ОКАЗЫВАЕТСЯ, МЫ ТОЖЕ УМЕЕМ ЛОВИТЬ ФОРЕЛЬ!
Знаменитую гостиницу реконструируют. Та же участь ждет и “Пекин”
ПРЕДСТАРТОВАЯ
РАССТАНОВКА
На тренировке — так получилось — я больше всего времени провел в секторе С. Поймал в ней пару форелек, и вообще — составил об этом участке реки более или менее целостное представление. Хотя сектор С и был отнюдь не самым богатым на рыбу, я был вполне удовлетворен тем, что в нем по жребию и оказался.
В секторе А Россию представлял Евгений Константинов, в секторе В — Михаил Кофман, в самый нижний сектор D за нашу сборную был выставлен Андрей Алексеев. У исполнявшего функции тренера Андрея Чернова, если и были какие опасения, то как раз в отношении сектора D — на тренировке мы до него, можно сказать, и не добрались, да и форели в D было явно меньше, чем в верхних секторах.
Начальная установка для всех нас четверых была предельно простой: «забить быстрый гол», а желательно — не один, то есть надо было поймать рыбу как можно раньше, поскольку потом форель от жесткого прессинга «шугается» и вероятность поимки резко идет вниз.
СУДЬИ — ОТДЕЛЬНАЯ ТЕМА
Возможно, вы знакомы с тем, как организовано судейство на наших внутренних соревнованиях. Если коротко, то никак. Судьи обычно скучают на берегу, в то время как участники ловят на обширной акватории. Пользы от такого судейства — ноль.
На Чемпионате Мира к каждому участнику был приставлен следующий за ним тенью персональный судья, поэтому о соблюдении Правил можно было не беспокоиться. В роли таких судей выступали местные волонтеры, которым тоже не безразлична рыбалка.
Что характерно, так это очень доброжелательное отношение судей к спортсменам. Доброжелательность — это вообще национальная черта итальянцев, а здесь нередко доходило до того, что судья давал своему подопечному советы, куда забрасывать и как вести блесну. Очень дельные, скажу вам, советы!
В ПРИМЕТЫ ЛУЧШЕ
НЕ ВЕРИТЬ!
Рыболовы — народ суеверный, спортсмены — в особенности. Знакома вам, должно быть, фраза: «Поймать на первом забросе — дурнейшего тона знак!» После стартового свистка не прошло и десяти секунд — и я поймал. На первом забросе...
Тут же нарушил еще одно правило — считается, что первый «хвост» отпускать нельзя. Но я отпустил, убедившись, что рыба судьей засчитана, поскольку таково было требование Правил: факт поимки фиксируется, и рыбу отпускают.
Предположение, что в самые первые минуты форель будет клевать активно, а потом клев почти сойдет на нет, фактически подтвердилось. После первой пойманной форели я поимел пять или шесть поклевок в течение максимум десяти минут! Но ни одной так и не поймал — неужто дурная примета сработала? Однако, когда уже впору было начать нервничать, форель села-таки на «вертушку»...
МАСТЕР-КЛАСС
ОТ МАЭСТРО МАРКОНИ
Если на тренировке мы уделяли внимание тому, как ловят наши соперники, то непосредственно во время соревнований было не до того. Надо было в первую очередь ловить самим, а не подсматривать за конкурентами. Времени-то на все было отведено два часа...
Но вот мой персональный судья посоветовал обратить внимание на соседний «бокс», в который только что вошел участник от Италии. Судья назвал его — ни больше ни меньше — национальным чемпионом.
Далее произошло следующее. Итальянец сделал пять забросов, поймал на них две форели и тут же убежал в следующий свободный «бокс». Если бы на его месте был кто-то из нас, мы бы раньше, чем минут через десять с такой «клевой» точки не ушли. Но не прошло и пяти минут, как я заметил, что итальянский чемпион поймал еще одну форель — и это было уже в третьем по счету «боксе».
Короче говоря, итальянец, хотя он был старше меня минимум на десяток лет, бегал по всему сектору, как юниор. И, как я теперь понял, то была общекомандная тактика итальянской сборной — тут же вспомнился эпизод на тренировке, когда другой итальянский спортсмен один раз забросил, поймал и сразу пошел дальше.
Еще одной особенностью действий «моего» итальянца были забросы под противоположный берег — строго поперек реки или чуть вниз. Собственно, такой вариант я тоже имел в виду, но посчитал его более уместным для относительно спокойного участка реки — как, например, в секторе В. Здесь же, в секторе С, скорость течения была просто бешеной, и потому блесна, положенная даже впритирку к противоположному берегу, уже через полторы секунды подхватывалась и уносилась вниз ревущим потоком. Тем не менее, итальянец ловил именно так.
Да и в словах моего судьи, почти беспрерывно дававшего мне советы, то и дело проскакивало сочетание «altra riva», то есть «другой берег«. В конце концов свою форель из-под того берега я поймал...
К свистку, означающему финиш первого тура, у итальянца было двенадцать пойманных форелей, у меня — четыре. При этом я со своим скромным уловом занял очень неплохое четвертое место, то есть у большинства было еще хуже — сектор-то был бедным на рыбу.
Итальянца звали Джованни Маркони. Я поздравил его с заслуженной победой в туре, и почти не сомневался, что именно он станет в итоге первым в личном зачете.
ФИНИШ
ПЕРВОГО ИГРОВОГО ДНЯ
В процессе ловли доходила информация о том, как ловят в других секторах. За благополучный для нашей команды исход в верхних секторах можно было особо не опасаться: и Кофману, и Константинову удалось занять очень неплохие позиции, выжать из которых максимум было делом техники. А с техникой и у того, и у другого все в абсолютном порядке.
В секторе D все складывалось для нас куда менее успешно. В середине тура оттуда пришел Чернов и сообщил, что у Алексеева — ноль. Уже было ясно, что поймать во второй час гораздо сложнее, чем в первый. Увы, неприятные предположения подтвердились — в D мы так и остались с нулем...
Здесь я бы не стал «вешать собак» на Андрея Алексеева — в том, что произошло, виноват не столько он сам, сколько стечение обстоятельств и система отбора участников, то есть пресловутый «рейтинг«. Ясное дело, что Алексеев оказался не на своем месте, плюс — с психологической устойчивостью у него были проблемы. Но все это — тема для отдельного разговора, и мы постараемся к нему в ближайшее время вернуться.
...Несмотря на провал в одном из секторов, сборная России закрепилась после первого дня на пятом месте. Это был несомненный успех — все изначально считали, что мы выступим хуже.
В тех спиннинговых соревнованиях, где оба тура проводятся строго в одной акватории, больших изменений в таблице командных результатов между первым днем и общим итогом, как правило, не бывает. Это давало повод для оптимизма. К тому же, мы собирались внести необходимые коррективы: вместо Алексеева на второй тур был заявлен Чернов, а я для себя решил, что буду придерживаться тактики итальянцев, то есть максимально активно перемещаться по сектору — если, конечно, мне по жребию не достанется очень «вкусный» «бокс»...
ИЗДЕРЖКИ СТРАННОЙ ЖЕРЕБЬЕВКИ, ИЛИ БЕДА НИКОГДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА
По Положению о Чемпионате, перед вторым туром полагалось «пережеребить» участников команд, то есть вероятность оказаться во второй день в том же секторе, где ловил в день первый, равнялась 25%. На деле все вышло совсем иначе.
Представители команд просто клали карточки с фамилиями спортсменов в один из четырех конвертов. Не догадаться, какому сектору каждый конверт соответствует, было ну очень трудно! В итоге почти все спортсмены, прилично отловившие в первый день, оказались в своих же секторах. И в этом была очевидная логика — на знакомом участке реки поймать проще.
Признаюсь, я был неприятно удивлен, когда увидел свою фамилию в списке участников сектора D, а не С. Одно из двух: или это был банальный прокол, или мною попытались «заткнуть» провальный для команды сектор — в уверенности, что я и там поймаю. Для сборной это по-любому было плохо: Чернову, в принципе, было все равно, где ловить, у меня же на сектор С была заготовлена соответствующая тактическая схема — с привязкой к знакомым точкам.
...Первого взгляда на акваторию сектора D было достаточно, чтобы понять, что «боксы» в нем очень неравноценны: четыре-пять заведомо богатых на рыбу (в каждом из них невооруженным глазом можно было увидеть по несколько форелей), еще столько же — так себе, а остальные — ну полный отстой — «труба», в которой рыбе просто не за что зацепиться. При такой картине очень многое зависело от очередности выхода в сектор, которая определялась жребием.
Мне повезло как утопленнику: я вышел предпоследним. Можете представить, какого качества «боксы» к тому моменту оставались незанятыми...
ВСЕГДА ИГРАТЬ НА ПОБЕДУ!
При таком раскладе можно было опустить руки и прикрыться капитулянтским слоганом: главное — не победа, а участие. Однако командные интересы требовали даже при самой худшей стартовой позиции брать максимум.
Обычно после соревнований я «копаюсь в себе» и всегда нахожу несколько принципиальных моментов, где я допустил тот или иной просчет. На сей раз мне не в чем себя упрекнуть — сделал максимум возможного.
Я применил-таки «итальянскую» тактику — с постоянным перемещением по сектору. Другое дело, что в секторе D это были перемещения из одного откровенно плохого «бокса» в другой столь же плохой.
В итоге я поймал шесть форелей и занял в своем секторе пятое место. Это было безусловно лучше, чем можно было ожидать после жеребьевки.
Справедливости ради надо сказать, что спортсмен от Италии выходил в сектор последним. Тем не менее, проиграл он только хорвату. И это очень показательно.
БРАВО, ИТАЛИЯ!
Команда хозяев была на голову выше остальных. Раздавались, правда, реплики, что итальянцы организовали Чемпионат под себя. Потому и тренировку устроили такую короткую, и продолжительность туров была совсем уж спринтерская. Это чтобы другие команды не успели «въехать»...
Но ведь хозяевам рыболовных соревнований всегда высказывают претензии такого плана, и никуда от этого не уйдешь. У меня же сформировалась убежденность, что если организовать аналогичные соревнования не на Челлине, а на совсем другой речке того же типа, результат был бы точно таким же. Просто итальянцы в такой рыбалке объективно сильнейшие.
Первое место в «личке», как я и прогнозировал, занял Джованни Маркони. Так что теперь во всем Мире эту фамилию будут связывать не только с изобретением радио, но с рыболовным спортом.
После награждения Маркони предложил мне, как это принято в игровых видах, обменяться футболками. Я не замечал в себе склонности к фетишизму, но в данном случае такое предложение стало очень приятной неожиданностью. Судя по всему, наше выступление произвело на итальянцев очень неплохое впечатление, и футболка Чемпиона, которая лежит сейчас рядом с моим компьютером, служит тому подтверждением.
КОМПАНИЯ, В КОТОРОЙ МЫ НЕ ЗАТЕРЯЛИСЬ
Если первое командное место было по сути зарезервировано за итальянцами, то второе не менее справедливо заняли поляки. Братья-славяне поступили очень грамотно. Они приехали в Клаут за пару дней до общей группы, взяли необходимую лицензию на рыбалку и потренировались на той же Челлине, только вне акватории соревнований.
Такой подход был безупречен в плане соответствия букве Правил, и необходимого опыта поляки поднабраться успехи. Отсюда и место на пьедестале.
Я, правда, в оба игровых дня «своих» поляков переиграл, и одним из них был как раз Роберт Ташарек. Пустячок, но приятный...
Третьими и четвертыми стали соответственно чехи и хорваты. Вот с этими мы вполне могли и «пободаться», если бы выступили поровнее.
В предварительной версии итогового протокола на пятом месте значились не мы, а словаки. Разрыв между командами был мизерный, поэтому известный своей педантичностью Евгений Константинов решил калькуляцию проверить.
И тут в подсчетах была найдена ошибочка, исправление которой ставило нашу сборную на строчку выше. Мы подали протест — впервые, кстати, за всю историю участия российской команды на мировых первенствах по рыбалке — и протест был признан абсолютно обоснованным.
«ТУРИСТЫ» И «КЛОУНЫ»,
ИЛИ БЕЗЗАВЕТНАЯ ЛЮБОВЬ
К НАЦИОНАЛЬНОМУ ФЛАГУ
А как же другие команды? Если вы помните мою статью, опубликованную накануне Чемпионата, то я высказывал там мысль о том, что наши шансы будут выше, если в Италию приедут «туристы».
«Туристы» приехали. Ими, как это ни странно, оказались австрийцы. Во-первых, средний возраст команды зашкаливал за разумные пределы. Во-вторых, австрияки просто оказались весьма слабыми ловцами.
Австрия — страна, где ловля форели очень популярна. И условия — практически один в один, как в Северной Италии. Но, как выяснилось, наши проблемы с отбором в команду это так — «цветочки». Надо было суметь привезти нулевую сборную из Альпийской Республики!
Соседи австрийцев, швейцарцы, и вовсе своей экстравагантностью повеселили публику. Когда на официальную часть они вышли в футболках цвета национального флага, это никого не удивило. Но вот когда в той же форме они вышли ловить форель! А флаг, напомню, у Швейцарии красный...
Одним словом, были команды, которые мы просто обязаны обыгрывать, причем любым составом. И мы их обыграли. Обыграли и не только их.
Что же касается закономерности занятого нами пятого места, то, как мне кажется, для нас это на данный момент реальный максимум, достигнутый благодаря самоотдаче, слаженным командным действиям и умению быстро прочувствовать ситуацию на водоеме. Вот если добавить к этому более обоснованные принципы формирования состава и изыскать возможности для дополнительных тренировок, то и попадание в призовую тройку не станет для сборной России неразрешимой задачей.
Окончание.
Начало в «РОГ» N№ 24