Кольский полуостров, Сибирь тоже когда-то были мечтами, но их удалось воплотить в жизнь. Помогли друзья, составлявшие мне компанию, и много других хороших людей, за это я им всем очень благодарен.
Камчатка была мечтой многие годы. Мешали разные сложности, нехватка времени, но вот настал 2004 год, и я решил обязательно побывать на полуострове. Оказалось, что это легко, когда есть достаточно денежных средств, и не просто при желании сэкономить. Но поездка туда не может быть дешевой, одни билеты на самолет стоят 20–25 тысяч рублей. Приходилось выбирать варианты поскромнее, а также обратиться к моему хорошему знакомому Дмитрию. Он и познакомил с людьми, которые помогли в этом путешествии, а главное, в рыбалке.
Июнь и его окончание выдались хлопотными, необходимо в полной мере подготовиться к поездке. Нас двое: я и мой друг Сергей. Запаслись небольшим количеством продуктов, новыми снастями, которые, по нашим соображениям и подсказкам рыбаков, побывавших там, пригодятся на реках. Ставки делались на воблеры, а в дополнение к ним – вращалки и колебалки. Запас лесок состоял из плетеного шнура с разрывной нагрузкой 13 кг и монолесок 0,22, 0,3 для трех спиннингов с тестами 50, 15, 12 граммов.
И вот настал тот час! Мы сидим в салоне самолета и немного волнуемся: впервые предстоит лететь воздушным путем почти девять часов, при этом преодолев девять часовых поясов. Самолет не полон. При вместимости его в триста человек в нем всего около сотни, значит, можно свободно полежать в креслах, вытянувшись во весь рост. Нам обещают обширную программу, хороший фильм и сытную трапезу, ну а для более легкого полета мы с Сергеем запаслись бутылочкой отборного коньяка.
Самолет плавно подкатил к старту, резкий рывок, и он бежит по взлетной полосе, отрывается от земли и резко набирает высоту. Несколько минут, и мы уже над рекой Волгой и Рыбинским водохранилищем, виден поселок Борок... Полет прошел в вечных разговорах за жизнь. Удивляло, что солнце не садилось за горизонт ни на минуту. В два часа ночи по Москве самолет начал плавно снижаться, и в окна иллюминаторов мы увидели вулканы. Зрелище незабываемое и очень красивое.
В аэропорту нас встретила подруга моей сестры. В наше распоряжение была предоставлена однокомнатная квартира рядом с пограничной частью.
В этот же день взяли билеты на автобус, следующий на север полуострова, до поселка Ключи, и съездили к термальным источникам. Вода в них до +39о. Благодаря бассейну с минеральной водой, нам удалось восстановить силы после длительного перелета. А посидев в баре, смогли отведать местную минералку и свежее пиво, поразившие нас своим необыкновенным вкусом.
Проезжая реку Авача и другие мелкие речушки, обратили внимание, что воды в них слишком много. Похоже на половодье в средней полосе в апреле – мае, когда затоплены все прибрежные кусты и берега. Вопросы повисли в воздухе...
На следующий день совершили смотровую поездку на катере в Авачинскую бухту, немного порыбачили. Попадались камбала и бычок-керчак. Виды на город и вулканы с воды были очень живописными. Зеленое побережье города резко контрастировало с голубой водой бухты и снегами высоких гор. В этот день Петропавловск отмечал День молодежи, люди собрались на площади, где проходил концерт, а в парке играл духовой оркестр.
На третий день нашей поездки два автобуса с форсированными двигателями и с улучшенной ходовой (а это является необходимым дополнением для камчатских дорог, особенно в зимний период, когда бураны и циклоны не уходят с полуострова по нескольку дней и опасность встать на дороге возрастает во много раз) повезли нас по грунтовке на север. Благодаря телевизору, десять часов пути прошли в спокойной и убаюкивающей обстановке. В небольшом поселке лесорубов Мильково автобусы делают остановку, и все желающие могут пообедать в придорожной столовой. Кормят в ней очень вкусно, а главное, не дорого. Проезжаем переправу на реке Камчатке, вода серого цвета. У меня возникает сомнение по поводу будущих рыбалок, Сергей же не отчаивается. Он подбадривает меня и верит, что все будет хорошо.
В семь вечера в поселке нас встретил знакомый Алексей, который будет организовывать наш быт и рыбалку. Затем мы ужинаем рыбой и закусываем икрой под холодную водочку. Люди здесь хлебосольные и готовы закормить местными деликатесами, являющимися для них, в общем, обычными продуктами. На следующий день решаем выдвинуться поближе к вулкану Ключевская Сопка,
понаблюдать за ним, сделать фотографии и поснимать на видео понравившиеся пейзажи. День выдался солнечным и теплым, мы были очарованы видами двух исполинов: вулканом Ключевская Сопка (высота 4688 м над уровнем моря) и вулканом Шивелуч (высота 3307), изредка выпускающим дым в бездонную высь неба, – а также водопадом, созданным небольшой речкой, и дальними заснеженными видами Восточного хребта. Поход удался.
Ну а день 29 июня я отметил в своем дневнике как первый на реке Камчатке. Рыбалку мы начали с небольшого заливного озера, там было поспокойнее и вода посветлее. Река в этом месте шириной с Оку около Коломны, да и вода в ней мутная, хотя рыба, видно, движется вверх по реке, раздаются всплески чавычи и нерки, выскакивает из воды и небольшая форель. Проплавав на озере часа четыре и увидев одну поклевку небольшой микижи, решили пообедать. Николай и Алексей приготовили великолепную уху из гольцов, выловленных сетями. В дальнейшем решаем разделиться: товарищ начинает ловлю с лодки, а я с берега. Через некоторое время у меня произошла поклевка чавычи на воблер, но рыба оставила только отметину от зубов. Сергей находился за кустами, и мне не было видно, как он рыбачит. Проходит некоторое время, и около его лодки появляются буруны: это крупная чавыча начинает бурно сопротивляться. Несколько минут, и все заканчивается сходом. Спрашиваю, в чем дело. Оказывается, не выдерживают крючки, превращаясь в прямую проволоку. У него это уже третья поклевка: одна рыбина оторвала воблер, другая завела приманку в кусты.
Завершается первый день на реке, результат скромный – несколько некрупных микиж и на двоих четыре поклевки чавычи. Вечером решаем, что место неплохое, но ловить неудобно; завтра будем искать другое.
Выехали немного поздновато; проплыв на моторке 10–15 минут, оказались в протоке, которую заливало озеро. Течение быстрое и глубина приличная – около четырех метров. Берег, на котором росли ивы, был затоплен. Приходилось аккуратно пробираться сквозь траву и небольшие заводи. Пробовали забрасывать крупную колебалку, опуская ее на дно и ведя толчками, но результата не было, да и всплесков рыб тоже. Решаем сняться с места и пуститься в поиск. Снова садимся в лодку и через 20 минут видим перед собой высокий сухой берег, с которого будет удобно подавать приманку, да и рыбу видно: она выскакивает из воды, видимо, идет вверх по реке. Накачиваем вспомогательную резиновую лодку и перебираемся на небольшой высокий островок. И начинается рыбалка. Используем яркие тонущие воблеры. Поклевок долго ждать не пришлось – у меня и у Сергея по хорошей микиже. Через минуту друг вылавливает гольца под килограмм.
Проходит некоторое время, и где-то на глубине мой воблер кто-то резко останавливает, сразу понимаешь – это рыба. Чавыча стягивает плетенку, гнет удилище, бьет мощным хвостом по поверхности и все-таки сдается. Красивая рыба серовато-стального цвета, с пятнами от морских клопов, в ней 9 кг.
Мне и Сергею попадается еще по паре микиж, но мы ожидаем поклевок могучей чавычи. Через некоторое время у меня резкая хватка. Все повторяется: рыба трясет головой и упирается, ее цель попасть на сильное течение, где легче освободиться от крючка, но это ей не удается. И еще одна семикилограммовая серебрянка на берегу. После такого улова хочется немного посидеть и поразмыслить, поделиться радостью с другом.
У Сергея пока дела не ладятся, он меняет воблеры, темп проводки, место, но все напрасно. После сытной ухи я возобновил ловлю. Появилась некая небрежность, и хотя было несколько поклевок чавычи, но ни одну рыбу мне так и не удалось взять. Вечером, закусывая икрой и жареной чавычой, решаем посмотреть еще один участок реки, по словам ребят, очень перспективный.
Утро выдалось солнечным, но густой туман накрыл прибрежные заросли ивы; природа пробуждалась от ночного сна. К новому месту подъехали к десяти часам утра. Это был высокий косогор из песка, а рядом протока вливалась в большое мелководное озеро. Накачав резиновую лодку, начали его обследование, но убедившись, что рыба не подает признаков жизни, вышли в протоку. Первые забросы дали неплохой результат, но это была микижа. Прошло некоторое время – у Сергея резкая поклевка. Рыба крутится волчком, мощно упирается и резко выскакивает из воды. Нам видно, что это кунджа, но небольшая, как потом оказалось, вес ее 1,5 кг.
На этом клев прекратился. Решаем возвратиться на прежнее место. Там все по-старому: чавыча, поднимаясь вверх по реке, делает прыжки, буруны и плещется, очищаясь от клопов.
Занимаем удобные позиции и начинаем сплавлять воблеры. К этому времени лучшими оказались приманки типа Shad, расцветка никакой роли не играла. Вот и у Сергея поклевка. По его словам, не было рывка, рыба как бы всосала приманку. Резкая подсечка, и чавыча начинает свой танец. Борьба затягивается на целых двадцать минут, в которые уложились прыжки рыбы, полное стягивание лески со шпули, сплав на лодке до места, где удалось остановить рыбу. Словно поединок тореадора с быком.
И человек победил, в награду ему достался великолепный самец чавычи весом 13,5 кг, море эмоций, выброс адреналина – одним словом, счастье, которое могут оценить люди, преданно любящие рыбную ловлю.
После такого успеха Сергею хочется высказаться, поделиться радостью, которая переполняет его душу. А у меня появляется азарт, и с утроенной силой я режу леской воду, вожу воблер в ту яму, где, может, еще будет такая рыба. Проходит время, и она появляется, сначала робким тычком по приманке, затем резкой хваткой. И плывет рыба от рыболова, разматывая леску. В какой-то момент плетенка не выдерживает и лопается, на душе остаются досада и отчаянье. И вновь пробую вызвать рыбу на поклевку, которая случается неожиданно. Теперь стараюсь не делать ошибок – фрикцион ослаблен. Чавыча начинает прыгать, бить хвостом, но уйти ей не удается – пятиминутная борьба заканчивается в мою пользу. На берегу лежит самец весом пять килограммов, настоящий боец, чешуя блестящая с розовым отливом.
Наступает короткая пауза в ловле: сидим у костра, синеватый дымок струится к небу, обедаем, травим байки, рассуждаем о предстоящей вечерней зорьке. В общем, она тоже удалась, хорошо клевал голец, попадалась микижа, самая крупная на 2,5 кг, но чавычи больше не было.
На следующее утро мы, как солдаты, стояли на своих местах. Потихоньку поклевывала форель. Я решил сменить место. В пятидесяти метрах шумел широкий перекат, над ним все время крутились чайки – видимо, на этом месте скопился малек. И в эту гущу я начал сплавлять воблер. Cначала попались несколько радужных красавиц. Следующая поклевка произошла на глубине и сразу заставила сдерживать рывки рыбы. Размотав небольшой запас лески со шпули, рыба приостановила бег. Я начал с усилием вращать ручку катушки, возвращая обратно шнур, но произошел сход. По повадкам понял, что это была не чавыча. Проходит несколько минут, и на крючке оказывается тихоокеанский лосось. Со скоростью ракеты он устремляется от берега и где-то на глубине замирает. И в таком положении мы стоим минуту, затем все заканчивается разогнутыми крючками. Сажусь на камень, руки трясутся, надо успокоиться.
Скоро вновь возобновляю ловлю – попадаются несколько микиж и одна кунджа, которая при вываживании крутится волчком. Ее сопротивление доставляет немало приятных мгновений.
Решаю немного отдохнуть, сходить посмотреть, как дела у Сергея. Приблизившись к рыбаку, вижу его сияющее лицо. И есть от чего – десятикилограммовая чавыча лежит в траве. Молодец!
Наступает время говорить реке до свидания. Остаются в памяти необыкновенно причудливый камчатский лес, черная затвердевшая лава с вулкана, замеревшая на берегу небольшой речки, дымящийся вулкан Шивелуч, красивые горы Восточного хребта и, конечно, незабываемая поклевка королевского лосося, чавычи. До новых встреч, Камчатка!
P.S. Во время посадки в самолет по местному радио сообщили, что на окраине города был замечен медведь, и призвали к осторожности.