Начинается новый летне-осенний сезон охоты. Как всегда, мы обращаемся к нашим читателям-охотникам с просьбой присылать в редакцию очерки, статьи и наблюдения о численности дичи в этом сезоне, о результатах ваших охот и работе четвероногих помощников. Вы также можете обсудить с читателями наболевшие проблемы по срокам открытия охоты, получения разрешений и лицензий, отношения к вам «охотничьих властей» на местах. Ну а пока мы продолжаем получать письма об итогах весенней охоты. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию вести из Смоленской и Тверской областей.
Весна 2003 г. в Центральной России была в большей степени аномальной. Практически весь апрель стояла холодная, даже морозная погода, а снег в лесу лежал до последней декады месяца. Чем-то нынешняя весна напомнила весну 1987 года, когда почти до конца апреля в лесу было прилично снега; правда, тогда погода была теплее, да и воды было на полях и в лесу значительно больше. В нынешнем же году земля в апреле оттаяла совсем чуть-чуть, осадков было очень мало, поэтому больших весенних разливов не было, а к открытию охоты малые речки были практически в своих берегах.
В таких погодных условиях оптимальным решением было открывать весеннюю охоту в области в два этапа: сначала юг и через неделю – север. Что, впрочем, и было сделано. Приказом Смолоблохотуправления весенняя охота в Смоленской области в южных и центральных районах была открыта с 12 по 21 апреля, а в северных – с 19 по 28 апреля включительно.
12 апреля. Охотился в Смоленском районе, в 30 км от города. Погода плохая – холодно, снег с дождем. В лесу полно снега. Вальдшнепов не видел.
13 апреля. Охотился в том же хозяйстве, но в другом участке леса, где снега поменьше. Были на охоте втроем. Стоял на тяге на большой поляне между двумя березовыми колками. Вальдшнеп протянул только один – в 21.35. Вылетел на меня невысоко, метрах в 40. Стрелял 2 раза. Вальдшнеп затрепыхался в воздухе и сел на землю. Когда я подбежал к месту падения птицы, он вспорхнул и стал уходить, правда, невысоко; добрал его в угон третьим выстрелом. Вальдшнеп оказался старым самцом. Приятели, стоявшие метрах в 300 – 500 от меня, вальдшнепов так и не дождались.
15 апреля. Охотились в том же месте, что и прошлый раз. Вальдшнеп не тянул.
19 апреля. Открытие охоты, Велижский район. Ночевал в лесу, на гриве большого мохового болота. Под утро сильный заморозок. Мох сильно замерз, что очень затрудняло подход к поющему глухарю. Пели 4 петуха на небольшом участке, поэтому подойти на выстрел не удалось. Подходя к одному глухарю, подшумел остальных, а вместе с ними снялся и последний.
Возвращаясь домой, поднял на болоте хорошее (около 100 голов) стадо гусей.
Вечером стоял на вальдшнепиной тяге, на большой поляне с редкими большими березами, рядом с ручьем. Протянуло 5 вальдшнепов, первый в 21.12, последний в 21.40. На выстрел налетело три, стрелял 3 раза по трем птицам, сбил двух, обе старые. В темноте низко протянули гуси, метрах в 200-х от меня.
20 апреля. Сегодня потеплело – это сразу отразилось на интенсивности тяги. Стоял на краю зарастающего хмызой поля, рядом с высокоствольным лесом. Протянуло 9 птиц, стрелял по 5 – 10 выстрелов, сбил двух (обе птицы молодые, прошлого года выводка). Начало тяги – 21.03, окончание – 21.55.
21 апреля. Охотился на тяге на вчерашнем месте. Протянуло всего 4 птицы. Стрелял по двум – мимо!
22 апреля. С утра охотился на глухарином току. Глухарь есть и поет! Но подойти на верный выстрел и сегодня не смог. Первый раз подошел к глухарю еще в темноте, метров на 50 – 60. Птицу еще не видел, но слышал очень хорошо. Однако в самый последний момент так сильно запершило в горле, что непроизвольно закашлял и подшумел глухаря. Ко второму подошел уже по-светлому. Дистанция до петуха – метров 40, можно стрелять. Но между мной и птицей находится большая сосна, мне видны лишь голова и раскрытый веером хвост птицы. Под песню пытаюсь обойти дерево, но глухарь меня замечает и срывается с дерева.
На тяге охотился на «березовой» поляне. Протянуло всего 6 птиц (начало тяги – 21.14, окончание – 22.10). «На выстреле» было два кулика. Oбоих взял. Обе птицы старые.
23 апреля. Сегодня опять чуть потеплело, и тяга значительно улучшилась. Стоял на небольшой лесной полянке, отделяющей молодой сосняк от осиново-ольхового леса. Протянуло 12 куликов, на выстреле – 5. Сбил одного, старого. Стрельба сегодня, мягко говоря, не шла.
24 апреля. Сильно похолодало, северный порывистый ветер. Стоял на лесной полянке. Видел всего 4 вальдшнепов. Летят высоко и быстро, с резким, отрывистым цыканьем. Стрелял по одному уже в темноте. Сбил, но в сгустившихся сумерках не нашел.
25 апреля. Утром и ночью – хороший мороз, градусов до –7. Охотился на глухарином току. Подходил к поющему петуху на выстрел три раза. Но вот незадача – только подойду на верный выстрел, петух перелетит метров 100 – 200 и опять поет. Первый раз не стрелял – было еще темно. Второй раз (когда уже рассвело), петух сидел ко мне грудью, стрелять нельзя – птица может улететь подранком и пропасть. Когда глухарь снялся в третий раз, сел метрах в 300-х и опять запел, я уже отчаялся – не взять мне сегодня этого непоседу! Вдруг откуда-то из-за спины справа послышались такие согревающие душу охотника звуки щелканья и точения! Это запел еще один глухарь. По громкости песни примерно определяю дистанцию – метров 100 – 120. Подход к этому петуху оказался несложным. Добытый глухарь оказался старым петухом, вес 4,1 кг.
Вечер еще холоднее вчерашнего. На тягу пришел на то место, где вчера отстрелял, но не нашел вальдшнепа. Не сразу, но все-таки нашел сбитого кулика. Радость от находки возросла многократно, когда на правой лапке вальдшнепа увидел колечко из Парижа (GY 35577). Повезло несказанно, что вчера сбил его почти в полной темноте и что через сутки нашел его.
Тяга началась позднее, чем вчера – в 21.45. Первый же вальдшнеп налетел на меня очень высоко и быстро. Стрелял на запредельной дистанции (40 – 45 метров). Вальдшнеп после выстрела сложил крылья и стал отвесно падать, ударился о макушку березы, стал скользить вниз по ее стволу и, наконец, застрял в ветвях дерева, метрах в 7-8 от земли. Когда я через минуту подошел к дереву, вальдшнеп, как по заказу, соскользнул на землю к моим ногам. Добытым оказался крупный старый самец, очень светлого цвета, «князек» или «объездчик». Через пару минут налетел еще один вальдшнеп. И этого удалось добыть первым выстрелом. И тоже птица оказалась старой. Больше за вечер вальдшнепы на выстрел не налетали. Всего 8 контактов, а окончание тяги – в 22.15.
26 апреля. Сегодня опять потеплело. На тяге стоял на вчерашней полянке. Начало тяги – 21.32, окончание – 22.23. Всего видел 10 куликов, стрелял по четырем птицам, взял одного.
27 апреля. Ночью сильный мороз, до -10 градусов. На лужах лед толщиной до 1,5 см! Тяга вальдшнепа опять ухудшилась. Начало тяги – 21.29, окончание – 22.08. Видел и слышал только четырех куликов. На выстрел налетел только один.
Всего за 12 дней охоты стрелял по 26 вальдшнепам (самое низкое число вальдшнепов, налетевших на выстрел за все время полноценных весенних охот). Сделал 44 выстрела. Добыл 13 вальдшнепов.
Конечно, с точки зрения стрелка, все это хорошо, но я остаюсь на точке зрения биолога и охотника. И пусть я буду чаще мазать на охоте, но пусть вальдшнепов в наших весенних лесах будет побольше!