«Холодным оружием считается любое изделие клинкового (ножевого) типа, с длиной клинка свыше... мм при толщине обуха клинка свыше... мм, угле схождения линии лезвия клинка с линией его обуха менее... градусов и общей массе всего изделия свыше... граммов, независимо от твердости материала, из которого изготовлен клинок, формы и материала, из которого изготовлена рукоятка изделия».
Мноуважаемая редакция «Российской Охотничьей газеты»!
С большим удовлетворением воспринял появление в газете рубрики «Юридическая служба» с интересным материалом известного и уважаемого автора Елены Шелковниковой «Кухонный или охотничий?».
Несомненно, что рубрика эта необходима газете для систематического проведения своеобразного правового минимума и для охотников, владеющих как огнестрельным, так и холодным оружием, и для простых любителей природы, читающих вашу интереснейшую газету, которые, бывая часто на природе, пользуются разного рода ножами и инструментами, не всегда представляя четко все правовые аспекты, связанные с этим использованием.
Практика применения нынешнего оружейного законодательства еще слишком несовершенна, налицо много противоречий и неясностей, о которых постоянно пишут специалисты на страницах ведущих российских оружейных журналов во главе с «Магнумом», поэтому наличие подобной рубрики просто жизненно необходимо в «РОГ»е.
С надеждой на будущие публикации под этой рубрикой позволю себе направить редакции два вопроса, которые, возможно, в какой-то степени определят новые темы для материалов под этой рубрикой.
1. Определяет ли существующее законодательство разрешенную длину клинка для простого складного ножа, который любой гражданин может свободно носить в кармане в любом населенном пункте?
Магазины предлагают огромный выбор свободно продающихся ножей, особенно импортных, имеющих простую складную конструкцию с длиной клинка, значительно превышающей 9 см.
1а. Как правильно вести себя гражданину, когда некомпетентные или недобросовестные работники милиции пытаются шантажировать гражданина уголовным преследованием при обнаружении у него простого складного ножа с длиной клинка свыше 9 см, оборудованного устройством фиксации клинка в раскрытом положении? Такого рода ножи, особенно импортные, в огромных количествах продаются свободно во многих магазинах, некоторые из них предлагаются в качестве охотничьих, иные с длинными и узкими клинками очень удобны для сбора грибов (типа навахи), некоторые очень хороши в качестве ножа для «каменных джунглей». Проблема эта существует, она очень актуальна и требует четкой, юридически обоснованной позиции.
2. Кому как не членам редколлегии «РОГ»а и «Магнума» знать о том, что очень многие охотники пользуются самодельными ножами, предпочитая свою собственную форму клинка и рукоятки.
Естественно, что в условиях действующего в нашей стране законодательства реализовать это естественное право каждого охотника не совсем просто и особенно в том, что касается ношения подобного самодельного ножа, даже в полевых условиях реальной охоты.
Известно, что изготовление холодного оружия без соответствующего разрешения чревато большими неприятностями и уголовным преследованием.
Можно ли решить эту проблему, изготовив собственный нож в рамках тех параметров, о которых упоминал известный наш оружейник Игорь Скрылев в своем материале «Финский нож «по-русски», опубликованном в одном из последних номеров журнала «Магнум»?
Напомню, что ссылаясь на законодательство, г-н Скрылев говорил о ножах туристского предназначения, которые можно свободно носить туристам (надо полагать, что и охотникам, и грибникам тоже), если длина их клинков не превышает 15 см при толщине обуха клинка не более 2,4 мм.
Или рассчитывать на подобную «индульгенцию» бесполезно, поскольку нож самодельный и был изготовлен без соответствующего разрешения, независимо от параметров его клинка и его формы?
Был бы очень благодарен, если бы компетентные юристы ответили на мои вопросы, тем более что поднимаемые в них проблемы наверняка интересуют большинство читателей «РОГ»а и журнала «Магнум».
В заключение хотел бы сказать несколько слов о материале г-на Вальнева «Испытание холодного оружия».
Материал и интересен, и познавателен, но, к сожалению, не дает ответа на главный вопрос, который сам же автор и ставит во вступлении к своей статье: «Так какой же нож можно смело брать в лес на прогулку за грибами, не нарушая УК?» Хотелось бы знать конкретные параметры клинка, с которым можно безбоязненно собирать грибы в лесу, не путаясь в собственных выводах и умозаключениях.
Невольно получился еще один вопрос, напрямую перекликающийся с ранее изложенными, который, я уверен, волнует абсолютное большинство читателей «РОГ»а и «Магнума».
Думаю, что подобные вопросы возникают у граждан не только из-за недоработки соответствующих положений Закона «Об оружии», но также и потому, что в самом законе нет четкой формулировки того, какой клинок считать холодным оружием, и все отдано на откуп ЭКЦ МВД.
Я ни в коем случае не хочу «отбирать хлеб» у уважаемых экспертов-криминалистов из этого уважаемого ведомства, но в интересах граждан предлагаю принять единую формулировку и внести ее в Закон «Об оружии», чтобы не бегать с каждым ножом в ЭКЦ МВД, а использовать знания и методики его специалистов лишь в особых случаях, выходящих из стандартных рамок законодательства.
Возможный вариант такой формулировки подсказал мне уважаемый г-н Вальнев, который частично «рассекретил» те действия, которые осуществляются в лабораториях ЭКЦ МВД и в результате которых тот или иной нож испытывается на «убойность», т.е. признается оружием.
Я бы рискнул предложить уважаемым специалистам-оружейникам и господам законодателям следующую формулировку или определение.
Остается только проставить конкретные цифры, которые без труда назовут и криминалисты из ЭКЦ МВД, и независимые эксперты, и специалисты-оружейники из разных ведомств и специальных оружейных изданий.
Если бы подобное определение существовало в Законе «Об оружии», то гражданам стало бы жить намного легче, исчезла бы неразбериха и путаница в нынешнем реальном обороте изделий клинкового типа на территории России.
Предвижу вопросы по определенной категории кухонных ножей, особенно импортных, которые явно выходят по своим параметрам из указанных рамок.
Думаю, что вопрос этот можно решить довольно просто, обязав торгующие организации предупреждать покупателей специальными объявлениями или предупредительными надписями о том, что данный кухонный нож можно использовать только в пределах жилища и, будучи вынесенным из дома, он попадает по законодательству под определение «холодное оружие» со всеми вытекающими отсюда последствиями. То же самое относится и к большим специальным ножам, которыми пользуются мясники, продавцы и т.д.: на рабочем месте этот нож - инструмент, за его пределами - холодное оружие. Случаи необходимой переноски или перевозки таких ножей, как и условия их хранения могут регламентироваться специальными межведомственными инструкциями.
По автоматическим ножам, конечно же, должен оставаться существующий отдельный пункт с ограничением длины клинка 9 сантиметрами.
Что касается простых складных ножей с фиксатором клинка или без, то длина их клинков должна отличаться лишь с точки зрения их свободного ношения в населенных пунктах (по мировой практике это будет примерно 11 см).
Для ношения складных ножей вне населенных пунктов, думаю, допустима длина клинка до 15 см, как у туристских, при той же толщине обуха (2,4 мм).
Если бы вся эта информация содержалась в самом законе, то сколько проблем, связанных с ножами, исчезло бы из нашей жизни и граждане не оказывались бы в дурацком положении между магазином и работником милиции.
Очень надеюсь, что мое предложение будет учтено специалистами в их дальнейшей работе над усовершенствованием Закона «Об оружии».