Мы вернемся к тебе, Мурман!

     В конце августа 2006 года МРОО «Охотники Кольского Севера» совместно с Ленинградским областным Обществом охотников и рыболовов провели первые в истории Мурманской области состязания легавых собак.

     Как будто и не уезжал. Полторы тысячи километров пролетели в один миг,  несмотря на большой жилой прицеп, болтавшийся за задним бампером всю дорогу от С.-Петербурга. Прохожу Мурманск, поселок Туманный, и вот долгожданный поворот к дамбе Серебрянского водохранилища. Правая нога отрабатывает педалью газа последние сотни метров, и, наконец-то, у уреза воды показываются палатки и машины с московскими, питерскими, мурманскими, вологодскими и иными номерами. Сколько знакомых милых лиц товарищей по страсти, гоняющей нас от Кавказа и до Кольского полуострова за охотничьей и спортивной удачей! Звуковой сигнал машины будоражит тишину мягкого августовского вечера, отражаясь от сопок, подернутых инеем ягеля. Привет, друзья, привет, Кольский, привет, куропатка!
     В конце августа 2006 года МРОО «Охотники Кольского Севера» совместно с Ленинградским областным обществом охотников и рыболовов решили провести первые в истории Мурманской области состязания легавых собак. Объект состязаний – основная охотничья птица Кольского полуострова, то есть белая куропатка. Состязаниям присвоен ранг межрегиональных, хотя нам не хватило представителей всего двух регионов, чтобы в соответствии с Правилами проведения полевых испытаний и состязаний именовать чемпионат всероссийским. Думаю, после устранения ряда шероховатостей, при сохранении уровня благожелательности к устроителям состязаний со стороны местного охотничьего руководства у состязаний имеются все шансы стать межпородным чемпионатом легавых собак Российской Федерации по боровой дичи. Мне неизвестно, проводились ли в нашей стране до этого  столь представительные состязания по белой куропатке, кажется, эти – первые. Тем почетней инициатива организаторов и заметней их роль в диверсификации практической полевой работы с легавыми. Уверен, если мурманчане и далее будут вкладывать свой энтузиазм в это благородное дело, мы получим новый виток в развитии полевых качеств наших собак, ведь не единой болотной дичью жива российская легавая.
     Стараниями организаторов к судейству привлечены авторитетные эксперты-легашатники, комиссия была не только представительной, но и международной. Председателем назначен эксперт первой категории Паршин И.С. (С.-Петербург), членами – эксперт международной категории Турок А.З. (Республика Беларусь) и эксперт второй категории Севостьянов А.С. (С.-Петербург). Экспертиза в поле осуществлялась по Правилам испытаний легавых по боровой дичи от 2005 года.
     Основные волнения организаторов перед чемпионатом были связаны с двумя моментами. Первое: поедут ли владельцы легавых из регионов нашей страны на Кольский полуостров, все-таки путь неблизкий, да и жить предстояло не на базе, а в тундре, прямо на берегу огромного Серебрянского водохранилища. А погода на Мурмане в конце августа бывает, мягко говоря, всякой.
     Второе, были опасения, разрешат ли территориальные органы Россельхознадзора состязания, откроют ли затем охоту по куропатке для участников. Забегая вперед, отмечу, что опасения оказались совершенно беспочвенными. Азарт и тяга к охотничьим странствиям привели в Кольскую тундру двадцать энтузиастов спортивной охоты с легавыми, большинство из которых приехали с семьями.
     Благодаря энергии кинолога и известной мурманской легашатницы, милейшей Натальи Арвиевны Мавриной, авторитету председателя МРОО «Охотники Кольского Севера» Надточия О.И. и расположению председателя территориального управления Россельхознадзора по Мурманской области всем участникам чемпионата была разрешена охота на белую куропатку в пределах установленных норм. Дорогого стоит такая бескорыстная доброжелательность мурманчан, организация действительно оказалась на высшем уровне. Даже мурманское телевидение освещало ход состязаний прямо из тундры, что, несомненно, послужило делу пропаганды правильной охоты среди охотников Кольского полуострова. Всю организационную работу по проведению чемпионата взяли на себя та же Маврина Н.А. и Андрей Сотник, за что им наше огромное спасибо.
     Первый вечер на Севере оказался вовсе не заполярным. Тепло, ни ветерка, зеркальная гладь водохранилища – все располагало к дружеской беседе за костерком и рюмкой чая. Засиделись допоздна, расходиться не хотелось, но пора и честь знать, ведь завтра утром состязания. Угодья протаксированы мурманчанами, вроде бы неожиданностей быть не должно. Жеребьевка, краткий инструктаж первых пяти номеров председателем экспертной комиссии – и долгожданный  отдых.
     Утро оказалось таким же благосклонным к нам, каким  был и вечер: легкий ветерок, на небе ни облачка, температура около двадцати тепла, как будто мы и не за Полярным кругом. Выехали в угодья, первым запускаем гордона Рида мурманского охотника А. Сотника. Для него и угодья, и дичь знакомы отлично. С самого начала кобель пошел хорошим ходом, не копаясь в набродах, искал рационально, обследуя в первую очередь типичные места. Наличие практики охоты на куропатку чувствовалось сразу. Вот с короткой потяжки он замер в скульптурной стойке, посыл – и треск крыльев большого выводка разрывает тишину тундры. Собака, несмотря на волнение, легко останавливается ведущим. Комиссия описывает работу, затем переходит метров на двести, чтобы продолжить. Ведущий с разрешения главного эксперта командует: «Ищи». Гордон, сделав два–три прыжка, замирает, чутье строго на ветер. Причем ветер этот направлен от комиссии на стоящую легавую. На лицах экспертов недоумение, отчего это Рид стал прямо по направлению их сапог, причем всего метрах в пяти–семи? Пояснения Андрея: «А у вас куропатки, вероятно, прямо в ногах» – никто не принимает всерьез. Как это такая сторожкая птица может сидеть в ногах у трех членов комиссии и двух стажеров, да еще при наличии собаки и ведущего в непосредственной близости?
     Напрасно сомневались. Посыл, и прямо вокруг наших уважаемых судей начинает фонтанировать выводок, да какой! Голов пятнадцать–восемнадцать, не менее! Птицы крупные, с молодого тетерева, взлетают из-под ног с характерным треском и квохтаньем. Да, такое нечасто встречается, а экспертам из Петербурга и Беларуси и вовсе в новинку. К сожалению, не удержался от восторга взлетающей столь близко птицы и наш Рид, захлестнул его азарт погони и желание наказать возмутителей судейского покоя. Результат – снятие за гоньбу, увы.
     Хотелось бы вкратце описать особенности поведения белой куропатки в угодьях, особенно при встрече с легавой и охотником. Держится она в конце августа – начале сентября выводками, в которых оба родителя и молодые, последние мало отличаются размерами от взрослых. Выводки большие, могут достигать численности до 20–24 голов, причем это еще до того момента, когда они начнут сбиваться  в стаи перед зимой. Куропатки могут находиться абсолютно в любом месте угодий: и на моховом болоте, и на сухой сопочке, среди карликовой березки, и в высокой травке по периферии болот, за исключением, может быть, совсем голых вершин сопок или каменистых россыпей.
     Основное правило: ищи куропатку там, где вода. Побережье озерца с низкими берегами, кочки под морошковой порослью на болотце, пружинящий под ногами бережок ручейка или речки, но почти всегда непуганые куропатки будут держаться не далее чем в двухстах–трехстах метрах от воды.
    И, конечно же, птица абсолютно дикая, по большей части ни человека, ни собаки не видавшая никогда. Поэтому она не так боится охотника, как дикого зверя. А на островах водохранилища и его не боится, нет там никакого хищника, за исключением пернатого, да и то редкого. Потому при встрече с легавой собакой непуганый  выводок первоначально спокойно расхаживает даже на открытом месте и лишь спустя время начинает уходить, вначале спокойным солдатским шагом, затем, все ускоряясь, бежит и только потом, оторвавшись от преследования, затаивается. Если не попалось подходящего укрытия, птицы  могут бежать и несколько сотен метров. Смешное зрелище: перед собакой на стойке, вытянув шеи вверх, гордо шествуют голов пятнадцать куропаток.
     Вспоминается один случай на прошедшем чемпионате. Курцхаар моего приятеля в поиске. Выскакивает на хорошем ходу из-за огромного валуна, далее следуют торможение всеми четырьмя лапами и напряженная стойка. Подхожу и наблюдаю удивительную картину: легаш мертво стоит прямо посредине выводка голов в десять–двенадцать. Боясь спугнуть птицу, не шевелит ни одной клеточкой, только глаза, чуть не выкатываясь из орбит, с напряжением вращаются по сторонам, наблюдая за передвижением птиц. А куропатки спокойно, ничуть не смущаясь присутствием огромного зверя, расхаживают у кобеля между ногами! И только посыл ведущего, последовавший через несколько минут после стойки, разрушает эту идиллию.
     Для того чтобы поднять затаившийся выводок на крыло, легавая должна активно подавать птицу, ничуть не притормаживая во время подводки. Легкая подводка есть одно из основных условий успешной работы по белой куропатке. В противном случае выводок просто убежит, зачастую за ветер. Преследование выводка затрудняется еще и тем, что путь куропаток лежит по воде болотца, которая смывает запах мягких птичьих лапок. Также очень помогает успешной работе собаки комбинированное использование верхнего чутья со следовой работой, ведь ветер в сопках не постоянен, часто меняет направление в зависимости от естественных препятствий и высоты над уровнем моря. 
При подъеме на крыло первым, с характерным квохтанием, обычно стартует куропач. Выводок распадается на группы из двух – трех птиц и перемещается довольно далеко, от трехсот до пятисот метров. Заметить место посадки можно далеко не всегда, учитывая пересеченность лесотундры полуострова. Если вы не видели, куда приземлился выводок, нужно двигаться по направлению его полета, стараясь, чтобы собака максимально плотно обследовала местность. Перемещенная куропатка западает, почти всегда «запирая» запах. Поэтому, если работа в благоприятных условиях на 20–25 метров по жирующему выводку не является редкостью для собаки даже со средним чутьем, то перемещенная одиночка, отработанная на 10–12 метров, – большая удача. То же самое относится и к подранкам, которые умеют затаиваться так, что даже с расстояния в полтора метра их невозможно разглядеть.
     Вернемся к состязаниям. По тому же выводку, который с такой страстью погнал Рид, в первый день отработали еще две собаки, причем безрезультатно, последовало снятие за непроявление чутья и недостаточное послушание. В первый день успела отметиться одной работой гордон Сайда В.Рябова (С.-Петербург), после чего выводок окончательно рассыпался и улетел так далеко, что обнаружить его удалось лишь ближе к вечеру. К сожалению, сука, увлеченная манящим, ярким запахом куропаток, погнала. Первый день закончился без дипломов, но экспертная комиссия приобрела бесценный опыт по экспертизе в непростых условиях Заполярья.
     За второй день было отсужено всего три собаки, участники никак не могли найти птицу. Зато единственный обнаруженный выводок принес первые дипломы, причем второй степени, пойнтеру Алдану О.Таги-Заде и курцхаару Скаю Т.Фарукшина (оба из Москвы).
     Вечером приняли решение посвятить утро третьего дня таксации угодий, которую и провели силами всех участников. Птица была найдена, причем в большом количестве, позволившем за два дня отсудить всех оставшихся собак. Как  уже писал выше, одной из особенностей работы по выводкам белой куропатки является то, что птица эта очень горячит собак. Это не замедлило сказаться на результатах, особенно во время выступлений молодых или недостаточно опытных собак. В итоге девять из двадцати собак были сняты за гоньбу, по одной за  недостаточное послушание и непроявление чутья. Двое участников остались без встречи с птицей, один снялся с состязаний.
В ходе чемпионата были дипломированы лишь шесть собак, что очень немного и говорит о сложности работы по белой куропатке. Зато мы получили полевого чемпиона, замечательного, опытного курцхаара Аргуса  Г.Гальперина (Москва), расцененного на диплом I степени с 82 баллами, из них 20 – за чутье. Эта обстоятельная, опытная, отлично поставленная легавая собака показала настоящий мастер-класс в очень сложной работе по боровой дичи. Вторым призером с дипломом второй степени при 78 баллах, с 19 баллами за чутье стала пойнтер Тэсси А.Иванова (Москва).  Третьим – курцхаар Дэйси А.Павлова (С.-Петербург), диплом второй степени, 77 баллов, 18 за чутье.
     На мой взгляд, парадоксальным  является тот факт, что не была дипломирована ни одна мурманская собака,  ведь они имеют такой опыт охоты по боровой дичи, как ни одна из иногородних легавых. Видимо, тому причиной определенная объективная замкнутость мурманчан. На полуострове из-за малочисленности легашатников не проводятся регулярные испытания и состязания. Поэтому владельцы легавых не могут получить практического опыта работы путем сравнения навыков ведущих и качества своего поголовья в поле с высококлассными, отлично поставленными спортивными легавыми Центральной и Северо-Западной России. Ведущие в основном малоопытны. Это, наряду с недостаточным послушанием и дрессировкой,  привело к довольно низкому полевому уровню  мурманских собак. Однако участие в чемпионате, наблюдение за слаженной работой сильных собак и их владельцев, несомненно, даст толчок в работе с легавой собакой на Кольском полуострове.
     Пролетели четыре дня чемпионата, отмеченные не только накалом состязательных страстей, но и мягкой, не совсем характерной для конца августа погодой. Проходит награждение, звучат теплые слова экспертов в адрес победителя и призеров, всех участников и организаторов состязаний. И тут же портится погода, северный ветер гонит низкую облачность, холодает, идет мелкий, нудный дождик.
     Но ничто не может смазать ожидания праздника, ведь завтра долгожданная охота! Утром подъем, чашка чая. Сука уже поскуливает от нетерпения. Влезаем в машину, десять километров светлеющего через морось тумана грейдера, остановка, патронташ, ружье. «...Па-а-а-шла, родимая!» Через пятнадцать минут с намета резкий разворот на ветер и стойка, первая стойка в этом году на охоте по белой куропатке. Выводок бежит,  сука тянет, тянет, станет, тянет, станет. Добегаю, запыхавшись. «Пиль!» – и треск крыльев, дуплет. Туман выхватывает двух птиц для нас с собачкой. Она, радуясь охотничьей свободе, старательно  апортирует их по очереди, зарывая носик свой в перышки такой сладкой  для любой легавой курочки. Перемещенных Рада работает на моховом болоте, они сидели в черничнике и зарослях морошки. Быстро выполняем норму, затем грибы, грибы, грибы, целое море некошеных северных грибов кругом. Набрать ведро крепышей подосиновиков  вовсе не труд, а так, развлечение, благо и занимает минут сорок. Про ягоду и говорить нечего, ковер из черники повергает в полное изумление неизбалованных дарами природы жителей средней полосы.
     На следующий день сажаю в катер друзей, московских пойнтеристов.  Забираю А.З.Турка с его пожилой дратхаарицей,  и вперед. Серебрянка  манит, несмотря на довольно сильное волнение. Обходим острова, высаживаясь на наиболее привлекательных из них, ищем птицу на побережье, благо местность очень подходит для куропатки. Быстро отстреливаем норму и переходим на то, что в путевках значится как «б/о», то есть без ограничения. Это, в первую очередь, гаршнеп, который гнездится в местной тундре, и чирки, в достаточном количестве рассекающие гладь северных озер. Настрелявшись вдоволь, возвращаемся в лагерь.
     Похолодание продолжалось до завершения нашей экспедиции. Температура не поднималась выше +4,+6 градусов, моросили дожди при довольно сильном ветре. Короткое северное лето заканчивалось, зато не оскудевали запасы даров северной природы. Через неделю, вволю настрелявшись, набрав грибов и наевшись ягод, мы отправились восвояси, чтобы вернуться через год, а потом возвращаться и возвращаться вновь к красотам и щедротам северной природы, к блесткой работе собак и азарту состязаний, а главное – к охоте, составляющей смысл и содержание жизни любого настоящего легашатника и его четвероногого питомца.