В долы пала новая пороша,
На рябине гости – снегири
Все кричат, что вечером хорошим
Снег порозовеет от зари!..
Глухозимье... Метровые снега надежно скрыли под собой все сорные растения, лишив зимующих птиц доступного корма. Бурьян, кормящий чижей, чечеток, реполовов, исчерпал себя и не в состоянии обеспечивать их хоть какими-нибудь семенами. Только репейник, ощетинившись во все стороны сотнями колючих головок, стойко переносит капризы зимней природы, напоминая о прежнем изобилии. Но этот «стол» накрыт только для щеглов, да и он вскоре уронит в снег последнее семя. И тогда откочуют южнее в поисках более сытых мест наши стойкие зимние птицы. Последуют за ними и слоняющиеся по лесам в безнадежном поиске корма уже поредевшие смешанные стаи синиц и других пернатых обитателей средней полосы.
Но есть в птичьем мире и такие, для кого корм найдется в любое время, в самые суровые зимы.
И в этом заслуга человека. Города дают надежное зимнее пристанище большим синицам, поползням, воронам и галкам. Голуби и воробьи вообще получили здесь «постоянную прописку», проводя рядом с человеком не только зиму, но и лето. О некоторых же птицах позаботилась сама природа.
Снегири... Кто не знает этих замечательных птичек! Даже в крупных городах их можно видеть уже в конце осени, а с выпадением первого снега они становятся постоянными посетителями городских улиц. Это наши зимние гости, прилетающие из северных широт в поисках корма. Конечно, отдельные пары снегирей гнездятся и в Подмосковье, и даже южнее, но проводят лето в лесах и заметными становятся только к осени, пополняя стаи прилетевших на зимовку сородичей. Даже само название птицы – снегирь говорит о том, что зима – это их время.
Стайка снегирей, кормящаяся в погожий денек на заиндевелой рябине, – одна из красивейших картин зимней поры. Ими нельзя не залюбоваться. Самцы с грудками от морковного до почти бордового цвета в сочетании с черными «шапочками», крыльями и хвостами, белоснежными поясницами и брюшками очень эффектны. Самочки же, как и у большинства воробьиных, окрашены много скромнее: основной тон их оперения буроватый, но удивительно сочетание мягких, приглушенных тонов с блестящими шапочками и белизной надхвостья, делающее их не менее привлекательными. Оперение снегиря очень подходит для зимы, гармонично вплетается в общее спокойствие и умиротворенность уснувшей природы. В этом еще больше убеждаешься, когда видишь снегиря в летнем, залитом солнцем лесу средней полосы. На зеленом фоне листвы этот северянин в зимнем наряде выглядит странно, даже несколько нелепо. И словно понимая несвоевременность своего появления, снегирь держится летом очень скрытно, редко попадаясь на глаза, а его звучная позывка, призванная оживлять безмолвие зимней природы, теряется среди громогласного пения хозяев здешнего леса – дроздов, зябликов, синиц... Так и проводят они лето в ожидании своей поры, когда можно будет блеснуть яркостью красок на фоне первого снега.
Но почему не боятся снегири самой суровой зимней поры, которая заставляет недавних хозяев лететь на далекие зимовки, сгоняет с привычных мест даже самых стойких птиц, которым не страшны холода? По плотности перо крохотного чижа, щегла не уступает снегириному, и чечеткам – северным соседям снегирей – к суровому климату не привыкать. Но не мороз гонит этих птиц к югу. Дело в доступном и надежном корме, которого они к середине зимы лишаются. Но как снегири справляются с этой проблемой?
Зимой основной пищей снегиря становятся семена ясеня, которые висят под порывами ветра, дождями и снегопадами чуть ли не до следующего урожая. К тому же этот корм не пригоден для большинства других птиц. Разве что дубонос в зимнюю бескормицу станет питаться крылатками ясеня. А снегири с завидным аппетитом поглощают их на протяжении всей зимы. Правда, приходится им платить некоторую цену за питание таким кормом. Семена ясеня очень горькие на вкус, сразу много не съешь. Вот и приходится снегирям чуть ли не через каждые пять минут заедать их снегом с толстых веток самого ясеня или спускаясь под дерево. В городах они приспособились летать за снегом на крыши домов. Но не одними семенами ясеня ограничен зимний рацион снегирей. Тут и ягоды рябины, семена и почки липы, сирени и многих других растений.
Но вот подходит к концу долгая зима. И тогда, порой еще в начале февраля, в погожий день можно услышать незамысловатое пение снегиря. По сути, это лишь набор немелодичных скрипов, свистов, журчаний, но песенка исполняется с таким усердием, что не может не подкупить своим милым звучанием. Но среди снегирей встречаются и выдающиеся исполнители, которые включают в свою песню колена, заимствованные у других, порой таких прославленных певцов, как соловьи и дрозды. У снегиря хорошо развита способность к звукоподражанию. В старину существовали целые «школы», в которых выкормленных искусственно снегирей обучали пению. Талантливые птицы легко выучивали несложные мелодии.
Неудивительно, что эти миловидные, неприхотливые к корму и способные певцы издавна содержатся в домах любителей певчих птиц. Сегодня специальным обучением снегирей никто не занимается, но и самый рядовой певец, пойманный уже взрослым, способен доставить много радости своему владельцу спокойным нравом и пением, звучащим на протяжении всего года.
Хотя снегирь отличается крупными размерами в сравнении с другими клеточными певцами, он не нуждается в слишком большой клетке. Обсидевшаяся птица становится малоподвижной и зачастую обживает только одну жердочку. Для снегиря вполне достаточно клетки в 60 см длиной.
Лучшим временем для приобретения снегиря является начало зимы. В это время больше вероятность поймать молодую птицу, которая хотя и будет несколько уступать по яркости старому снегирю, но зато скорее привыкнет к неволе, станет более ручной. Она лучше способна к пополнению своей песни голосами других комнатных обитателей или насвистанными мелодиями. Кроме того, так исключается возможное разрушение пар, которые у некоторых снегирей сохраняются на протяжении всего года. При наличии манного снегиря поймать птицу несложно. Для этого достаточно обыкновенной западни и ягод рябины. Желательно размещать ловушку повыше, в этом случае птицы меньше остерегаются и, как правило, первый же подлетевший снегирь оказывается пойманным. Хороши для ловли снегирей и другие снасти, доверчивая птица идет практически в любые ловушки.
Выдерживание снегиря не представляет трудностей. Необходимо обеспечить птицу свежей водой или снегом, семенами ясеня и ягодами рябины. Постепенно она начнет поедать и другие корма. Лучше, если первые дни после поимки клетка со снегирем будет находиться в прохладном месте. Это исключит его гибель от перегрева. В это время не стоит усердствовать с кормами. Лучше ограничиться теми, которыми птица питалась в природе, так как резкая смена рациона и перекорм в лучшем случае приводят к нарушению пищеварения.
Через неделю-другую снегирь уже начнет охотно поедать обычную зерносмесь, состоящую из проса, рапса, овса или овсяной крупы, семян сорных растений. Не следует забывать и о витаминных кормах в виде различных ягод, фруктов, почек деревьев, зелени одуванчика и молодых веток хвойных деревьев. Периодически полезно давать смесь из тертой моркови, перемолотых белых сухарей, сваренного вкрутую и мелко нарезанного куриного яйца. Особое внимание этим кормам следует уделять в период линьки, приходящейся на август–сентябрь. В противном случае снегирь потеряет свою яркую окраску. Для нормального пищеварения снегирям, как и всем птицам, необходим крупный песок и минеральные корма (мел, яичная скорлупа, активированный уголь, глина), которые лучше давать в отдельной кормушке. Нуждается снегирь и в купании. Для этих целей в клетку ставится широкая ванночка или используется навесная купалка. При хорошем уходе снегири живут в клетках до 10 лет и более, радуя своего владельца оригинальным зимним обликом, доверчивым нравом и приятной песней...
Кончается зима, все сильнее греет весеннее солнце. Еще неделя, и снегири, у которых уже образовались пары, начнут покидать средние широты, уступая место здешним хозяевам, громко заявляющим о своих правах пением. Снегирям предстоит дальний перелет в северную тайгу, где они выведут птенцов, а уже осенью вновь украсят засыпающую зимним сном природу.