, испытательной станции «Круглое озеро» – три, «Эверест» – один раз. Все норы построены в соответствии с международными стандартами. Выставленные подсадные лисы соответствовали всем положениям действующих правил испытаний и состязаний норных собак.
Необходимо отметить участие в региональных состязаниях 2001 г. интерчемпиона, чемпиона Европы и России Валентина Фон Юнглингсхофа (вл. Порожняков В.), вывезенного из Германии Ж.Б. Яковлевой. Он навсегда «похоронил миф» о неработающих заграничных фоксах. Диплом I степени за хватку – шея и диплом II степени за хватку – бедро – наглядное тому подтверждение. На этих же состязаниях его потомок Рус Фокс Лидер (вл. Суслова Т.В.) с дипломами II и III степени стал лучшей молодой собакой состязания. Уверенно работает на норе и чемпион России по красоте Рус Кин Фокс Ричард (вл. Лобанова Е.), родителями которого являются Вулфхарт Блейзер и Кин Гэдфлай. Сертификат соответствия (ССТ) на первом Чемпионате России с дипломами I и II степени наглядное тому подтверждение.
Надо сказать, что после «звездного» для фокстерьеров 2001 года последующий не был столь триумфальным. В чем же причина? К первым региональным состязаниям и чемпионату России готовились тщательно как личники, так и команды. В 2002-й год кто-то решил «въехать» на старом багаже (т.е. без должной подготовки), а кто-то понадеялся, что его собака сможет без ущерба участвовать в двух сложнейших состязаниях подряд. В 2003-м году на старт вышли участники, не имеющие достаточного опыта подобных состязаний. Возможно, началась смена поколений. Особенно это было заметно в выступлениях жесткошерстных сук, средний возраст которых составил 2 года и 3 месяца. В то же время результаты обнадеживают: в 2003-м году было получено 12 сертификатов, тогда как в 2001 – 11, а в 2002 – 5.
Рассмотрим результаты состязаний за 3 года по породам.
Прекрасное соотношение.
Жесткошерстные фокстерьеры чаще работают на выгон зверя, чем другие терьеры (таблица №1). В большинстве стран хватка зверя на состязаниях не допускается. Возможно, и нам в России придется над этим задуматься. Единственная сука, получившая в 2003 году за незаконченный выгон диплом II степени, – Рус Фокс Реджина (вл. Антропова Е.). К сожалению, дипломы, недополученные опытными собаками, говорят об отсутствии должной подготовки. Один мой знакомый заявил накануне чемпионата: «Вот Алт-Лейс на искусственной норе бывает от состязания к состязанию, а результат, как правило, высокий». Ответ был прост: «В сезон охоты Петров всегда с собакой в поле. Не надо об этом забывать».
в строю ветеранов, а молодежь выходит на старт очень робко.
В шести состязаниях получен 51 диплом I и II степени – это 45,5%. А если взять показатели только кобелей, то их результат выше, чем у других норных терьеров. Такое положение среди гладкошерстных фокстерьеров может только радовать, так как отражает реальную полевую работу истинных поклонников породы. Отрадно отметить и то, что хваток не по месту в 2003 году стало почти в три раза меньше, чем в предыдущих состязаниях. Настораживает тот факт, что количество собак, остающихся без дипломов, возрастает.
Из таблицы №2 видно, что дела с рабочими качествами у сук обстоят неважно. Не приведет ли это к снижению рабочих качеств в породе в будущем? В 8 случаях из 18 суки остались без диплома, а это 44,4%. Дипломы II степени были получены в 2002 году Армой (вл. Мазунова Т., «Ранси»), в 2003 году Никитой (вл. Иванов В., МООиР). Очевидно, замкнутое разведение без прилива свежих кровей импортных производителей – бесперспективно. Ну как не вспомнить работу 11-месячного кобеля Флаг Стей Нбач Терри (вл. Мазунова Т.), получившего 97 баллов за хватку – горло! Этот результат является лучшим на состязаниях с 2001 года. А поскольку гладкошерстными фокстерьерами в основном занимаются охотники, то они должны избегать ошибок, допущенных заводчиками жесткошерстных фокстерьеров.