Мелкая дробь

Сначала хочу поблагодарить редакцию «РОГ» и научную группу «Вальдшнеп» за опубликованное мое письмо в N 50 за2002 г. «Легашатники и спаниелисты об охоте». Очень приятно увидеть свои заметки в любимой газете. Растет еще большее доверие и близость к вашему изданию. Ведь в ней может поделиться своими мыслями и впечатлениями любитель-охотник. А другой начинающий или заядлый охотник может их прочесть. Поскольку некоторые охотники ищут в газете простые рассказы об охоте, а не сложные научные статьи и термины.

За прошедший год особо поделиться нечем. Одну грусть вызвали сроки не летне-осеннего сезона, а позднеосеннего открытия. Я не думаю, что кто-то может сказать, что он на славу поохотился в ушедшем году со своей легавой по полевой и луговой дичи. К открытию в полях уже не было ни дупеля, ни коростеля, ни перепела. В этом виноват не редакционный совет «РОГ» (как многие их ругали, читая в газете на первой странице об открытии сроков, которых на объявленный день не было), а пожароопасная обстановка, меняющаяся каждый день и в каждом регионе по-разному, но в худшую сторону. Хотя можно было открыть и в срок, и чуть позже, но отдельными участками. Я это конкретно могу сказать про Раменский район Московской области. Но кто этим будет заниматься? Хотя еженедельно бывая в разных местах района, видел как сырые луга, так и охваченные огнем участки. В одном месте даже пришлось тушить горящую траву по фронту 200-250 м одному и с помощью лопаты. Так как знал, что дальше живут маленькое стадо кабанов, стая серых куропаток и русачок. Там же находилось неплохое место для пролетного вальдшнепа. Одновременно по мобильному телефону я вызвал пожарных. Но они приехали лишь на следующий день, сказав, что уже были и подъезд там плохой.

Открывшаяся полностью охота по перу 12.10.02. на один месяц дала почти безрезультатное шлепанье по болотам в поиске утки. 15 октября сбил лишь одну, поднятую собакой.

Немного порадовал бекас. На заросших канавах и ямках к концу октября образовалось достаточно воды для его пребывания. Пару дней подряд удалось брать по два бекаса ежедневно.

Хочу поделиться некоторыми уроками, возникшими у меня не первый раз. Речь пойдет о более мелких номерах дроби, в отличие от рекомендованных для стрельбы по птице.

Это произошло в одном из уголков Московской области. Выехал заранее за день до открытия осенней охоты. Взял путевку на все летающее и разрешенное к отстрелу. Вечер перед открытием простоял на заветном месте. Как только начало темнеть, прямо надо мной метрах в 12-15 пронеслась стайка в девять штук кряковых.

На открытие я был на месте. В руках ИЖ-27ММ. В нижнем стволе-6, в верхнем-5 (обычные, но не магнум).

Стало темнеть. Еще несколько минут и будет совсем темно. Услышал и увидел я их почти одновременно. Только не уток, а гусей. Три гуменника шли на меня, редко покрикивая. Высота от земли была не более 20 метров. Перезаряжаться на более крупную дробь было уже поздно. Да и щелканье затвора наверняка бы испугало осторожную птицу. Вспомнил весенний горький урок, когда, точно узнав время и место пролета гусей, за день до закрытия охоты я стрелял по ним из укрытия. Они шли на такой же высоте. В стволах были 00 и 0000, но, взяв неправильное упреждение, я позорно промазал. После выстрела, когда они были надо мной, выцеленный неверно гусь лишь поджал хвост. Раздосадованный я закрыл свою охоту, хотя в запасе был еще вечер и следующий день. Но тогда стайка была из 8 гусей. Они догоняли свой косяк, прошедший часом раньше на недосягаемой высоте...

Гуменники тем временем приблизились и в этот раз пролетали чуть правее меня. Выцелив почему-то дальнего и взяв опережение в два корпуса, я выстрелил. В первую секунду подумал, что вызял слишком много вперед и промазал. Но, сделав 3-4 маха, гусь стал падать, как-то неуклюже взмахивая одним крылом. «Подранок», — мелькнуло в голове. Второй выстрел был по нему же, хотя мог свободно стрелять по второму гусю. Но лучше один битый гусь, чем два подранка — потом ищи их в темноте. Тут уж не надо жадничать. Второй выстрел тоже достиг цели. Гусь упал совсем рядом (казалось, в метрах 5-6) в высокий камыш, но не в воду. Это уже радовало.

Пройдя метров пять, я остановился, прислушиваясь. Камыш был выше моего роста, густорастущий и весь высохший. Сердце от волнения учащенно билось. Я пожалел, что рядом нет моей Сандры, курцхаар бы мгновенно отыскал бы гуся и тащил нелегкую ношу ко мне. Но у меня есть свое правило: я не беру собаку на открытие охоты, так как вокруг чужие и свои охотники с перепоя палили по кустам на любой шорох. Раза три дробь пролетала в нескольких десятках сантиметров от меня, когда я стоял за кустом или в камышах. Поэтому в день открытия стараюсь встать за какую-нибудь преграду.

Остановившись, я услышал рядом биение крыла о камыши. В метре от меня сидел гусь. Дома, в Москве, я разглядел его. Это был небольшой гуменник весом 2700 кг. Первым выстрелом я перебил ему правое крыло, второй выстрел пробил ему правый бок.

Охотился год назад в Кадыйском районе Костромской области. Туда был приглашен хорошим знакомым и пожизненным легашатником.

Охотясь, остановились на лесной тропе в сосновом бору перевести дух. И тут же над нами садятся два глухаря. Один примостился на сосне точно над нами, второй затерялся в кроне деревьев. Первым стрелял друг, потому что у него в стволах был заряд четверки. Глухарь мертво падает к корню дерева, на котором сидел, ломая при падении ветки дерева. Бит чисто и почти к самым ногам. Тут полетел и второй глухарь, затерявшийся в кроне деревьев. Мое ружье было заряжено семеркой, правда, «Тайга-магнум». Стрелял в угон метров с 35. Второй глухарь сбит, но не чисто. Упав на землю, он продолжает еще биться. Доработала его легавая товарища. За долгие годы охоты в этой местности легавая приятеля работает профессионально.

Вообще, охота с двумя курцхаарами — это очень красиво! Я уже умалчиваю о результатах, которые почему-то не удваиваются, как положено было бы, а утраиваются. Тем более если собака хорошо воспитана и поставлена.

Как видите, гуся можно бить шестеркой, а глухаря — семеркой. Только должен быть меткий выстрел и правильно снаряженный патрон для данного вида охоты.