Ружье для прекрасной дамы

Zoli Ambassador 20-го калибра

Рассказ об этой модели ружья следует предварить небольшим вступлением. В редакцию позвонил, как он себя представил, давний подписчик журнала и задал вопросы, которые нам задают раз по десять в течение дня: какое ружье купить для стрельбы на охоте или на стенде. Потом последовало уточнение – ружье требовалось молодой девушке.

Ружья 12-го калибра были изначально с негодованием отметены моим собеседником как неподъемные (странно, Инна Александрова, стройная и изящная девушка, не только легко управляется на стенде с оружием 12-го калибра, но и добивается высоких результатов), ружья 16-го калибра – как «вымирающий класс», 28-го калибра – как экзотика. В итоге остался 20-й калибр.

Будучи патриотом отечественной автомобильной (я до сих пор твердо уверен, что наши танки лучшие в мире) и оружейной (130-мм корабельная пушка, по-моему, также до сих пор остается непревзойденной) промышленности, я стал рассказывать о хороших (опять же, на мой взгляд) и недорогих ружьях, некогда выпускавшихся советскими оружейными заводами, – бескурковке ИЖ-58 и курковке ТОЗ-63. Эти ружья выпускались в том числе и 20-го калибра. Слова «если, конечно, сможете их достать» явно произвели впечатление на собеседника, но ненадолго. Советские и российские ружья исключаются, не терпящим возражения тоном сказал давний подписчик. По его мнению, «народные ружья» – BBB – также не были достойны означенной молодой особы. Постепенно сужая перечень возможных вариантов, мы с моим собеседником пришли к выводу, что это должно быть двуствольное ружье с вертикально расположенными стволами известного, но при этом не слишком разрекламированного в России итальянского производителя. Я перечислил, кажется, всех, кого можно было, но все мои предложения отвергались.

Бесцельный и совершенно бесполезный разговор, продолжавшийся почти полчаса, начинал надоедать, и все явственнее ощущалось желание послать собеседника далеко и надолго. Спасение явилось в лице заведующего редакцией. «Где интервью посла?» – строго спросил Олег Малов. Посла? Посла... Конечно, посла! Никогда не знаешь, что вызовет построение ассоциативного ряда!  

«Присмотритесь внимательней к варианту исполнения Ambassador – ружья модели Z итальянской компании Antonio Zoli, – сказал я. «Не знаю такого. Это известная компания? Она делает надежные ружья?» – тут же прозвучали вопросы любознательного собеседника. «Вполне, – ответил я. Если не ошибаюсь, Андрей Данилов, кстати, мастер спорта международного класса, стреляет из ружей Zoli». И тут связь прервалась... Кому из нас двоих повезло в тот момент больше, я знаю точно.

Раз уже речь зашла о ружье модели Z в исполнении Ambassador 20-го калибра, то постараюсь рассказать о нем. Эта модель была представлена на прошедшей в Москве выставке «Оружие и охота». Когда Паоло Золи показал мне ружье Z Sport и рассказал о нем, я и представить себе не мог, что через несколько дней после окончания выставки мне предстоит увидеть эту модель в варианте исполнения EL в действии – охоте на фазанов в Тульской области. Забегая вперед, скажу, что и на охоте, и на стенде ружье проявило себя с лучшей стороны. Но обо всем по порядку.

Вполне возможно, что я ошибаюсь, но, по моему мнению, компания Antonio Zoli прежде не входила в элиту мировых производителей охотничьего и спортивного оружия и, будем откровенны, не дотягивала до уровня Beretta и Browning, не говоря уже о Perazzi. Во всяком случае так было до недавнего времени, однако в последнее десятилетие, как и в других молодых итальянских оружейных компаниях, в компании Antonio Zoli произошли существенные изменения. К руководству компанией и заводом в Гардоне пришло новое поколение членов семьи. Были сделаны значительные инвестиции в обновление и модернизацию станочного парка. Внедрение новых технологий и повышение объемов производства при сохранении прежнего высочайшего качества поставило на первый план задачу расширения сети сбыта. Учитывая огромный рост популярности стрелкового спорта во всем мире, одним из наиболее перспективных направлений было признано увеличение объема производства спортивных ружей.

Внедрение в производство оружия станков с ЧПУ и электроэрозионной обработки фактически произвело революцию в производстве оружия, позволило автоматизировать производственный процесс и в значительной мере снизить возможность брака на этапе обработки деталей, а также (и это стало особенно очевидным сейчас) способствовало появлению новых моделей оружия, одной из которых и стала модель Z.

Появлению новой модели в любой оружейной компании мира предшествует напряженная и кропотливая работа конструкторов. Для того чтобы выйти на соответствующий сегодняшним требованиям уровень, конструкторы фирмы Antonio Zoli отказались от груза и представлений прошлого и начали работу над новыми моделями с чистого листа. Нет, конечно, присущие ружьям Zoli «фамильные» черты остались, нельзя же быть Джузеппе, родства не помнящим, но при их конструировании априори закладывалось использование компьютерных методов контроля и управления станками и технологическими процессами. В результате появилось семейство моделей спортивного и охотничьего оружия, о которых даже конкуренты говорят в превосходной степени и называют «революцией в классике».

Что это, грубая лесть? Вряд ли. На страницах нашего журнала публиковалось большое количество материалов о новейших моделях охотничьего и спортивного гладкоствольного оружия, в том числе и сконструированных при помощи специальных компьютерных программ, но при этом на фотографиях было совершенно отчетливо видно, что за клавиатурами компьютеров сидят люди, не сумевшие преодолеть себя и реализовать потенциал, заложенный в компьютерной программе. В то же время при взгляде на ружья Zoli не возникает ощущения, что программное обеспечение управляет людьми. Может быть, подлинная революция в классике должна быть именно такой?

Сказать, что Zoli Ambassador – прекрасное ружье, значит, не сказать ничего. При первом взгляде на него сразу оказываешься под властью очарования формы, исполнения и содержания. Для того чтобы ружье стало красивым (я прекрасно понимаю, что в оружии первична функциональность, а внешний вид имеет подчиненное значение, но тем не менее, согласитесь, что держать в руках стреляющую кочергу, пусть даже трижды функциональную, удовольствие не самое большое), не нужно подвергать гравировке все доступные и недоступные металлические поверхности, нанося на них мыслимые и немыслимые сюжеты. Ни бой ружья от этого не улучшится, ни баланс. Богатой гравировку некоторых вариантов исполнения модели Z, в том числе и  Ambassador, не назовешь, а вот элегантной – да! Гравировка на ружье модели Ambassador как раз достаточна для того, чтобы подчеркнуть, но не затмить элегантность и изысканность ружья и меру вкуса его создателей.  

Интересно отметить, что на ружье модели Columbus (также производства Antonio Zoli) гравировка выполнена машинным способом. Однако цена модели Columbus раза в четыре меньше цены Ambassador, поэтому, может быть, Ambassador в люксовых вариантах исполнения украшает ручная гравировка с использованием золотой всечки. Но все же насколько важна эксклюзивная гравировка для серийного, в общем-то, ружья, каждый должен решать сам.

Богато украшенная гравировкой колодка ружья изготовлена из стали (ни о каких легкосплавных материалах итальянские производители и слышать не хотят, когда речь заходит о спортивных ружьях). Колодка 20-го калибра представляет собой колодку именно 20-го калибра. (Когда речь заходит об охотничьем оружии зарубежного производства, то почему-то недоделки отсутствуют и покупателю не приходится закрывать на них глаза. Если речь идет о ружье 20-го калибра, то все части ружья оказываются сделанными на базе ружья 20-го калибра. И говорю это не для того, чтобы в очередной раз лягнуть отечественного производителя, хотя порой это бывает необходимо. Редактор одного из журналов, издаваемых ИД «Московский комсомолец», не так давно купил ружье ИЖ-43 20-го калибра. Стволы 20-го калибра лежат на цевье 12-го калибра! Никто на заводе даже не позаботился о том, чтобы для ружей 20-го калибра изготавливать цевье соответствующего размера. Раньше, когда ружья 16-го калибра выпускались в больших объемах, они делались на колодках 16-го калибра, потом в связи с уменьшением объема выпуска перешли на колодки 12-го калибра. Что же получается: если у купленного нашим коллегой ружья 20-го калибра цевье от ружья 12-го калибра, то и колодка также 12-го? Вот уж воистину, что называется, ружья нашенские!)

Конструкторы, даже несмотря на нетехнологичность в серийном производстве вследствие больших затрат высококвалифицированного труда, все же остановили свой выбор на системе запирания Босса, пожалуй, самой живучей и надежной, несколько модернизировав и видоизменив ее. Верхний рычаг отпирания блокируется кнопкой, расположенной на левой стороне колодки.  

Предохранитель совмещен с переключателем очередности выстрела. При перемещении селектора налево первый выстрел будет произведен из нижнего ствола, направо – из верхнего ствола.  

Ружье оснащено съемным ударно-спусковым механизмом с одним спусковым крючком, извлечение которого происходит при помощи Т-образного ключа, входящего в комплект поставки. Конструкция УСМ была разработана фирмой Zoli. Снятие УСМ при помощи ключа занимает несколько больше времени, чем снятие УСМ, фиксированного с помощью защелки, но при этом исключается даже малейшая вероятность того, что УСМ может самопроизвольно отделиться от ружья.

Усилие на спусковом крючке для нижнего ствола составляет 1,83 кг, для верхнего ствола – 1,87 кг. УСМ ружья отличает очень четкая работа и отличная регулировка. По качеству изготовления это, пожалуй, один из лучших ударно-спусковых механизмов, побывавших в руках сотрудников отдела оружия за последнее время.   

В УСМ реализован инерционный принцип переключения с замка на замок после первого выстрела для второго. В принципе есть возможность установки УСМ с механическим переключателем, но это уже опция, поэтому за такой комплект поставки придется доплачивать отдельно. Если ружье предназначается для девушки и дарящий полагает, что стрелять она будет ослабленными зарядами (типа «Юниор»), то, может быть, следует приобретать ружье именно в такой комплектации.

Ствольный блок выполнен по схеме моноблока. Это считается в настоящее время классическим вариантом. А вот длина стволов явно не вписывалась в классику – 74,93 см. Перевернули мерную ленту, измерили еще раз – 29,5 дюймов.

Выбор странный, необъяснимый, но никакого сомнения нет, что, прежде чем отрезать, семь раз отмерили. Впрочем, нестандартная длина стволов никоим образом не сказалась на характеристиках дробовой осыпи ни при испытательном отстреле в трубе, ни при стрельбе на стенде, ни на охоте. Вполне может быть, что мы с вами присутствуем при рождении нового стандарта длины для стволов 20-го калибра. Ведь в любом деле кто-то все равно должен быть первым.

Заслуживает отдельного упоминания еще одна новинка, реализованная конструкторами фирмы Zoli. Это прицельная планка. Вентилируемыми прицельной и боковой планками сейчас никого не удивишь. Перспективная прицельная планка стала стандартной опцией на многих ружьях, но на ружье Ambassador она имела необычные размеры – 10 мм у казенной части и 5 мм у дульного среза. Неожиданное на первый взгляд решение оказалось исключительно функциональным: глаз как бы сам собой наводился на цель. И в этом случае нововведение оказалось хорошо продуманным и просчитанным с конструкторской точки зрения.  

Диаметр канала ствола 15,6 мм. Мы не так часто рассказываем об оружии 20-го калибра, поэтому, пользуясь случаем, напомню, что международный стандарт (ПМК) диаметра канала ствола 20-го калибра равняется 15,7–16,1 мм, в России принят стандарт 15,5–15,75 мм, в США – 15,62–16,13 мм. В комплект поставки ружья входят пять сменных чоков – цилиндр (0,00), улучшенный цилиндр (0,15), четверть чока (0,25), получок (0,5) и чок (1,00). Паоло Золи сообщил мне, что в будущем планируется комплектовать ружье шестью сменными титановыми чоками.

Масса ружья составляет около 3,0 кг, и, взяв его в руки, я подумал, что оно будет, как говорили раньше, «злым». Нет, все оказалось совсем не так даже при стрельбе с высокоскоростными спортивными патронами. Отдача при стрельбе охотничьими патронами была мягкой, а при стрельбе патронами «Юниор» складывалось мнение, что стреляешь из ружья 28-го калибра. В заблуждение меня ввела отличная посадистость.

Стрельба на стенде является серьезным испытанием для любого ружья. Стрельба на охоте за исключением отдельных случаев никогда не бывает столь интенсивной, как на стенде, поэтому судить о комфортности стрельбы из ружья, об удобоуправляемости им все же лучше на основании стендовых испытаний. Скажу только, что трехкилограммовое ружье со стволами длиной чуть менее 75 см было лишено присущей многим ружьям хлыстоватости и обладало исключительно высокой удобоуправляемостью, что позволяло четко контролировать положение ружья и обеспечивало легкость стрельбы даже по самым трудным сочетаниям мишеней. Да и на охоте Zoli Ambassador (кстати, в руках дамы) проявил себя с самой лучшей стороны. Во всяком случае по окончании охоты никаких претензий к своему ружью у современной Дианы не было.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА.

Как-то раз, осматривая оружие, представленное на демонстрационных стрельбах, проводящихся в рамках выставки «РОСТ» на республиканском стрелковом комплексе «Биатлон», Михаил Тимофеевич Калашников заметил: «Оружие должно быть, как девушка: руки должны к нему сами тянуться!» Это утверждение совершенно справедливо по отношению к Zoli Ambassador. Не знаю, как сложится судьба этой модели в будущем, но, по крайней мере, в настоящее время ей гарантирован интерес со стороны потенциальных покупателей. А взяв это ружье в руки хотя бы однажды, уже не захочешь с ним расставаться. Как и с Прекрасной Дамой, которой это ружье, собственно говоря, и предназначалось.

Немного истории

Компания Antonio Zoli была создана в скором времени после Второй мировой войны. Не знаю, исследовал ли кто-либо это явление или нет, но события, происходившие в Италии после Второй мировой войны, иначе как уникальными назвать нельзя. Посудите сами: подавляющее большинство современных итальянских компаний, занимающихся производством охотничьего оружия, появилось вскоре после Второй мировой войны. Страна, лежащая в руинах, экономика, еще не оправившаяся от последствий войны, и вдруг такой неожиданный, как говорил Генри Джеймс, «поворот винта» – массовое возникновение компаний, выпускающих охотничье оружие. Или производство охотничьего оружия и возрождение увлечения охотой были для итальянцев признаками возвращения к мирной жизни?

Основатель компании Антонио Золи (1905 г.р.) был одним из тех, кто в послевоенные годы закладывал основы индустрии охотничьего оружия в Италии. Его отец Джузеппе владел небольшой мастерской по производству и ремонту оружейных замков в Маньо-ди-Вальтромпиа, районе на окраине города Гардоне, давшего стране и миру множество оружейных династий. Еще в XIV веке оружейники из Маньо, Маркено и Лумеццано изготавливали оружие по заказам правителей Венеции, Пьемонта и Неаполя. Архивные документы подтверждают, что представители семьи Золи не только занимались производством оружия уже в 1490 году, но и достигли небывалых высот в качестве изготавливаемого ими огнестрельного оружия. Ярким примером таланта оружейников, передаваемого из поколения в поколение, является шомпольный пистолет, изготовленный в 1867 году Джованни Золи и хранящийся в настоящее время в музее компании. Кроме того, Джованни Золи прославился в Италии в свое время как один из лучших специалистов по ружейным замкам. 

Верность семейным традициям и подвигли Антонио Золи на открытие 1 октября 1945 года небольшой мастерской, со временем превратившейся в один из ведущих центров производства охотничьего оружия в Италии. Правда, одних семейных традиций и желания для открытия мастерской явно недостало бы: еще перед войной Антонио Золи работал в различных оружейных мастерских, постигая секреты профессии.

Сыновья Антонио Золи пошли по стопам отца. Со временем они возглавили фирму и оказали существенное влияние на расширение ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее качества и укрепление позиций компании на рынке.

Компания стала гибко реагировать на изменение потребностей рынка. Так, в 1956 году компания Antonio Zoli стала первой в мире выпускать реплики шомпольного оружия, тем самым не только реагируя на потребности рынка, но и в определенном смысле формируя его. Также первой из итальянских компаний компания Antonio Zoli стала выпускать комбинированные ружья, что поколебало монополию производителей из стран Центральной Европы. Еще через несколько лет в каталогах компании появились штуцеры с вертикальным и горизонтальным расположением стволов, а также карабины с болтовым затвором.

Сейчас к руководству компанией и заводом в Гардоне пришло новое поколение членов семьи. Были сделаны значительные инвестиции в обновление и модернизацию станочного парка. Внедрение новых технологий и повышение объемов производства при сохранении прежнего высочайшего качества поставило на первый план задачу расширения сети сбыта. Компания Antonio Zoli разработала и успешно реализует программу создания новых моделей оружия, получившую наименование «Революция 4». Программа получила такое название потому, что единая база послужила основой для создания четырех моделей оружия на единой платформе: штуцера, комбинированного ружья, охотничьего ружья и спортивного ружья.