Хочешь хорошо поохотиться – ищи место для вечерней тяги вальдшнепа сам. В этой простой истине я особенно убедился в последние годы, когда пресс на лесные угодья во время весенней охоты на вальдшнепа увеличился многократно.
Во-первых, значительно умножилось количество охотников, во-вторых, большинство предпочитает легкодоступные угодья и участки, а в-третьих, для многих охотников вальдшнепиная тяга, наравне с ходовой охотой на зайца, осталась единственно доступной с финансовой точки зрения. Поэтому они стараются (особенно пенсионеры) не пропустить ни одного вечера охоты из предоставленных десяти.
Два десятка лет назад наша компания из трех-четырех человек облюбовала отрезок старой асфальтированной дороги, идущей через лес, в Заболоцком охотничьем хозяйстве. Для Подмосковья там была совсем неплохая тяга. Вполне реально было обстрелять на ней одного-двух, а при удаче и хорошей погоде и трех-четырех птиц каждому. Кроме того, прямая линия дороги позволяла видеть практически всех пролетающих над ней вальдшнепов. Можно было наблюдать стрельбу каждого охотника, что добавляло соревновательности охоте и давало возможность лишний раз понаблюдать токующего кулика.
Но вот как-то я пригласил на заветную дорогу приятеля, а мой напарник своего друга. Те, в свою очередь, на следующий год пригласил своих приятелей и друзей, и пошло-поехало. Кончилось тем, что однажды, приехав на открытие весенней охоты на знакомое и верное место, мы даже не нашли свободной площадки, чтобы поставить автомобиль, не говоря уже о том, чтобы поохотиться. Пришлось в оставшееся до тяги, очень ограниченное, время искать новое место. Это, на удивление, оказалось совсем просто. Подавляющее большинство стрелков сконцентрировалось на самой дороге, не утруждая себя заходом в лес. Мы же, помня по прошлогодним охотам основные направления и трассы пролета вальдшнепов (кардинально они, практически, не меняются из года в год), нашли себе по небольшой полянке в лесу и прекрасно поохотились. Кстати, вчетвером, отрезав подлёт куликов к дороге, оставили лодырей без охоты.
Часто в детстве и юности я ездил на охоту с отцом, дедом и их приятелями, поэтому оказывался самым молодым из охотников, которые, естественно, занимали лучшие, проверенные места для тяги. Поэтому мне невольно приходилось, надеясь только на себя, самостоятельно подыскивать, куда бы приткнуться, чтобы хоть как-то поохотиться. Первый раз я, первым выйдя из машины и опередив пожилых охотников, двинулся по лесной дороге, присматривая местечко на вечер. Одна из полянок мне приглянулась, и я решил остаться. Но первый же шедший за мной ветеран со словами: «Да тут действительно неплохо, я, пожалуй, здесь останусь, а ты еще молодой, пройди дальше», – вежливо прогнал меня. То же самое случилось и со следующей полянкой и очередным «авторитетом». Поняв, что гнать меня будут так и дальше, до «чертовых куличек», я свернул с дороги в сторону на ближайший «отнорок». Очень скоро облюбовал себе приличное местечко, где, кстати, и пострелял лучше всех. С тех пор, если в компании больше одного-двух человек или угодья перенасыщены охотниками, я всегда стараюсь уйти поглубже в лес и, как правило, рано или поздно нахожу подходящее место.
Пребывание в угодьях в день охоты разрешено с пяти часов вечера, а тяга начинается никак не раньше половины девятого, поэтому у вас в запасе есть несколько часов, чтобы определиться на местности. Охотнику, не первый год выезжающему на тягу, определить подходящее место для нее не составит труда. Оно, как правило, настолько характерно, что не зависит от области, где вы собираетесь охотиться. Начинающий вальдшнепятник, если не имеет возможности услышать совет бывалого, должен, по меньшей мере, почитать охотничью классику или хотя бы «Российскую Охотничью Газету» и другие современные издания об охоте на тяге.
Полезно также посмотреть картины или репродукции художников-охотников, посвященных тяге лесного кулика. На мой взгляд, на большинстве из них очень точно изображены наиболее характерные места этой охоты. Выглядят они примерно так (я не буду говорить о классических просеках, вырубках и дорогах, поскольку они являются наиболее посещаемыми основной массой охотников, как наиболее доступные): это среднего размера полянка, примерно 30 на 60 метров. Более крупные поляны вальдшнеп обычно задевает лишь краем, а при выстреле маленькая птица падает в лес, где поиск ее затруднен. Желательно, чтобы с одной стороны поляна привыкала к крупному, высокому лесному массиву, а с трех сторон окружена была мелколесьем. Например, березником высотой 4–10 метров. Желательно, чтобы на полянке росло несколько невысоких елочек, в которых вы могли бы замаскироваться. Идеально, если через выбранную вами поляну будет протекать ручеек. Вальдшнеп очень любит летать вдоль него. Возможно, вместо полянки будет перекресток или развилка лесных дорог, это тоже неплохо. От высоты подроста, окружающего выбранное вами место, зависит и высота полета птиц. Вальдшнепы, как правило, летят на высоте всего 1–2 метра над вершинами деревьев или кустов.
Несколько слов о плюсах найденного вами персонального места тяги. В угодьях, активно посещаемых охотниками, выбивается практически весь местовой вальдшнеп за 2–3 первых дня после открытия. Следующая волна пролетного может и не успеть до закрытия охоты. Поэтому, даже если вы будете стоять один, скажем, в понедельник, то после активного отстрела в выходные на посещаемом месте на вашу долю может ничего и не остаться. Так что мой совет: не поддавайтесь стадному чувству и не пристраивайтесь к большой, пусть авторитетной компании. Рассчитывать лучше на себя. Через несколько сезонов вы будете безошибочно угадывать хорошие места для тяги чисто интуитивно. Они просто взывают: «Встань здесь, и не пожалеешь».
Все, что я написал, конечно же, не относится к глухим, малопосещаемым угодьям. Это, скорее, советы охотнику подмосковному.