Проблемы новых Самсоновых

Так уж получилось, что моя статья “О новых Самсоновых”, посвященная 2-й (ноябрьской) выставке “Традиции и искусство клинка - 2000”, была опубликована в “РОГ” буквально перед самым открытием очередной 3-ей выставки. Новоявленные российские Самсоновы снова показали москвичам образцы своей режуще-колющей продукции в выставочном зале “Мир” завода им. С.Орджоникидзе.

Нет смысла вновь описывать то, что лежало под стеклом на стендах. Как говорил герой одной знаменитой комедии, такие вещи надо смотреть, гладить, щупать, трогать и, возможно, даже нюхать. А если все-таки попытаться дать какую-то обобщающую оценку увиденному, то, доложу вам, что за державу обидно не было.

В основном состав участников выставки “Клинок-2001” остался неизменным. Правда, на этот раз не было “БАСКо”, Сушко и кубачинцев. Зато новичок выставки - “Златоустовская оружейная фабрика” (увы, не в части именно охотничьих ножей) выглядела весьма достойно и впечатляюще. Другой потенциальный новичок - “Ижевский оружейный завод” (подобно “Диане-Т” в прошлом году) поступил весьма некрасиво. Его заявка на участие в выставке была, как положено, принята. Организаторы выставки включили образцы продукции ижевцев в свой каталог, отвели им стенд (естественно, понесли затраты), а ижевцы не приехали. И даже не извинились перед организаторами выставки...

После того, как я походил по этой выставке, поговорил с отдельными ее участниками, а с некоторыми даже познакомился, у меня появилось желание рассказать уважаемым читателям “РОГ” не о клинках, в изобилии лежавших и висящих на стендах, а о людях, возрождающих ножевое производство Государства Российского, и о стоящих перед ними проблемах.

СОБАКА НА СЕНЕОдин участник выставки (он просил не называть его фамилию) был озабочен проблемой сбыта той красотищи, которую производит его предприятие. Его блистательные по оформлению ножи посетителям дозволялось брать в руки (и это было абсолютно правильно!), лишь облачив последние в перчатки. А прорвало мужика сразу после моего пожелания, как только я сказал ему, что такое впору предлагать шейхам да эмирам. Вот его тирада: “Да у меня это готовы брать и канадцы, и японцы, и азиаты, а что толку! Покупает такой ножик иностранец, расплачивается как положено, а при выезде из России на таможне у него эту покупку отбирают. И начинается тягомотина с Министерством культуры и Государственным Историческим музеем на тот предмет, является ли данный разукрашенный золотом ножик, сделанный золотыми руками златоустовских мастеров, произведением искусства, представляющим собой историческую ценность, или не является. А что прикажете делать выложившему свои кровные за отобранный ножик иностранцу, когда в аэропорту уже объявлена посадка на его рейс?”.

Далее он с горечью поведал о том, что иностранцы (оказывается, случаи, подобные вышеупомянутому, далеко не единичны) с недоумением, насмешкой и откровенной издевкой говорят, что только в России они имеют “счастье” купить потрясающую вещь (надо отдать им должное - в этом они разбираются), заплатить за нее пятизначную сумму (в у.е.), получить сертификат установленного образца, товарный чек на покупку и... остаться с носом! И добавляют (контрольный выстрел): “Вы никогда не будете жить нормально, как живут во всем мире!”. А что тут возразишь? Увы, ничего.

И что прикажете делать со своей красивой продукцией тому производителю, который потратился на организацию производства, на драгоценные металлы, на специальные дорогостоящие материалы, на дорогостоящую ручную отделку своих изделий? Мастерам (и их семьям) тоже кушать хочется, к тому же желательно три раза в день.

Интересная ситуация получается. Тетя Маша из Минкульта и тетя Даша из Государственного Исторического музея, увы, нищие (точнее, их организации), поэтому выкупить эти изделия не могут. А продавать “за бугор” не разрешают! То есть налицо и сено, и сидящая на нем собака. И как эта ситуация разрешится, одному Богу известно.

А логика здесь абсолютно простая и очевидная: производители, создавшие сегодня (речь не идет о старых и старинных изделиях) нечто высокохудожественное, являются его законными собственниками и вправе этой собственностью распоряжаться самостоятельно, по своему усмотрению, без вмешательства чиновников. (Численность последних в современной России, как показывает статистика, чуть ли не в два раза больше, чем было в СССР! Этих мозгов, хотя бы половину, да в производство!)НОЖ МУЖЧИНУ УКРАШАЕТОчень много проблем связано с несовершенством действующего законодательства. На мой взгляд, все нормативные документы (и закон “Об оружии” в том числе) должны максимально соответствовать современным реалиям!

Несуразиц, неоднозначности, пробелов и откровенного маразма в действующих ГОСТах и других нормативных актах более чем достаточно! Но это - тема для отдельного обстоятельного обсуждения, которое те, кто именует себя “оружейными изданиями”, должны пренепременно поддержать.

Президент фирмы “НОКС” Игорь Скрылев, с которым я на этот раз имел счастье познакомиться на выставке, сформулировал свою собственную поправку к российскому оружейному законодательству. Она выглядит примерно так: “У каждого гражданина Государства Российского должно быть законное право иметь при себе (носить в кармане или на поясе) ножик по своему вкусу”. И ничего страшного при этом не случится! Лично я готов поставить под вышеупомянутым и свою подпись. Вспомните, сколько было визгу в СССРовские времена, когда было, что называется, повальное увлечение восточными единоборствами: каратэ, кун-фу и прочими. Верховный Совет на этот счет даже закон запретительный принял, ну и что? Сладок ведь только запретный плод! Отменили этот идиотский закон, и ничего не случилось! И еще пример из не столь уж далекого совкового прошлого: канувшая в лету эпопея с запретами на выезд “за бугор”. Ведь как здесь упирались чинуши и законодатели, боясь и ахая, что вот, мол, как только дадим народу волю, все быстренько из страны поразбегутся. Потом все-таки дали волю - и что? Опять ничего не случилось!

В русском языке есть одна великолепная мудрая пословица: “Умный учится на чужих ошибках, дурак - на собственных”. Ее бы золотом да на черном фоне (для большей контрастности) и повесить, в первую очередь, в Государственной Думе (на стене за спинами сидящих в президиуме), чтоб эта вековая мудрость постоянно была перед глазами народных избранников. Подобное можно (и нужно) сотворить в Госстандарте и в других организациях, законо- и нормотворчество которых в настоящее время привело к тому, что частным производством (не торговлей!) отечественного российского оружия, по выражению ижевского конструктора-оружейника Михаила Драгунова, могут заниматься лишь отчаянные смельчаки либо сумасшедшие.РУССКИЕ КУЗНЕЦЫВыставка “Клинок-2001” дала посетителям возможность лицезреть и весьма колоритные личности.

Александр и Алексей на стенде галереи “Русские палаты” были вежливы, внимательны и с большим удовольствием рассказывали интереснейшие вещи о том, из чего и как сделаны их умопомрачительной красоты (и остроты!) клинки.

Кузнец Всеволод Сосков (в миру Сева) из “СТОРЦа” был совершенно неотразим. Единственное, что смазывало впечатление, так это его неумение профессионально затачивать изготовленные им клинки. А мое предложение - всего за пару минут научить его этому искусству - Сева почему-то отверг, сославшись на занятость (?).

В этот момент в нашу беседу влез мужичок, очень гордо заявив, что может наточить ножик так, что положи поперек его острия человеческий волос, дунь на него - и кусок волоса тут же упадет на землю. На меня это, естественно, произвело впечатление, и я попросил его поделиться своим секретом, позволяющим добиваться столь замечательных (если не сказать феноменальных) результатов. Мужичок стушевался и начал объяснять, что это делает вообще-то не он, а один его знакомый. Моя просьба познакомить с этим кудесником заточки почему-то оказалась неуслышанной. Тогда я обратился к нему с наивно-настырным предложением: а почему бы ему не узнать секрет той заточки и не описать его в оружейной периодике, чтобы читатели “взяли его на вооружение”. После этого мужичонка мгновенно воспрянул духом и с новым приливом гордости поведал мне, что о ножах, дамасках и булатах он пишет много!

Я после этого, конечно, не мог устоять перед искушением узнать: кто же таков мой новый собеседник?

Друзья мои, охотники! Жизнь наша тем и хороша, что в своей однообразности иногда вдруг преподносит нам совершенно неожиданные сюрпризы, заставляя несказанно удивляться. Так случилось и со мной в тот момент, поскольку в ответ на свой вопрос я услышал: Архангельский!

Я никогда ранее не встречал этого человека, но читал достаточно много его статей и видел фото клинков его работы. В моем представлении кузнец этот виделся этаким огромным и могучим, “а-ля Будулай”. Увы, меня мое воображение на этот раз подвело, чего нельзя сказать о реакции. Замешательство было секундным, и я уже было раскрыл рот, чтобы задать знаменитому (судя по его публикациям) кузнецу кучу интересных вопросов. Увы, мне пришлось разочароваться вторично. Подошедший посетитель выставки заинтересовался дамасковым ножом с золотой насечкой в руках Архангельского. Я со своими вопросами оказался ему (увы!) неинтересен.

А вот с президентом галереи “Русские палаты” Сергеем Бутовым разговор получился. Узнал, что президент немножко обиделся на меня за мою предыдущую статью “О новых Самсоновых”. Как оказалось, запомнившийся почтенной публике дамасковый кувалдометр с рукояткой из эбенового дерева не был “русскопалатным”. Я, естественно, извинился, добавив, что в моем прежнем представлении эта связка выглядела примерно так: “Галерея и Архангельский - близнецы-братья!” (Почти по В.В.Маяковскому). Оказалось - нет! Есть в галерее мастера и покруче Леонида.

Вторая обида касалась неприятия моих критических слов в адрес грубых гаек на навершиях ножей “Русских палат”. По словам президента выходило, что даже черен, сделанный из твердого как кость макасара, может скукожиться (со временем) на 1,5 мм. А так - подтянул отверткой гайку, и живи себе спокойно! Но, на мой взгляд, все-таки дело не в этом. И вообще предприятию, достигшему известных (это признано всеми) высот и, не побоюсь этого слова, пока недосягаемому для других конкурентов создании элитного холодного оружия, пора бы уже жить и работать почти по Чехову, а именно: в ножах “Русских палат” все должно быть прекрасно - и клинки, и рукоятки, и системы их крепления! Скажу больше: знаменитым кутюрье, “русскопалатцы” должны сами проповедовать абсолютно безупречный вкус и, если хотите, быть законодателями высокой моды в ножевом производстве. Ну а третья обида была высказана примерно так, что, мол, вот на кузнеца Пампуху (с Волги) с его дешевыми дамасками Посудин не пожалел хороших слов, а галерее таковых досталось маловато. (И было мне после этого присвоено звание “Недоброжелателя галереи “Русские палаты”). Только дело это, наверное, поправимое. После пятнадцатиминутного (!) рассказа Сергея о своей галерее, сделанного, что называется, на одном дыхании и с горящими глазами, я понял, что с этим человеком я должен встретиться хотя бы еще раз. Предложение на этот счет было принято.

Запомнился главный художник “Златоустовской оружейной фабрики” Александр Сергеевич Волк-Леванович. А о художественных изысках их образцов и говорить не приходится. Это надо видеть! При всем при том дизайн охотничьих ножей этой фабрики еще, безусловно, должен измениться в лучшую сторону.

Сергей Марычев из Новгорода тоже весь в заботах и проблемах. Чтобы его предприятие имело перспективы, ныне восемьдесят его работников должны ежемесячно “выдавать на-гора” три тысячи ножиков, как говорится, на любой вкус. За прошедшие полгода в его экспозиции появились новинки улучшенного дизайна, сверхлегкие модели и, наконец, ножи с резиновыми ручками. Последние, благодаря их практичности и дешевизне, наверняка сыщут своего покупателя, особенно в российской глубинке. Задумана и совершенно новая модель складного ножа.

Словом, жизнь продолжается!

И в заключение хочется сказать самые теплые и добрые слова в адрес устроителей и организаторов выставки “Клинок-2001”, в частности Валерия Егорова и Елены Бражник. Пусть не все сразу получается гладко, и не все цели оказались достигнутыми, это не страшно! Ведь это всего лишь третья выставка. Появляется новый опыт, новые идеи, новые единомышленники, и, уверяю вас, мой прежний оптимистический прогноз непременно сбудется.

Удачи вам всем!