Но точность его скульптур (критики называли их «моментальной выдержкой») и совершенство их исполнения ставят его в один ряд с выдающимися скульпторами-анималистами ХIХ века.
Вглядитесь в одну из самых знаменитых фигур Муанье – «Сеттера, подающего фазана». Вы почувствуете тепло обмякшей птицы и силу пружинистых мускулов собаки. Анатомическая точность лепки, знание биологии животных, наконец, понимание самого момента охоты – вот что привлекает в этом маленьком шедевре, отлитом из бронзы.
И как ни странно, квазианатомичность Муанье, которая, казалось бы, не оставляет места воображению и эмоциям творца, оборачивается поэтичностью и одухотворенностью его скульптур.
Муанье родился во Франции, в Сенлисе, 29 мая 1835 года. Это было время Антуана Луи Бари, отца анималистического жанра в скульптуре. Его творчество отмечено экспрессией, яростным накалом страстей: «Тигр, пожирающий крокодила», «Крокодил, поедающий антилопу», «Лев, терзающий лошадь» и т.д. Как не похоже будет творчество Муанье, сдержанного, лиричного.
Отец будущего скульптора был простым ремесленником – черепичником, затем золотильщиком металла и плавильщиком. С детских лет Муанье усвоил, что всякая вещь должна быть хорошо сделана. Рисованию и скульптуре он обучался в студии Пауля Комолера (1818–1897), большого поклонника охоты, прославившегося главным образом виртуозным изображением птиц.
Как и его учитель, Муанье пристрастился к охоте и посвятил ей свои первые пластические опыты. В 1855 году он принял участие во Всемирной выставке в Париже и выставил гипсовую композицию «Легавая собака, стоящая по фазану». Позднее появились элегантная «Цапля» (1861), «Ястреб, хищная птица» (1863), «Серая куропатка» (1864), «Белая цапля» (1866). Но внимание художника привлекают не только охотничьи птицы. С такой же тщательностью и любовью он изображает ласточку и воробья. Прелестна композиция «Бой воробьев»(1867), не менее оригинальна работа «Петух, защищающий свой курятник» (1869).
Однако Муанье не ограничивается птицами. В его мастерской появляются фигуры зайца, кролика, кабана. И если в ранних работах Муанье преобладали одиночные скульптуры, то позднее он стал создавать группы из двух-трех животных. Так возникают сцены охоты, среди которых выделяются «Две легавые атакуют кабана», «Охотничья собака, держащая в зубах кролика» и «Три охотничьих собаки у норы». Все три композиции говорят о наблюдательности их творца, несомненно проводившего много часов на охоте.
Муанье участвует во всех престижных выставках Парижа. Его успех растет. В это время скульптура из бронзы входит в моду и украшает многие жилища буржуа. Именно в этой среде Муанье находит своих почитателей и покупателей.
Отец Муанье, боготворивший сына, открывает в самом центре Парижа литейный цех и сам отливает его изделия. Без хорошего литейщика нет великого скульптора. Отец и сын сделали друг другу славу. До сих пор для коллекционера великое счастье заполучить скульптуру, на которой стояло бы клеймо: «Муанье от Муанье». Вообще, семейное дело в истории скульптуры ХIХ века – явление редкое. Как правило, автор продавал право отливать свое изделие сразу нескольким цехам. Литейное дело Муанье продолжил их наследник Огюст Гуж, отливавший по шаблонам скульптуры Муанье вплоть до 1920 года.
Конец жизни Муанье провел, как и полагается великому творцу, в полной нищите. Отец умер. Дела шли все хуже. Это было связано прежде всего с тем, что мышление скульптора-анималиста, приверженное к мельчайшим деталям, уводило его от монументальных форм. Двери больших официальных заказов были для него закрыты, галереи, принимавшие его скульптуры, денег не платили.
Рядом с мастерской Муанье всегда держал птичий двор. Животные были его компаньонами по жизни. И теперь они стали единственными посетителями его пустого дома. Шкаф, одна литая плита и 30 медалей за участие в парижских Салонах – вот и все имущество Муанье.
Сегодня на аукционах его скульптуры из охотничьей серии оцениваются в 5–6 тысяч евро.