«Война остроконечников с тупоконечниками» – так охарактеризовал последние события в секции борзых председатель племенной комиссии МООиР А.Г.Евреинов. В этой истории две действующих силы – общественное движение БиК и хорошо всем борзятникам известная секция борзых МООиР.
Что такое БиК? Расшифровывается просто: борзые и компания. Значит, все остальные в секции – либо не борзые, либо не компания? Два года назад несколько охотников, прибывших на состязания по путевке МООиР, неожиданно, что называется, без объявления войны, выступили за новое общество. С тех пор БиК выступает на состязаниях против родной секции. Оставаясь при этом членом секции. Да-да, не удивляйтесь! БиК считает это вполне допустимым.
Интересные открытия
Так и повелось: БиК оформляет в секции документацию на своих собак (самим-то с бумагами возиться недосуг), уполномоченные племсектора актируют им пометы, они исправно получают от секции призы. Но едва дело доходит до поддержания престижа, члены БиК гордо задирают носы и выступают за свою «компанию». На предстоящей Всероссийской выставке в Тамбове БиК вновь намерен бороться с командой секции. Перед бюро секции встал непростой вопрос: как быть? И главное, что заставило этих давно знакомых людей проявить такую враждебность к своим еще вчера единомышленникам? Мы попытались разобраться в позиции «компании», взяв за основу их статью «Разрешите представиться», опубликованную в «РОГе». И тут для нас начались интересные открытия. Судите сами.
В секции, оказывается, принижается значение бонитировки. Что за новости! На самом деле бонитировка у нас самая строгая, даже на Всероссийской выставке мягче. И именно ради бонитировки бюро добилось повышения ранга выставки до региональной. Далее. БиК утверждает, что якобы никто из экспертов и любителей не в состоянии ответить, в чем они видят «сущностные основы развития породы». Что ж, если вопрос задавали именно в такой заумной форме, возможно, кто-то и растерялся. Ну а если спросить попроще, то любой ответит: собаки должны быть здоровые, красивые и хорошо работать. Или в БиК другие приоритеты?
Еще претензии? Пожалуйста. Наши эксперты, оказывается, забывают традиционную лексику и псовину называют шерсткой. Ну, во-первых, бывает такая псовина... А если серьезно, причем тут секция? Вопрос о квалификации эксперта решается не секцией, а в квалификационной комиссии РФОС. А что касается традиций, хочется отметить вот что. Испокон веков героями полевых побед были собаки. А в статье «компании» знаете что написано? Состязания выиграла соучредитель БиК Грачева. Второе место занял соучредитель БиК Абрамович. Так-то. И вам не мешает чтить традиции, друзья!
Далее. БиК на каждом шагу упрекает секцию в том, что она якобы повернулась лицом к «декорации», подразумевая, видимо, выставки РКФ. БиК не стесняется ругать РКФ, при этом оформляя в ее системе родословные, питомники и заводские приставки. Не говоря о том, что БиК зарегистрирован в одной из федераций РКФ. Что касается красоты собак, то, по БИКу, на выставках якобы впереди дефилируют карикатурные собаки, мало похожие на борзых. Вот любопытно – кто же это? Не собаки ли членов БиК, которые довольно часто появляются в головке ринга? Выставка – это соревнование, и нужно уметь проигрывать. Но если имеется подозрение, что эксперт судит предвзято, неквалифицированно – подавайте обоснованную жалобу во РФОС. Секция – такие же борзятники, как и вы, уважаемые члены БИК, и не диктует экспертам, как расставлять собак. Претензии опять не по адресу.
Вообще БИКу почему-то кажется, что в секции уделяется слишком большое внимание экстерьеру собак. А как же иначе?! Ведь при бонитировке за оценку «отлично» начисляется целых сорок баллов, то есть столько же, сколько за диплом первой степени. Да и стандарт у нас строго функционален, то есть не требует от собак декоративности в ущерб рабочим качествам.
Это еще не все. БиК обвиняет некоторых московских экспертов в том, что они не выезжают на состязания, чтобы полюбоваться работой собак. Где, как не на состязаниях, оценивается, по БиКу, правильность племенной работы! Ну, во-первых, состязания у нас проводятся лишь три года, а племенная работа велась и раньше. Во-вторых, эксперты - это обычные люди со своими проблемами. Для многих «прокатиться» за свой счет на недельку в Волгоградскую область хоть и заманчиво, но трудновыполнимо. И опять же, секция не отвечает за досуг экспертов!
Как видите, претензии, которые БиК выдает за непримиримые идейные разногласия в секции, яйца выеденного не стоят. Но насильно мил не будешь. И если секция настолько неприятна «компании», что может быть проще: живите своим клубом. И все вроде бы шло к разводу, как вдруг... Такая непривлекательная, что за нее на состязаниях и выступать стыдно, секция Почему-то неожиданно оказалась настолько желанной, что БиК передумал разводиться и решил ... прибрать ее к рукам. Для чего было решено воспользоваться отчетно-перевыборным собранием.
Революционные настроения
Известно: когда планируется переворот, прежде всего нужна Идея. Хоть сто лет ищите, а лозунга лучше, чем спасение породы, не найдете. От чего спасать русских борзых, всегда найдется, главное - спасать погромче. Кроме того, нужен козел отпущения. Выбор пал на Н.Г.Кудрявцеву, возглавляющую в секции племенной сектор. Главу племенного сектора удобно обвинить во всех проблемах породы. Теперь «революционерам» необходимо было заручиться поддержкой масс. Как у Пушкина в «Борисе Годунове»: “Давай народ искусно волновать”. Вербовка велась по полной программе. Когда “воинов” не хватило, под знамя призвали жен и детей. Из нафталина извлекли просроченные охотбилеты. На собрании появились люди, которые много лет не держат борзых собак, а также те, кто и не думает регистрировать их в МООиР, - лишь бы шуму больше.
Они поднимали шум по любому поводу, встречали в штыки любые предложения. Простые формальности превратились в цирковые номера. БиК с нетерпением ждал “главного блюда” дня. Однако «козел отпущения» повел себя агрессивно. Н.Г.Кудрявцева во «вредительстве» сознаваться не желала, свою вину в «порче породы» отрицала, нападки ловко парировала. Наоборот, предупредила БиК, с какими сложностями придется им столкнуться в работе с племенной документацией. Н.Г.Кудрявцевой пришлось пережить самые грубые, даже хамские нападки. Зато в «полемике» стали потихоньку вырисовываться новые претензии БиК к секции. Для получения звания Чемпион борзым не требуется диплом с состязаний, как другим породам. Старая песня! На состязания, как мы уже говорили, может себе позволить поехать далеко не каждый, ведь проводятся они всего раз в год и в отдаленных регионах. Да и с рядовыми испытаниями ситуация не лучше. На подмосковной базе зверя мало, а поехать куда-то далеко – нужны и деньги, и время. В секции не запрещаются вязки собак без дипломов. Вопрос этот, в общем-то, не принципиальный: за последние несколько лет было получено лишь пять таких пометов. Причем с соблюдением всех требований МООиР. Кроме того, и в этом вопросе БиКовцы лукавят. Они сами имеют в родословных своих собак немало импортных, т.е. недипломированных собак, а также охотно используют в племенной работе импортированных производителей. То есть собак, чьи предки во многих поколениях заведомо не были проверены в поле, фактически собак «декоративного» разведения. Довольно странная позиция для «борцов» за бонитировку! В каком случае выше теоретический шанс получить «тупицу»: от производителя, чьи предки никогда не были в поле, или от собаки, имеющей полную родословную проверенных по рабочим качествам предков? И каков же рецепт «спасения породы»? Оказывается, все проблемы БИК собирается решать с помощью жесткого плана вязок. Вот вам и новые веяния! То есть для спасения породы следует разрешить одному человеку, который точно знает, как надо разводить собак, диктовать другим свое мнение? Особенно горячился румяный молодой человек, который к тому же заявил, что старое бюро - архаизм и рутина. Почему же старшие товарищи по партии не объяснили новобранцу, что жесткий план вязок – примерно такое же новаторство, как и ленинский план ГОЭЛРО? Еще очень раздражают БиК проводимые на секционной выставке конкурсы: выбор лучшей собаки, пары, а особенно сравнение кобеля и суки. А ведь на двух последних Всероссийских(!) охотничьих выставках эксперт Г.В.Зотова самолично выбирала лучшего представителя породы, и никаких нареканий это не вызвало! Очень возмущались БиКовцы, что лучшей собакой выставки два года подряд становился уиппет. Но тут рецепт простой: не нравится – не смотри. Смешно считать, что уиппеты как-то повлияют на будущее русских борзых.
Итоги
Диктовать всем свое мнение по поводу вязок, отменить конкурсы на выставке, вычеркнуть из каталога «дутые», как им кажется, титулы, а главное, прогнать уиппетов, вот такие немудреные рецепты предлагает БИК. Не так уж много и нужно для «спасения породы», правда?
Нет, друзья, не так все просто! Дело не в уиппетах. Повторимся: пока каждый владелец борзой не будет иметь легкодоступную возможность подготовить, притравить и испытать свою собаку, никакие попытки ужесточить получение титула чемпиона, никакие ограничения не изменят положение. Не помогут и состязания. Вне всякого сомнения, это важное и нужное мероприятие, но проводится оно раз в году и в отдаленных регионах, а главное, для собак, уже имеющих полевые дипломы. Для нас же крайне важно привлекать к полевому досугу новых людей, молодых собак. На решение этой конкретной и важной задачи и следует направлять все усилия. А этого члены полевого сектора – О.Юнг и В.Максимов, явно сочувствующие БиКу, видеть не хотели. Так что им досталось больше всего справедливой критики. Понятно, никто не ждал от полевого сектора, что он вмиг разведет зайцев в Подмосковье или обеспечит всех желающих средствами на дальние поездки. Но полевой сектор не сделал элементарного: даже не смог доложить собранию общее количество полученных дипломов! Конструктивно выступил председатель правления МООиР В.М. Кирьякулов. Оказалось, БиК преувеличивал возможности власти в секции. Г-н Кирьякулов объяснил, что секция обязана подчиняться общим для МООиРа законам, поэтому план вязок должен быть только рекомендательный. Навязать никому ничего нельзя. Большинство ключевых вопросов решает руководство МООиР, а не секция. Показательные конкурсы на выставке – дело не подсудное. Участие в декоративных выставках – тоже. Угрозы породе г-н Кирьякулов не заметил, а работу бюро оценил положительно.
Дошло дело до голосования. Но тут БиК ждало разочарование: собрание большинством голосов отказало «компании» в поддержке! План «захвата власти» рушился на глазах. «Революционеры» большими компаниями выбегали в коридор для консультаций и в конце концов не рискнули выдвинуть на голосование свои кандидатуры. Никого из прежнего бюро в их списке, естественно, не было, даже владельцев собак аборигенных пород, тех самых, что действительно нуждаются в спасении. А зачем? Спасать гораздо интереснее тех, кому ничто не угрожает. Кажется, БиК так и не понял, что секция – не арена противостояния. И если есть желание что-то полезное делать – приходи и работай. И на прошлом собрании, и на этом всем желающим работать на общее благо предлагали войти в бюро. Но БиК эти приглашения игнорировал. Никто из наших «элитных» охотников не пожелал войти в бюро и заниматься конкретным, малозаметным, иногда неблагодарным делом. А ведь для того, чтобы что-то делать для породы, не нужна никакая власть. Например, эксперт А.Шубкина, обеспокоенная засильем иноземных производителей, не призывает «запретить и ограничить», а учреждает приз «Лучшая собака отечественного разведения» и тем самым пытается привлечь внимание к своему, отечественному. Итак, в бюро теперь 9 человек во главе с бессменным председателем Т.В.Габидзашвили. С БиКом или без него, а жизнь в секции продолжается. 21 апреля проведена очередная выставка, собравшая, как обычно, более ста собак. Доля классных собак у нас 74%. В этом году собаки заработали более 90 дипломов. А кто-то говорил – «декорация»!
Пресс-группа Бюро секции борзых МООиР
БОРЗЫЕ И КОМПАНИЯ
“Формула-1” неплохо дебютировала и без Шумахера