С большим интересом прочитал материал Александра Посудина “Проблемы новых Самсоновых” (штрихи к выставке “Клинок - 2001”)”, опубликованный в “РОГ” от I августа 2001 года. Глубинный анализ некоторых важных аспектов частного ножевого производства в современной России не может не вызвать отклика у многих профессионалов-ножевиков и еще более многочисленных любителей, серьезно относящихся к этой интересной теме.
Положение отечественных мастеров-ножевиков, производящих высокохудожественные и ювелирные образцы холодного оружия, не может не вызывать искреннего сочувствия из-за невозможности нормальных условий реализации их замечательной продукции в условиях нашей вроде бы рыночной экономики.
Мы давно уже привыкли к чиновничьему равнодушию и лени, откровенному скрытому мздоимству. Бороться с этими проявлениями крайне сложно, особенно, если речь идет об отдельном кустарном производителе или небольшом частном предприятии. Помочь в решении этой проблемы могла бы ассоциация мастеров-оружейников, имеющая не только определенный общественный, но и юридический статус. Похожая ассоциация есть, но, к сожалению, возможности ее пока слишком скромны и не распространяются дальше организации редких выставок высокохудожественного и ювелирного холодного оружия, которое до сих пор производится и выставляется на подобных выставках фактически полулегально без должного законодательного обеспечения и поддержки.
Пока же единственным выходом из этой сложной ситуации является личная смекалка и предприимчивость производителей и их богатых клиентов, позволяющие пройти неоправданные таможенные барьеры и вывезти изделие за пределы страны, не нарушая закона.
Уверен, что совместные усилия организованно действующих мастеров-оружейников и их богатых и влиятельных клиентов позволят “расшевелить” незаинтересованную чиновничью братию и изменить явно устаревшие и вредные для нашей экономики инструкции, изменив ситуацию к лучшему.
Рассуждая на уровне эмоций, трудно не согласиться с тезисом Игоря Скрылева о том, что каждый российский гражданин должен иметь право носить с собой нож по вкусу. Однако в этом деле должны присутствовать определенная оружейная культура и разумные ограничения, которые не позволяли бы свободно покупать в магазинах боевые ножи. Нож, принципиально сконструированный для убийства, должен быть только в специальных подразделениях вооруженных сил и полиции и ни в коем случае не должен попадать в свободную продажу и, тем более, свободно носиться любителями “военной экзотики” там, где им вздумается.
Вкусы у любителей ножей могут оказаться очень разными, и эти вкусы надо не только воспитывать на лучших образцах ножевой культуры, но и разумно ограничивать в законодательном порядке, чтобы не доводить дело до крайностей, которых в нашем Отечестве всегда хватало о избытком.
На мой вкус, например, для охоты, рыбалки или турпохода лучше всего подошли бы соответствующие ножи “Южного Креста” или ножи от Шокурова, Кириллова, Марычева.
Однако нельзя не учитывать наличие большой армии любителей, для кого нож является не красивым и удобным инструментом, без которого не обойтись на охоте или в походе, а своеобразным средством самоутверждения и самовыражения. Эта категория любителей ножей, особенно ее молодежная часть, менее всего задумывается над практической целесообразностью ножа и удобством его применения. Для нее главным является внушительный внешний вид, “хищная” конфигурация клинка, его массивность, пугающая обывателя.
Именно на эту категорию любителей ножей и рассчитаны реплики боевого короткоклинкового холодного оружия и прочие сомнительные образцы, копирующие надуманные киношные модели типа “Рембо”.
Не хочу обидеть коллекционеров холодного оружия, но они, я не сомневаюсь, поймут меня правильно и согласятся с тем, что пускать ‘в свободную продажу копии боевых ножей нельзя ни в коем случае. Здесь просто необходимы обоснованные законодательные ограничения.
В обществе должна воспитываться ножевая культура, и большая роль, если не решающая, принадлежит в этом нашей лучшей оружейной периодике
А пример есть с кого взять, да и ходить за ним далеко не надо. Наша старая добрая соседка Финляндия, на мой взгляд, являет собой яркий пример высокой ножевой культуры и правильного отношения к человеку о ножом.
Безусловно, и в нашем прошлом можно найти немало примеров высокой ножевой культуры, что мы и видим в лучших образцах нижегородцев и “Южного Креста”, на деле возрождающих такое понятие, как “русский нож”. Именно в этом я вижу главный итог всех прошедших выставок образцов отечественной ножевой продукции.
Мне кажется, что представителей предприятия “Русские палаты” подводит излишняя самоуверенность, в чем-то даже самодовольство, профессиональная изоляция от других своих коллег, а также то обстоятельство, что они производят продукцию, не имеющую реального применения в деле.
Иначе чем еще можно объяснить те грубейшие просчеты, которые были допущены мастером, изготовившим для выставки (?) такие странные ножи с грубыми стяжными гайками и рукоятками из невыдержанной древесины, пусть даже редкой и экзотической. Такой “ляп” не допустил бы даже ножевик-любитель среднего уровня, имеющий у себя достаточный запас деревянных заготовок высокого качества выдержки для изготовления рукояток самых простых ножей.
О какой “усадке” или “усушке” можно говорить, если речь идет о рукояти выставочного образца, представленного предприятием, производящим элитное холодное оружие!
Почему же мастера “Южного Креста” не боятся насаживать деревянные детали рукояток своих ножей непосредственно на хвостовик, не боясь никаких “усадок” древесины? А ведь они изготавливают самые сложные для сборки комбинированные рукоятки, в которых берестяные наборные пластины безупречно сочетаются с цельнодеревянными деталями.
Стяжные гайки, имеющие, как правило, определенную декоративную отделку, применяются на рукоятках простых ножей с кожаной наборной рукояткой. Такие простые ножи можно было видеть в экспозиции Марычева, но я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из участвующих в этой выставке известных мастеров позволил себе выставить нож с кожаной наборной рукояткой, имеющей такую гайку в сочетании с дорогим дамасковым клинком.
Так кто и на кого должен обижаться? Думаю, что отдельным “русскопалатцам” надо быть самокритичнее!
Александра Посудина хочу поблагодарить за его “хождение в народ”, за точные профессиональные оценки изделий, представленных на выставке, за советы и пожелания всем ножевикам России, а так же организаторов выставки за их старание и энтузиазм.