За последние семь лет в Российской Федерации принят уже второй Закон «Об оружии». Первый с одноименным названием был принят в 1993 году и действовал до 1 июля 1997 года, т.е. до вступления в силу ныне действующего Закона РФ «Об оружии». До 1993 года специального «оружейного» закона ни в России, ни в СССР не было, а оборот гражданского оружия в тот период времени регулировался подзаконными актами и инструкциями МВД.
Принятие специального Закона, несомненно, является шагом вперед по сравнению с тем положением, которое существовало до его принятия.
Однако, к глубокому сожалению, приходится констатировать, что Закон далек от совершенства, что, в свою очередь, влечет большие неудобства для участников оборота оружия.
Для подтверждения сказанного обратимся к Закону.
В соответствии со ст. 9 и 13 Закона любое физическое лицо имеет право приобретения гражданского оружия, виды которого перечислены в ст. 3. Документом, дающим право приобретения охотничьего оружия является лицензия, выдаваемая органами внутренних дел.
Для ее получения гражданин обязан представить в отделение милиции по месту жительства заявление по установленной форме с приложением ряда документов (медицинское заключение, квитанция об уплате госпошлины и т.д.). Орган внутренних дел рассматривает заявление в течение одного месяца и, при отсутствии запретов, выдает заявителю лицензию на право приобретения оружия. Срок действия лицензии шесть месяцев. После постановки на учет приобретенного оружия орган милиции выдает разрешение на его хранение либо на хранение и ношение, если заявителем является охотник.
Такую систему «легализации» оружия можно назвать двухступенчатой: вначале выдается лицензия на право приобретения, а затем соответствующее разрешение.
Таким образом, надлежаще оформленное заявление гражданина является, в конечном счете, основанием для выдачи ему лицензии на право приобретения, а затем того или иного разрешения, которое выдается сроком на пять лет. Законом установлено, что гражданин может иметь в собственности до пяти единиц оружия. Но установив предельное количество единиц оружия, которое гражданин в праве иметь в собственности, законодатель не предусмотрел какого-либо специального порядка выдачи лицензий на право приобретения каждой последующей единицы оружия вплоть до максимально разрешенной. Как уже говорилось выше, законом установлено, что для получения лицензии гражданин обязан представить в орган внутренних дел заявление по установленной форме с приложением для этой цели документов. И это все! Никакой специальной процедуры или оговорки относительно порядка выдачи лицензий и разрешений для лиц, которые уже имеют разрешения на право хранения или хранения и ношения оружия Законом не предусмотрено, т.е. во всех случаях действует общий порядок оформления лицензий и разрешений. На практике это означает следующее.
Например, владелец оружия, в рамках пятилетнего срока действия его разрешения, обращается в ОВД с заявлением о выдаче ему очередной лицензии на право приобретения следующей единицы оружия. Исходя из общего смысла закона, заявитель обязан вновь собрать и представить в органы милиции полный пакет требуемых документов, и это несмотря на то, что ранее аналогичный пакет документов уже послужил основанием для выдачи ему того или иного разрешения сроком на пять лет. К сожалению, это только начало проблем. При постановке на учет этой очередной единицы оружия ее владельцу выдается и очередное соответствующее разрешение сроком на пять лет, начиная с даты постановки оружия на учет.
В Законе остается открытым и вопрос о том, как быть в этом случае с ранее выданным разрешением (разрешениями), а точнее со сроком его (их) действия.
С точки зрения здравого смысла было бы логично при выдаче второго и последующих разрешений сроки действия предыдущих разрешений начинать исчислять с момента выдачи последнего разрешения, ибо гражданин при подаче заявления о выдаче лицензии на право приобретения последней единицы оружия вновь подтвердил свое право на владение им. Для иллюстрации сказанного обратимся к следующему примеру. Предположим, первая единица оружия была приобретена в 1998 году, следовательно, срок действия разрешения оканчивается в 2003 г. Далее. В 2000 году приобретена вторая единица оружия, срок действия разрешения по которой истекает в 2005 году. Поэтому, исходя из логики вещей, при выдаче в 2000 году второго разрешения сроком на пять лет необходимо срок действия предыдущего разрешения от 1998 года начинать исчислять также с момента выдачи второго разрешения, т.е. с 2000 года, поскольку владелец оружия снова подтвердил свое право на владение оружием. Технически это можно было бы исполнить путем внесения ранее приобретенного оружия в последнее выдаваемое разрешение. Хотя, конечно, здесь могут быть и другие варианты решения проблемы.
Однако на практике все происходит иначе. По каждой следующей единице оружия выдается самостоятельное разрешение сроком на пять лет. В итоге доходит до абсурда: если гражданин в течение пяти лет ежегодно приобретает по одной единице оружия, то впоследствии он вынужден будет ежегодно обращаться в органы внутренних дел с заявлениями о продлении сроков действия разрешения на каждую конкретную единицу оружия. При этом необходимо прилагать к заявлению полный пакет требуемых в соответствии с Законом документов. С этой проблемой постоянно сталкивается большое количество охотников, которые имеют в собственности более одного ружья. Сложившаяся система регистрации оружия вызывает вполне обоснованные претензии к ней с их стороны. Чаще всего недовольство выплескивается в адрес работников разрешительной системы. Однако последние здесь ни при чем поскольку они лишь применяют на практике недоработанный Закон.
Но все же имеется один момент, на который необходимо обратить внимание читателя. Приказом Министерства внутренних дел от 12 апреля 1999 года N№ 288 утверждена «Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 24 июня 1999 года N№ 1814. В соответствии с пунктом 22 инструкции граждане РФ, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представлять по месту жительства в орган внутренних дел:
б) ксерокопию паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство РФ;
в) две фотокарточки размером 3x4 см;
г) медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.
Пункт 23 дополняет этот перечень документом, удостоверяющим право на охоту, в том случае, если гладкоствольное оружие приобретается в целях охоты.
Указанный перечень соответствует требованиям Закона. Однако в инструкции имеется одно «но», которое отсутствует в Законе. В п. 24 названной инструкции содержится следующая норма: «При повторном (в течение пяти лет) обращении в органы внутренних дел о получении лицензии гражданин РФ представляет только заявление и документы, свидетельствующие об изменении ранее изложенных анкетных данных».
Адвокатская практика автора этих строк показывает, что наибольшее количество нареканий граждан в адрес работников разрешительной системы заключается именно в том, что последние, вопреки пункту 24 инструкции, требуют от граждан представления всего перечня документов, включая медицинское заключение, т.е. идут на прямое нарушение ведомственного приказа. Разумеется, действующее законодательство представляет гражданам определенные права в борьбе с бюрократической волокитой и необоснованными требованиями, но это отдельная тема.
Теперь вернемся к Закону. Выше уже говорилось о том, что существующая система легализации гладкоствольного и нарезного оружия является двухступенчатой. Именно она порождает негативные последствия для владельцев оружия. Вместе с тем для определенных видов оружия Закон предусматривает одноступенчатую систему его легализации. Так, ст. 13 часть 3 Закона устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право приобретать газовое оружие, огнестрельное бесствольное оружие и некоторые другие виды оружия на основании лицензии с последующей регистрацией приобретенного оружия в органах внутренних дел по месту жительства. В лицензии допускается регистрация не более пяти единиц оружия. Лицензия дает право на приобретение оружия и одновременно является разрешением на его хранение и ношение. Срок действия лицензии 5 лет.
Практически это выглядит следующим образом. Выполнив все формальности и подав заявление в отделение милиции, заявитель получает так называемую открытую лицензию, которая одновременно дает ее владельцу право приобретения, хранения и ношения оружия самообороны. Последующая регистрация в органах милиции приобретенного оружия носит по существу уведомительный характер. В период срока действия лицензии ее владелец может приобрести по ней не более пяти единиц оружия. При этом абсолютно не имеет значения, приобретено ли оружие в первый, промежуточный или последний день срока действия лицензии. В случае продления срока действия лицензии автоматически продлевается на этот же срок право на хранение и ношение всего указанного в ней оружия. Сохраняется и право владельца на приобретение нового оружия, однако с тем, чтобы общее его количество не превысило установленного Законом предела.
Автор специально уделил много места одноступенчатой и двухступенчатой системам легализации оружия, поскольку при их сравнении преимущества второй по отношению к первой очевидны, т.к. устраняют негативные последствия двухступенчатой системы для участников оборота оружия. Но переход от одной системы к другой требует внесения изменений в Закон «Об оружии». Однако процедура внесения изменений и дополнений к действующим Законам весьма сложная и длительная во времени. К тому же по состоянию на сегодняшний день Государственная Дума Российской Федерации имеет большой объем законодательной работы, поэтому ожидание изменений и дополнений в Закон «Об оружии» может продлиться не один год.
В связи с этим автор предлагает другой, более приемлемый вариант изменения сложившейся ситуации к лучшему. Этот вариант не связан с изменением действующего Закона, а предполагает внесение изменений в подзаконные акты. Ранее уже упоминалась инструкция МВД РФ N№ 288, которая регулирует порядок выдачи разрешений на приобретение гражданами оружия. В настоящий момент пункт 41 (его предпоследняя часть) инструкции звучит следующим образом: «На каждую единицу оружия работники юридических лиц и граждане РФ получают отдельное разрешение...». Именно вследствие этого двухступенчатая система легализации охотничьего и соответствующего ему оружия влечет негативные последствия для граждан. Для их устранения достаточно изменить процитированную часть пункта 41 и сопряженные с ним другие пункты инструкции. В измененном виде они должны содержать следующее правило: «На каждую последующую единицу оружия гражданин РФ получает соответствующее разрешение; при этом сроки действия на ранее приобретенное им оружие начинают исчисляться с момента выдачи последнего разрешения». Или: «При выдаче гражданину РФ разрешения на каждую последующую единицу оружия в него вписываются номера ранее приобретенного оружия, но не более пяти единиц».
Разумеется, предложенные формулировки не являются окончательными их вариантами, но суть должна быть именно такой. Преимущество варианта изменения инструкции очевидно и не связано с трудоемким процессом изменения Закона. Для изменения инструкции достаточно лишь наличие доброй воли руководства МВД РФ. По сути, таким способом можно легко и быстро избавить граждан РФ от абсурдных последствий выдачи им отдельного разрешения на каждую единицу оружия.
Пользуясь случаем, хотелось бы на страницах газеты услышать ответ на поставленную проблему ответственных работников МВД РФ, а также мнение читателей, которые столкнулись с проблемой регистрации охотничьего и другого оружия.