ОН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ БЕГУН ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ, МАСТЕР МГНОВЕННОЙ МАСКИРОВКИ, АРТИСТ С ИСКРОМЕТНЫМ ВЫХОДОМ, НЕПЛОХОЙ ПЛАНЕРИСТ. РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ИЗВЕСТНЕЙШЕМ И ЦЕННЕЙШЕМ ОБЪЕКТЕ ОХОТЫ – ФАЗАНЕ. ЕГО УТРЕННЕЕ ЦОКАНЬЕ НА ГРАНИЦЕ ТУГАЯ И ПОЛЯ ЗАСТАВЛЯЕТ СЕРДЦЕ ОХОТНИКА БИТЬСЯ ПОЧТИ В УНИСОН С ЭТИМИ ВОЛНУЮЩИМИ ЗВУКАМИ.
Fasanus colchicus seravshanica в своей истории по местам обитания переживал как времена благополучия, так и тяжелые периоды депрессии. Второе состояние целиком или почти целиком на совести людей. Земли, орошаемые благодатным Зеравшаном и сопутствующей ему ирригационной системой, одни из самых освоенных в Узбекистане. Плотность населения на 1 января 1969 года составляла 49,2 человека на квадратный километр, на 1 января 1986 года она составляла уже 121,3 человека на квадратный километр.
Катастрофическое снижение поголовья зеравшанского фазана вынудило еще в семидесятые годы прошлого века ввести запрет на его добычу. Но из года в год неуклонное сокращение естественной растительности по берегам всех водотоков, преобладание хлопчатника как монокультуры в сельском хозяйстве, с ежегодными дефолиациями, а также браконьерство не способствовали увеличению числа этой прекрасной охотничьей птицы. Еще одним фактором, придержавшим популяцию на низком уровне численности, явились аномально суровые зимы 1968–1969 и 1974–1975 годов.
Положительную роль в сохранении зеравшанского подвида фазана выполнил заповедник, расположенный в 12 километрах к северо-востоку от Самарканда. Организованный на территории хозяйства областного общества охотников и рыболовов в 1975 г., он оказался для золотых птиц почти последним прибежищем в долине, протяженностью более чем 250 километров. В последующие годы отдельные особи фазанов помимо заповедника наблюдались в ряде мест. В восточной части бассейна реки Зеравшан, по тугаям, выше Дамходжинского гидроузла. На юго-востоке вдоль реки Кара-Су, от Чупанатинских высот до Джума-базара. Fasanus colchicus seravshanica выжил по Карадарьинскому протоку Зеравшана, в окрестностях племсовхоза, садвинсовхоза, у прудов Рават-Ходжи. По северному руслу Зеравшана немного птиц сохранилось западнее Акдарьинского водохранилища.
И вот после многих лет депрессии наметился рост популяции зеравшанской жар-птицы. Налицо расширение ареала и увеличение количества фазана там, где он обитал постоянно. Этому отрадному явлению есть несколько объяснений. Первое – уменьшение с начала 1990-х годов пресса охоты. Второе – улучшение в защитном отношении стаций для гнездования, расширение сезонных кормовых площадей. Третье – на редкость благоприятные погодные условия для сохранения выводков в 1999–2001 годах.
Первый пункт связан с распадом СССР, миграционным процессом, отказом многих людей от занятия охотой в связи с дефицитом боеприпасов и с их фантастическим удорожанием. Второй пункт объясним ограниченностью денежных средств для поддержания ирригационных систем в надлежащем виде, и, как следствие этого, – увеличение массы дикоросов вдоль каналов, рек, а также изменение мозаики возделываемых культур. Третий пункт закрепил тенденцию роста поголовья фазана. Несколько лет маловодья способствовали сохранению кладок яиц в местах, обычно заливаемых паводками.
По месту обитания фазан в течение года встречается на разных участках. Самыми важными для птиц являются заросли дикоросов по окраинам и вблизи озер, каналов, рек. Это основа существования вида. Кормовые растения, на которых базируется зимнее благополучие фазана, – лох, ежевика, облепиха, шиповник. Сады и дачные участки по кормовому фактору на порядок ниже. Здесь основными растениями, обеспечивающими птиц кормом, являются крыжовник, смородина, тутовые ягоды, гранат. На огородах фазан охотно склевывает паслен и мелкий зрелый томат, по плантациям – виноград. Площади аграрного сектора сезонного использования привлекательны для птиц с мая по октябрь. Новые угодья первыми осваивают старые петухи. Особенно большая численность королевской дичи в полях бывает в конце лета, когда подросший молодняк начинает интенсивно кормиться зерновыми со взрослыми птицами.
Всеядность фазана для вида в целом большой плюс. Он, как большинство куриных, любит покопаться в листовом опаде и в верхнем слое почвы, отыскивая насекомых и их личинок, свежие и прорастающие семена. В весеннее время, набивая зоб молодыми побегами трав, птица не отказывается и от животной пищи, будь то головастики на мелководье или только-только сформировавшиеся лягушата, скачущие между кочками осоки. На сухих участках фазан разнообразит свое меню различными членистоногими и мелкими пресмыкающимися. Так, на галечно-песчаных отмелях Зеравшана одним из массовых объектов питания бывают мокрицы, а в надпойменной зоне канала Даргом – живородящие ящерицы. Наверное, легче перечислить зерновые, не входящие в питание фазана. Но охотнее всего птицы кормятся на убранных полях подсолнечника, кукурузы, пшеницы, риса. Открытые пространства чаще посещаются в утренние и предвечерние часы. На участках, где высевались бобовые, фазан подбирает зерно маша, гороха, фасоли.
В летних перемещениях от мест зимнего обитания птицы удаляются на расстояние до 7–8 километров. Осенью снижение качества укрытий и уменьшение площадей кормежки в связи с уборкой урожая застает часть фазанов врасплох и заставляет концентрироваться на бахчах, пустырях, в оврагах и на участках с сорной растительностью. Здесь объектами питания, как правило, бывают различные прямокрылые. Если фактор беспокойства минимален, то некоторые птицы держатся здесь до конца осени. Но большинство начинает откочевку вспять, к участкам гнездования и зимовки. Этому способствует и пресс охоты на сезонных сельскохозяйственных землях. Оставляя места летних кормежек, фазаны собираются в окрестных садах, на дачных участках, виноградниках. Последние, культивируемые шпалерным или кустовым методом, – идеальные стации для кормежки с высокой степенью защиты. Выследить птицу, прячущуюся среди желтых, бурых, багряных листьев, в путанице лоз, – задача непростая, особенно если она заметила вас и скрытно, по междурядью уходит на безопасное расстояние.
Участки янтачно-полынного сообщества растений в летнее время используются фазанами как места незаметного перехода из одних угодий в другие. Во время уборки зерновых птицы отсиживаются на этих площадях, пережидая, пока спадет активность человека на кормовых полях. Но эти же травянистые заросли осенью и перед зимой все чаще становятся для фазанов местами кормежки. В пищу идут мелкие бобы янтака и софлоры, а также семена полыни. Последние, возможно, употребляются с листочками как глистогонное средство перед зимней диетой. Массивы полыни с высотой растений до метра в высохшем состоянии хорошо противостоят снежному покрову и практически без деформаций сохраняются до марта. В предзимье фазан еще не бедствует. На оставленных человеком сельскохозяйственных площадях птицы расклевывают недозрелые помидоры, перцы, кабачки. На бахчах в пищу идут неубранные маломерки тыквы, арбузов, дынь. Даже первые дожди скорее благо, чем вред. В это время фазаны активно отыскивают вымытые из почвы, неубранные клубни картофеля, корнеплоды моркови, свеклы. В садах королевская дичь почти полностью добирает опавшие плоды айвы, груши, яблонь.
В гнездовой период фазаны тяготеют к околоводным стациям. Куры предпочитают держаться на участках с обильным травостоем и колючими кустарниками. Чаще всего гнездо устраивается на земле, в 10–50 метрах от постоянного водного источника, но иногда самка находит подходящее укрытие и в 100–200 метрах от воды. Реже гнездо может быть устроено в кочке эриантуса или в заломе прошлогоднего тростника. Излюбленные участки гнездования – пойма рек, каналов, где лох, тамарикс, различные ивовые и тополевые, задавленные разросшейся ежевикой и ломоносом, образуют почти непроходимые заросли.
В садах и на дачных участках подходящим местом для гнезда могут оказаться запущенные смородиновые, крыжовниковые ряды, неудобья с сорной растительностью под кустом ежевики или шиповника. Птица может загнездиться и на участках с кустовым виноградником, особенно если растения подверглись незначительной обрезке перед вегетационным периодом и находятся недалеко от водоема.
Будучи наземной птицей, ночь фазан проводит над землей. Древесные породы небольших размеров чаще используют петухи. Довольно охотно они размещаются в посадках тутовника, выращиваемого на корм гусеницам шелкопряда. Растения, обрезаемые из года в год весной на уровне роста человека, к концу лета создают труднопроходимые заросли, которые привлекают птиц полной безопасностью. Куры чаще ночуют в центре куста или у основания ствола, на небольшом расстоянии от почвы. Причем одни и те же кусты и деревца используются птицами довольно долго и могут быть исключены из мест излюбленных ночевок факторами опасности и постоянного беспокойства, подтоплением, изменением погодных условий и т.д. На рассвете фазаны покидают эти убежища и по земле, а где и по воздуху отправляются на кормовые участки. В условиях Самаркандского района, где мозаика сельхозугодий весьма разнообразна, эти перемещения ограничиваются 500–1000 метрами.
Факторами, отрицательно влияющими на нормальную жизнь популяции зеравшанского фазана, являются:
– бесконтрольная охота, выбивание птиц в местах обитания практически до последней; при естественной системе воспроизводства поголовья это катастрофа;
– отсутствие хозяйства для разведения и расселения фазана;
– небольшое число угодий, пригодных для зимнего обитания вида; под это определение попадает как малое количество стаций для укрытия, так и скудность кормовой базы.
Отрицательное воздействие человека по этому пункту проявляется в раскорчевке и распашке мест обитания, рубке облепиховых, лоховых зарослей на топливо, изготовлении из ветвей этих растений колючих изгородей для огородов, сборе плодов и т.д. По сути дела, на всем ареале Fasanus colchicus seravshanica главными растительными кормами птиц в зимнее время являются ягоды шиповника, ежевики. Площади произрастания лоха сокращаются наряду с площадями облепихи.
Для добывания фазана используют неподвижные и подвижные способы охоты. Неподвижные основаны на подкарауливании птиц на переходах, а также непосредственно на кормовых площадках. Охотник имеет шансы на удачу, поджидая в ранние утренние часы королевскую дичь в местах, где она, выходя из крепей, пересекает сухую протоку или грунтовую дорогу, участок с низкорослой сорной растительностью между стациями и т.п.
Охотник еще в утренней серости нарождающегося дня устроился на обочине проселочной дороги, которая отделяет кукурузные поля от приречных зарослей. Только начинает светать, но из колючих кустарников лоха и ежевики уже доносится осторожное цоканье петухов фазана. Стрелок замер, все его внимание направлено на кромку придорожной растительности. Но первая птица, предпочитая полет, пересекает открытый участок на далеком расстоянии и приземляется на дальней стороне поля. Привставший охотник вновь замирает. Неброский в утреннем свете петух перебегает участок дороги в тридцати метрах. Звучит выстрел, и желанный трофей, сраженный на кромке стерни, бьется среди влажных от утреннего инея желтовато-коричневых стеблей скошенной кукурузы.
Подвижные способы используют там, где возможно прочесывание угодий в одиночку или группой, с собакой или без нее, а также охота с подхода на участках, где фазан держится постоянно. Примером последней может служить утренняя охота на небольших виноградниках в октябре и на янтачно-полынных пустошах в ноябре.
Не торопясь, выстраиваются охотники вдоль кромки входных рядов виноградного поля. План прочесывания прост. Тыльная сторона еще не сбросившей листвы плантации граничит со степью. Фазану дается выбор – подняться на крыло в первые минуты движения стрелков или сделать это, отступив до последних кустов винной ягоды.
Вот старший группы махнул рукой, и участники охоты одновременно двинулись вперед. Расстояние между участниками прочесывания 10–20 метров, и шум от потрескивающих лоз и шуршание разноцветных листьев уже через несколько минут заставляют взлететь с левого края золотисто-багряного петуха. Два выстрела, один за другим, заставляют его без набора высоты резко перейти на планирование и благополучно ускользнуть в сторону ближайшего оврага. Но курица, поднявшаяся несколькими секундами позже, серым комком падает от выстрела соседа. Охотники двигаются дальше. Новый вылет птиц – и следующие за этим выстрелы. Итог завершенного обхода виноградного поля: два взятых петуха и курица. Три золотистых красавца и пара куриц, поднявшиеся на достаточно безопасном расстоянии, перелетели в молодой сад, растущий вдоль берега канала. Охотники идут в том же направлении.
К птице, увлеченной поиском пищи или принятием пылевых ванн, случается подойти близко, и она при невозможности скрытного отхода затаивается. Петух с ярким оперением виртуозно прячется даже на ровных участках с незначительной травяной растительностью, особенно осенью. Неброско окрашенные куры находятся в еще более выгодном положении. В пойме водотоков они умело маскируются между кочками осоки и пышными «снопами» эриантуса. Оставшись за спиной охотника, птица редко убегает, предпочитая внезапный шумный старт и скользящий полет на безопасное расстояние. Если фазан старается уйти от идущего к нему стрелка, то прямолинейное отступление им не практикуется. Птица быстро уходит зигзагами прямо по фронту движения или немного в сторону, где в 25–40 шагах взлетает. Воздушное передвижение происходит на высоте 1–3 метра над землей, чаще на дистанцию в 100–150 метров, но бывает, что испуганная дичь улетает и в 2–3 раза дальше.
При наличии препятствий скорость бегущего раненого петуха может составлять 5–10 км/час, на открытых участках она может быть все двенадцать. На заросшей, захламленной территории без хорошо натасканной собаки убежавший подранок чаще всего бывает потерян. Стреляя фазана, следует помнить два правила.
Первое – четко отмечать место падения птицы. Второе – без промедления стараться попасть туда самому.
Если первое правило относится к упрощению поиска чисто битой дичи, то второе иногда помогает добрать убегающий трофей. Еще раз повторю: иногда помогает. Даже будучи уверенным на все сто в абсолютном поражении цели, не лишней будет легкая пробежка к месту падения птицы. Это особенно актуально для охотника без собаки. Сколько раз я оставался без добычи, подходя неторопливым шагом к «чисто битому» фазану, упавшему почти на открытом месте.
Собаки – спаниели, курцхаары – отличные помощники для поиска подранка в посадках кукурузы, подсолнечника, среди околоводных злаков, а также в запущенных садах и на дачных участках, бывают бессильны что-либо сделать в оврагах, на пойме водотоков, поросших тамариксом, лохом, шиповником, талом и густо опутанных побегами ежевики. Такие растительные крепости не всякому четвероногому помощнику удается взять. Наиболее часто собаки при охоте в таких стациях имеют повреждения глаз, ушей и паховых областей. По окраинам сельхозугодий, в садах весьма неприятным растением для охотника и собаки следует признать дурнишник.
Нередко уже после получасовой работы «обезноженная» собака ложится выкусывать из спутанной шерсти колючие шарики, слипшиеся в несуразные комки на всех четырех лапах.
При охоте на фазана стрелку неоднократно приходится продираться через колючие кустарники, двигаться по местам с обилием цепляющихся растений, а то и по участкам с торчащими над самой почвой остатками острых стеблей. Исходя из этого, отношение к экипировке должно быть достаточно серьезным. Растительность Центральной Азии изобилует травянистыми и кустарниковыми растениями, имеющими колючки, шипы. Это лох и облепиха, ежевика и шиповник, карагана и миндаль, терн и алыча. Даже такие древесные породы, как абрикос, слива, вишня, гранат, унаби, в одичалом состоянии имеют мелкие ветви с острой вершинкой. В надпойменной зоне рек и каналов заметным, фоновым травянистым растением, несущим колючки, является янтак. Следующим эшелоном идут каперсы и астрогалы с кузиниями.
Не рекомендуется соваться в резиновых сапогах или кроссовках на сухие площади скошенного тростника, рогоза, на участки, где вырублен на топливо или иные нужды кустарник тамарикс. Хорошо, если после подобной прогулки дело ограничится только проколотой или порванной обувью. Поэтому для поисков фазана на ногах желательно иметь армейские ботинки или кирзовые сапоги. В кустарнике безопасность тела охотника хорошо обеспечивают куртка с брюками из брезентовых материалов. Подойдет и экипировка из джинсовой ткани.
Крепкая кепка с длинным козырьком и с клапанами для прикрытия ушей защитит не только от солнечных лучей, но и от ветвей. Обязательной должна быть техника безопасности в отношении окружающих. Рядом с местами проведения охоты могут оказаться как рыболовы, так и подростки, выпасающие скотину, или заготовители топлива, а также люди, работающие на сельскохозяйственных землях. Исходя из этого, в кустарнике стрельба не должна проводиться по неясной цели, наобум, а также в сторону людей.
Решающим условием для успешного выстрела при встрече охотника с королевской дичью является его мобильность, моментальная реакция на вылет птицы. Но не менее важную роль для взятия трофея играет дуэт оружия и боеприпасов. Для добычи фазана применяют ружья, имеющие стволы с различными сверловками, но наиболее эффективны цилиндр – получок 16-го и 12-го калибров. Лучшая убойная дистанция 15–25 метров.
Причем до 25 метров хороший и отличный результат дает применение дроби № 5. На расстоянии от 25 до 35 метров большинство охотников использует дробь № 4.
Чтобы сохранить зеравшанского фазана как великолепный объект охоты, на мой взгляд, необходимы:
– жесткий контроль за охотой;
– охрана и бережное отношение к местам обитания птиц различными землепользователями;
– популяризация в средствах массовой информации посадок и сохранение кормовых растений фазана вне сельскохозяйственных площадей;
– организация сети ремизов для птиц вдоль различных водотоков.
И еще одно соображение хочется высказать. Созрела необходимость создания хозяйств или ферм по разведению зеравшанского фазана. Выпуск выращенных птиц, конечно, должен проводиться в угодья, контролируемые охотничьим коллективом, где возможность браконьерства будет ликвидирована в корне.
Отстрел дичи на таких территориях в предзимний период непременно должен иметь экономический фундамент: продажа, пусть даже не дешевых путевок или лицензий; возможно, реализация добытых птиц через торговую сеть. Тем более что мировой опыт искусственного разведения фазанов имеет большую историческую практику.
И тогда встреча с прекрасной птицей перестанет быть для большинства охотников только мечтой.