Продолжение. Начало в «РОГ» №30
11.07. Встречный ветер усилился. Сплю. Сидение на месте действует на нервы. Одно дело, когда ты сам встал на дневку, а другое – когда вынужден бездействовать из-за непогоды. Уже не первый день иногда между перерывами в вое ветра слышатся голоса. Интересно, к чему бы это? В 23 часа приутих ветер. Сразу выход. Ну и надоели мне эти ночные переходы! К сожалению, далеко пройти не удалось. В 4 утра ветер подул снова. Встаю на пляже.
12.07. С утра искупался и устроил постирушку. А в 11 утра ветер стих. Собрался, иду. Иду, иду, иду. Вот она. В 19 часов слева в отнорке появилась наконец-то плотина. Не осматривая, прохожу через левый слив. За плотиной Пайозеро. Как всегда, сильный встречный ветер. Сразу за плотиной слева рыбацкая избушка. Около нее и встаю. Вечером на моторке подваливают местные рыбаки. Неплохие ребята. С ними и коротаю ночь.
13.07. Ветер сильный, но решаю все равно попробовать уйти. С большим трудом перехожу Пайозеро и вхожу в Чогозеро. Рыбы видимо-невидимо. Я ловлю по принципу «поймал-отпустил». Никогда бы не поверил, что дойду до такого кощунства. Около второй плотины встретил байдарку с туристами из Москвы. Ага, попались! Они не ловят рыбу! Я злорадно скармливаю им свежепойманную щуку и окуней. Вместе с новыми знакомыми Костей, Юлей и пятилетним Петей проходим плотину по правому сливу. За ней узкая протока с шиверой. Дальше протока расширяется. Пройдя еще немного, встаю на ночлег. Вечером мимо пролетают две байдарки, слышится девичий визг. Люди, разбредшиеся по озеру, начинают собираться в реке.
14.07. Утром не успел пройти и километра как на берег выскочили две симпатичные девчушки и попросили крючок для рыбной ловли. Ну разве я мог отказать таким девушкам? Конечно же, я дал им крючок. А еще прямо из-под ног вытащил двух приличных щук. У меня рыбы было полно, поэтому этих щук я им подарил. За что был накормлен кашей и напоен чаем. Девушек зовут Нина и Надя, а кроме них на байдарках идут Алексей и Анатолий. Это еще одна московская группа туристов, с которой я потом постоянно пересекался. Стояли они на омуте, которым начинался небольшой порожек. Проскочив его, попал в Пильдозеро. После Пильдозера прошел под мостом. До и после моста пришлось продираться через сплошные заросли водной растительности. А затем попал в другую протоку. Вот тут-то лодку и настиг ветер. Более сильного ветра не было за всю поездку. Меня догнали жуткие тучи, и после полного штиля, предшествовавшего буре, не более чем за пять секунд ветер превратился в ураганный, мгновенно выкинув мое утлое суденышко на берег протоки. Небо со всех сторон до самого горизонта обложено черными тучами, и идет ливень. Около часа пережидаю все это на берегу. Здесь же нашел и съел первую горсть черники, которая начала потихоньку поспевать. Но грозы проходят быстро. Постепенно дождь и ветер начали стихать. И я вышел во вторую часть Пильдозера.
Сразу определить, где выходит из озера река, было трудно, и мне пришлось, оставив лодку, пройти посмотреть одну протоку. Вдруг на другой стороне я увидел двух оленей. Их серые спины то и дело мелькали в кустах. Какое-то время я шел следом за ними. Но вот и они увидели меня. Курлыкнув, «олени» расправили крылья и поднялись в воздух громадными серыми журавлями. Оказалось, что с большого расстояния, да через кусты, я перепутал этих птиц с животными.
Выход из озера начался с порожка. Выловив там щуренка, пару окуней и чью-то блесну, пошел дальше. К этому времени небо, обложенное до горизонта, расчистилось. После еще одного разрушенного моста прошел протоку, периодически вытаскивая по ходу окуней. Затем еще порожек и слева на берегу прекрасная стоянка. Вот на сегодня и все. Кстати, я уже несколько дней стал замечать, что ночной гул ветра почему-то похож на работающий вдалеке двигатель.
15.07. Еще один день. Чудный, впрочем, как и все остальные. С утра дует ветер. Не уйти. Целый день спал. Спал и ел копченую рыбу с чаем. Получился очень удачный засол. В 18 часов показалось, что ветер стихает. Поэтому не спеша прохожу, попутно облавливая, протоку с порожками. Клюют окуни. Но вот один добежал за блесной до лодки, и какая неудача, не успел схватить блесну – убрали. Окунь встал рядом с лодкой и стал во все стороны вертеть головой. Я опускаю ему блесну, и он тут же виснет на ней. На шум возни приплыла целая стая рыб. В прозрачной воде все было хорошо видно. Я подсовываю вертушку под нос самому большому. Его не пришлось долго уговаривать. Несмотря на то, что блесна даже не играла, он сразу схватил ее и был втащен в лодку. А сразу за ним еще два его товарища. После этого стая удалилась. В этом не было бы ничего оригинального, если бы окуни не были достаточно большими – порядка 300-400 граммов.
Очередная поклевка – и к борту лодки я подтащил язя. Только отпустил ручку катушки, чтобы взять подсак, как он тут же смотал под лодку метров пять лески да и был таков. Сам виноват, не надо забывать ставить катушку на тормоз.
В 20 часов выхожу к Синдамозеру. Там опять встречаюсь с Алексеем, Анатолием и девушками. Для их байдарок встречный ветер нипочем, и они уходят, а я до 22 часов сижу на берегу. Но вот вроде он чуть-чуть стихает. Прилагая немалые усилия, за полтора часа прохожу озеро. Как только вхожу в Мурамозеро и поворачиваюсь к ветру спиной, он тут же стихает совсем. И до 4 утра, пока переходил озеро, не было ни ветерка. По пути наловил еще окуней.
Что-то долго иду я по Мурамозеру. В начале входа в озеро есть волок, значительно сокращающий переход. Я поленился тащиться через него и вот теперь вынужден грести, огибая узкий вытянутый полуостров. Но что-то слишком долго он тянется. Вдруг справа в ночной тишине улавливаю шум порога. Пристаю к берегу. Шум слышится явно из-за леса. Надо сходить посмотреть. Идти приходится долго, около двух километров, сначала поднимаясь, а потом спускаясь по покрытой лесом горушке. Но вот и порог. Небольшой, мелкий, а столько шума.
Пока ходил по лесу, вспугнул глухарку. Наконец-то увидел живьем, а то один помет. Даже оленей видел, а глухарей нет. Спать не хочется, но чувствую, что устал. Чищу на завтра, а вернее уже на сегодня, рыбу и в 7 утра ложусь спать.
Продолжение следует