Думаю, для многих начинающих стрелков-охотников это не кажется особенно актуальным, понимание придет позднее. Просто трудно себе признаться, что стрельба и ее составляющие не лежат на поверхности, копать нужно глубже и дольше, при этом неожиданно для себя обнаруживая, что вопросов только прибавляется по мере продвижения вперед.
Понятно, что если перед вами стоит задача — стрелять на охоте «не хуже всех», то мучить себя занятиями с ружьем дома и на стенде не стоит. Пострелял в удовольствие по тарелочкам, глянул, как опытные стреляют, примерил на себя увиденное — можно и на уток собираться.
Но после уток и вальдшнепов наступает время задуматься о более серьезных охотах — о зверовых, на лося, кабана, где ответственность велика и надежность подстраховки вторым выстрелом более чем актуальна. Поэтому при выборе ружья нужно учитывать различные ситуации на охоте, и в частности, как бы при осечке не остаться безоружным даже на короткое время.
Если в предложенном материале кто-то усмотрит излишнюю осведомленность, то заверяю вас, все нижеизложенное — это то, что я лично видел и знаю или же взято из опыта близких и хорошо знакомых мне охотников, спортсменов и тренеров по стендовой стрельбе, ружейных мастеров, доверять которым можно неукоснительно, поскольку ружейное дело для них не только увлечение, но и профессия.
Если кого-то покоробило в названии статьи иностранное слово «гашетка», употребленное вместо словосочетания «спусковой крючок», то прошу меня извинить; ошибки здесь нет, а для уха, как мне кажется, благозвучнее выражение «Два курка, одна гашетка».
Классика охоты — двустволка на плече ружейного охотника, бокфлинт в руках стрелка по тарелочкам, и для начинающего любителя приобщиться к охотничьему сообществу теперь доступно только оружие с возможностью зарядить его максимум двумя патронами.
Объективно если первый выстрел — промах, то поправиться вторым сможет далеко не каждый стрелок, а уж после этого обычно в «белый свет». Где этика охотника и стрелка? Сегодня это слово мало кто вспоминает, хотя многие охотники, пройдя через увлечение самозарядками, останавливаются на классике охотничьего атрибута — двуствольном ружье, часто с внешними курками, на курковке.
Итак, ружье двуствольное. О выборе по калибру, параметрам ложи, сверловки стволов, сменных дульных сужений, развесовки, балансу, прицельным приспособлениям (планке, мушке) говорить не буду. Остановлюсь на детали ударно-спускового механизма (УСМ), спусковых крючках (спусках), вернее, их количестве, как они взаимодействуют с ударниками (курками) УСМ.
Упрощаю: один или два спуска. Как работает один спуск двуствольного ружья в зависимости от особенностей, заложенных в конструкцию оружия? Первое нажатие без выстрела, вхолостую (осечка), — и срабатывает ударник нижнего/правого ствола. Второе нажатие — срабатывает ударник верхнего/левого; УСМ может быть с изменением порядка срабатывания ударников или без, что чаще встречается у спортивно-стендовых ружей.
Первое нажатие без выстрела вхолостую (осечка) — и срабатывает ударник нижнего/правого ствола, срабатывание ударника верхнего/левого ствола происходит только после выстрела или перевода на второй ствол переключателем, обычно совмещенным с предохранителем, процедура не очень быстрая; УСМ с изменением порядка срабатывания ударников (переводчика), как правило, есть почти у всех современных ружей.
Первое нажатие без выстрела вхолостую (осечка) — срабатывает ударник нижнего/правого ствола, срабатывание ударника верхнего/левого происходит только после выстрела или перевода на второй ствол переключателем, или после двойного нажатия после осечки (всего получается три нажатия), что мне встречалось на довоенных английских ружьях «Босс» и «Вестли Ричардс», по времени это быстро, главное — не растеряться.
Обобщая предложенное, ружья с одно-спусковым механизмом поделим на три группы: А — второй выстрел при осечке возможен без дополнительных вмешательств/переключений; В — отсутствие изменения порядка срабатывания ударников УСМ; С — при осечке второй выстрел только после переключения.
Теперь по видам охот. По перу, на зайца — ружья всех групп А, В и С; лицензионные виды, такие как глухарь на току, кабан с вышки — группы А и С; ответственные охоты, копытные загоном — группы А и В.
В целом такое разделение достаточно условно; если приходится к нему в мыслях обращаться на серьезной охоте, то хорошо, когда без последствий и происшествий.
Несколько слов об эжекторе. Механизм удобный, слов нет, перезарядка ускоряется заметно. При выстреле из верхнего ствола эжектор служит своеобразным «предохранителем», не позволяет вложить новый патрон при недовзводе верхнего ударника на приоткрытом, а не переломленном ружье с вертикальным расположением стволов. Такое редко на бокфлинтах с экстракторами (выталкивателями), без эжекторов (выбрасывателей), но случается. На горизонталке этого случиться не может.
Два спусковых крючка — здесь аксиома одна: работает только один палец, поочередно нажимая на спуски ударников (курков) в нужной, выбранной для стрелка последовательности.
Отдельно стоит УСМ с двумя спусками, каждый работает на соответствующий ударник ствола, а при повторном нажатии на спуск срабатывает ударник второго ствола, или, не мудрствуя лукаво, используется как обычный УСМ на два спуска. Этакий универсал, я его лично использовал на ИЖ-59, впечатление очень хорошее. Ижевский завод анонсировал такой УСМ на ИЖ (МР)-43. В руках не держал. ЦКИБ хвастался такой особенностью на штучной вертикалке МЦ9, ружье с очень капризным УСМ. Об импортном оружии с такими универсальными спусками только слышать приходилось.
Теперь попробуем разобраться, какому УСМ при выборе ружья отдать предпочтение и заученность двигательного навыка сослужит добрую службу или будет мешать в определенных видах охоты.
Если двустволка предназначена для чисто спортивных целей, для стрельбы по тарелочкам в олимпийских упражнениях, то УСМ с одним спуском будет правильным решением в упражнении спортинг; если кто-то может попытаться схитрить, имея стволы с разными дульными сужениями, то без переключателя очередности срабатывания ударников (курков) задумка не удастся, но это скорее из области фантазерства.
Для многих «автоматчиков» переход на два спуска может вызвать неудобство: пропадет второй выстрел, дичь уйдет, а оказывается, стрелок забыл, что нажимать надо на другой спусковой крючок.
Вообще если охота предполагается на один вид дичи, стрельба примерно в одинаковых условиях, здесь особенно мудрить не надо в выборе работы УСМ ружья.
На ответственных охотах, когда необходимо иметь в запасе второй выстрел, нужно быть более внимательным и точно знать, насколько удобен и быстр переключатель у ружей с одним спуском, нужно хорошенько приглядеться к двустволкам с двумя спусковыми крючками, с проверенным и надежным механизмом.
Автор этих строк в свое время добился первых заметных успехов в стрельбе из МЦ8 с двумя спусками, выполнив норматив на звание мастера спорта СССР, правда, вскоре без каких-либо осложнений перешел на односпусковой механизм, хотя без приключения не обошлось. Но об этом позднее.
Итак, об инструменте, очень умелых руках и чуть-чуть истории.
Было это давно, сборная команда СССР по стендовой стрельбе поехала в Тулу в Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия, чтобы сделать индивидуальный заказ на изготовление ружей. Начали с осмотра уже готовых.
В застекленном шкафу стояло ружье с длинными стволами для траншейного стенда (750 мм). Ю. Цуранов взял его, приложился и сказал, что ружье ему подходит, только нужно сделать к нему стволы с раструбом для круглого стенда (длиной 670 мм).
Оказалось, что это ружье экспериментальное, переходной конструкции от базовой модели МЦ8 к моделям будущего, что служило оно для экспонирования перспективных разработок ЦКИБ СОО.
При первом осмотре выяснилось, что ружье имеет ударно-спусковой механизм с одним спусковым крючком. Ю. Цуранов и большинство стрелков того времени стреляли из ружей МЦ8 с двумя спусковыми крючками, используя на первый выстрел задний спуск (верхний ствол) с переводом пальца на передний спусковой крючок для второго выстрела. Переучиваться на один спуск было поздно, пришлось принять решение приварить к основному спусковому крючку ложный спусковой крючок, чтобы перевести палец для второго выстрела. Получилось два спусковых крючка при одно-спусковом механизме. Ружье оказалось исключительно удачным и подошло Ю. Цуранову идеально.
Вот сила привычки и манера стрельбы: ближний спуск + дальний спуск — при сложившихся, строго рекомендуемых инструкциях и наставлениях стрелять в обратном порядке, чего мы обычно и придерживаемся. Чем объяснить такую особенность некоторых очень известных спортсменов «путать» спуски в упражнении «Круг» (skeet), не знаю, а тогда и в голову не приходило спросить.
Вспомним многие советы по форме приклада (шейки ложи), два спуска английская/прямая, в крайнем случае полупистолетная ложа, один спусковой крючок, пистолетная. Ведущие стрелки своими результатами это как подтверждают, так и опровергают. Однако стрельба влет что на охоте, что по тарелочкам — дело «темное».
Подошло время рассказать об обещанном приключении. Появилась возможность опробовать, получив для тренировочного процесса и соревнований, МЦ9 с одним спуском. Ружье подошло идеально, управляемость была отличная, мишени просто некуда была деться: ткнул стволами в сторону тарелочки — облако дыма осталось…
Но счастье длилось недолго, ружье стало двоить, не залпом, а последовательным непроизвольным вторым выстрелом, за серию раз пять такое случалось. Дошло до того, что при нажатии на спуск я моргать начал. До этого с тем же МЦ9 у другого стрелка было все нормально. Решил, что моя манера работать со спуском не вписалась в особенности данного УСМ. Пришлось перейти на другой «инструмент», на достаточно востребованный «Меркель 303».
Со временем с МЦ9 мы разобрались. В его немыслимо запутанном спусковом устройстве подсела маленькая пружинка, изъян исправили, но ружье было уже в других руках.
Итак, из всего сказанного вывод таков: лучшее и безотказное ружье — это двустволка с двумя спусковыми крючками, позволяющая закрыть практически все русские охоты.