Как это часто бывает, первые мормышки были относительно большими по размеру, рисунок классической, плоской мормышки приведен на рис.1. Для того, чтобы изготовить более тяжелую мормышку, мы не увеличивали ее габаритные размеры, а брали более толстую пластину металла. В качестве материала была выбрана бронза или латунь. И этому есть свое логическое объяснение. Мормышка по своей конструкции очень напоминает блесну, но с другой незнакомой тогда горизонтальной подвеской. Традиционно блесны делали из листового серебра и латуни. Но было хорошо известно, что в большинстве случаев окунь с «Большой Волги» и с Истринского водохранилища предпочитает в своем выборе цвет латуни. Дело в том, что акватория Второго технического залива и Истринское водохранилище многие годы были местами постоянных тренировок сборной команды Московского общества «Рыболов-спортсмен», а также местами проведения зимних соревнований любого ранга, поэтому на этих водоемах мы и проверяли новинки.
Делать плоские мормышки из свинца не стоит, потому что мягкий металл легко деформируется и мормышка перестает работать. Делать плоские мормышки из вольфрамового сплава также нецелесообразно из-за трудности обработки. Проще всего делать такие мормышки следующим образом. Из прутка латуни на станке с помощью резца и напильника вытачивается тело мормышки. Не отрезая заготовки от прутка напильником, снимают металл с двух сторон тела мормышки до нужной толщины. Затем в заготовке сверлят два отверстия. Одно отверстие диаметром 0,5-0,6 мм для крючка, а второе диаметром 0,6-1,0 мм для лески, как это показано на рис.2. После этого заготовку отрезают от прутка и впаивают крючок. После впайки крючка края мормышки обрабатывают надфилем, а отверстие для лески зенкуют. Если толщина мормышки превышает полтора миллиметра, то плоскости мормышки могут быть не параллельными, с утолщением в сторону крючка.
Когда я сделал свои первые два десятка плоских мормышек, я поехал на Большую Волгу с целью опробовать новинку. Сначала я потратил час времени на то, чтобы с помощью обычной мормышки с приманкой найти лунку, под которой стояла стая окуня. В лунку я опустил плоскую мормышку с мотылем на крючке (тогда я еще не знал о том, что это безмотыльная снасть) и начал играть как традиционной мормышкой. Поклевок не было, тогда я снял с крючка мотыля с начал дергать мормышку как мелкую блесну. Поклевок не было. Тогда я стал играть мормышкой в обычном ритме, и поклевки не заставили себя ждать. Позднее стало ясно, что нет никакого смысла придавать плоской мормышке очень частые колебания, было достаточно придать ей обычные 2-3 колебания в секунду. На той же первой рыбалке выяснилось, что не только окунь, но и плотва интересуется плоскими мормышками. В дальнейшем мы убедились в том, что и ерш, и подлещик также неплохо клюют на плоские безмотыльные мормышки. В результате многочисленных экспериментов мы выяснили, что нет смысла делать плоские мормышки с длиной тела менее пяти и длиннее восьми миллиметров. Использовать плоские мормышки целесообразно тогда, когда традиционная снасть не приносит ожидаемого результата. Это мое личное мнение, которое основано на нескольких случаях из моей рыболовной практики.
Самым ярким примером был случай, который произошел со мной на Сенеже. Мы ловили у Малиновых островов, и клевал только мелкий окунь, но буквально за день до этого в тех же лунках попадались экземпляры до полкило. Чувствовалось, что крупная рыба есть, но клевать не желает. Перебирая мормышки, я наткнулся на проверенную на Волге, достаточно большую плоскую мормышку. Я привязал ее на тонкую леску, и при первой же проводке ее оборвала какая-то рыба. Я привязал вторую мормышку, встал с ящика и начал ловить одного за другим окуней весом в двести-триста грамм. Ради эксперимента я периодически пробовал ловить в этой же и в соседних лунках на очень мелкую мормышку с мотылем и репейником, но крупная рыба не обращала на нее внимания.
Еще интереснее случай произошел, когда мы ловили на Рузе подлещика с глубины около двенадцати метров. На кормленой лунке один за другим клевали один-пять подлещиков, и наступал длительный перерыв. В тот день подлещик предпочитал ловиться на очень мелкую мормышку с одним мотылем, на игру в двадцати-тридцати сантиметрах выше дна. Кто-то из друзей попробовал заменить обычную мормышку на плоскую мормышку с подсадкой на крючок одного мелкого мотыля, и подлещик стал клевать практически без перерывов. То есть рыба, как это обычно и бывает, стояла на прикормке, но клевала периодически.
Еще один случай произошел на одном небольшом Подмосковном прудике. На одном из тех прудов, в которых рыба зимой ловится исключительно по самому первому льду. В тот год произошло исключение из правил, и плотва начала ловиться со льда еще и в конце марта. Все местные рыболовы прикармливали ее сухарями и раз в час вытаскивали из лунок стограммовую рыбу. Я с другом возвращался с неудачной рыбалки и увидел рыбаков на водоеме из окна электрички. Поскольку времени было достаточно, мы решили выйти и узнать, что ловят. Прикармливать было уже поздно, но уже было достаточно свободных прикормленных лунок, покинутых неудачниками. Мы перепробовали практически все свои мормышки, но только когда привязали небольшие плоские мормышки и подсадили на крючки личинок репейной моли, плотва стала брать. И не просто брать, а скорее, хватать приманку. В результате за час ловли мы вдвоем наловили рыбы, наверное, больше, чем все сидящие рядом рыболовы вместе взятые.
Подводя итоги, я хотел бы заметить, что плоские мормышки все-таки имеет смысл использовать именно в тех случаях, когда другие приманки рыба по тем или иным причинам игнорирует.
В игре нимфы сочетаются колебания, характерные для колебаний «уралки» и плоской мормышки. Для увеличения спектра колебаний на крючке нимфы находятся очень узкие отрезки кембриков. Но это не обязательно, крючок может быть и пустым. Вместо кембриков на крючок крупных нимф помещают бусинки или бисеринки самых разных окрасок. Лично мне больше нравятся полосатые бусинки желтого, красного и коричневого цвета. Цвет бусинок и тела нимфы играет очень важную роль, иногда даже большую, чем сама игра мормышки. При ловле на течении игры, как таковой, может и не быть вовсе. Иногда достаточно просто медленно поднимать мормышку вверх. Более важна тактика ловли и поиска рыбы.
Если во время ловли на мотыля большую роль играет прикормка, которая не только активирует рыбу, но и опускает ее ко дну в месте ловли, то во время ловли на нимфу важно обнаружить тот горизонт в толще воды, на котором стоит рыба.
Нимфа — самая эффективная мормышка при ловле плотвы. Крупная плотва обычно не реагирует на подброшенную ей прикормку. Она, очевидно, настораживается и не подходит к прикормке в течение нескольких часов. Даже если в качестве прикормки используется мелкий чистый мотыль, крупную плотву вероятнее поймать или ночью, или на следующий день. При этом обычно ловится одна-две рыбы и все. Это указывает на то, что мотыль не является привычным для крупной плотвы кормом. Применение нимф оказывается эффективным не только потому, что они имитирует привычный для плотвы корм, но и потому, что можно и нужно быстро проверять самые различные горизонты. Ведь плотва, в отличие от леща, ищет свой корм большей частью не у дна.
Из всех известных конструкций я бы выделил две конструкции нимф. Первая из них представляет собой неправильной формы тело, у которого центр тяжести смещен к крючку (рис. 3). Даже незначительные колебания, придаваемые нимфе, приводят к генерированию относительно мощных колебаний в воде. Бусинки и кембрики на крючке (рис.4) также создают ощутимые колебания, которые и приманивают рыбу. Здесь может быть уместна аналогия между движениями кембриков на крючке и лапками живой нимфы насекомого.
Другая конструкция нимфы больше напоминает мокрую мушку для нахлыста (рис.5) и используется в сочетании или с мормышкой, или с блесной, или с «чертиком». Традиционно такие нимфы привязывают выше мормышки или блесны, но я и наблюдал, и сам успешно ловил на оснастку, в которой такая нимфа привязана ниже мормышки на поводке длиной 5-10 см.
Игра нимфой не сложная и зависит от правильно подобранного кивка. Подобрать кивок, наверное, самое сложное в ловле с помощью нимфы. Обычно кивок делают таким, чтобы он был загнут вверх (рис.6), а под весом нимфы принимал горизонтальное положение. Иногда нимфы оснащаются не одинарным, а двойным крючком, такие мормышки получили название «коза». Второй крючок появился из соображений о повышении зацепистости мормышки, ведь поклевки на безмотыльную мормышку редко бывают такими же очевидными и выраженными, как во время ловли на мотыля. А когда рыболовы вместо двойного крючка стали применять маленькие тройники, появилась совсем новая и очень эффективная снасть, именуемая сейчас «чертиком», но об этом в следующий раз.