Hа территории Северного Кавказа – в Ставрополье и в Ростовской области всегда охотились с борзыми собаками. Это были в основном хортые. В послевоенные и последующие годы стараниями любителей-охотников и знаниями экспертов сложилось ровное охотничье поголовье хортых, выставляемых на выставках и полевых состязаниях. Так, на одной из первых сертификатной выставке «Россия» Чара (вл. Юрисонов С., г. Пятигорск) привлекла внимание иностранных экспертов изяществом и красотой экстерьерных линий. Надо сказать, что Ставропольская группа хортых отличалась в ту пору изяществом форм, более легким сложением и отличными рабочими качествами. Ростовские хортые характеризовались более крупным ростом и более крепким костяком, но также были отличными ловцами.
В 70-е годы ХХ столетия на Северный Кавказ и Украину были завезены далеко не лучшие экземпляры английской борзой – грейхаунда, которые, как известно, были самые резвые из борзых. Ставропольские охотники-любители, «меряясь резвостью» своих питомцев увидели, что грейхаунды обходили многих лучших хортых, но не все обладали быстрой поимистостью.
Не вдаваясь в подробности экстерьера и телосложения греев и хортой, охотники находили сходство, и у них возникло желание скрестить эти породы. Только одному грамотному любителю разрешили повязать свою суку-хортую с грейхаундом, без выдачи документов. Как и ожидалось, первое поколение получилось с отличными рабочими качествами, с более крепким телосложением (явление гетерозиса). При вязках сук первого поколения с кобелем грейхаундом в пометах началось расщепление. Но, видимо, «процесс» остановить не удалось.
Охотники требовали резвейших и поимистых собак. Большинство владельцев хортых сук потянулись к кобелям грейхаундам. Наряду с этим явлением появились охотники любители чистопородных грейхаундов, но отсутствие элементарных кинологических знаний и какого-либо контроля привело к современному состоянию. Этому способствовало и появление китайских перекупщиков хортых и грейхаундов. Документы о происхождении их не интересовали, они скупали целые пометы как метисов, так и породистых собак. Китайцы брали все, что похоже на грейхаундов. Деньги давались большие. Ушло также много хороших хортых. Осталось поголовье ниже среднего уровня, многие метизированные, имеющие те или иные черты хортой или грейхаунда, но сохранившие охотничьи качества.
Многие охотники, оставшиеся без борзых, решили заводить хортых снова. Но прежний хороший материал был утрачен. Многие охотники стали интересоваться только грейхаундами, владельцы хортых хотели снова заводить хортых. Но собак с экстерьером хортой осталось очень мало. Единицы имеют известное происхождение. Это, в основном, борзые, живущие ближе к кинологическим центрам, где есть кинологически грамотные охотники, кинологи. В отдаленных степных районах никакой кинологической работы не ведется, нет грамотных энтузиастов. Владельцы грейхаундов ведут какие-то записи о происхождении или ждут, когда приедут из Москвы эксперты и оформят их записи. В последнее время на Северный Кавказ завезены импортные производители грейхаунды, ведут породу в чистоте. Любители хортых хотят охотиться с хортой, но им нужно помочь в отборе, в правильном грамотном подборе пар, а главное – в оформлении документов.
На охотничьей региональной выставке в Ставрополье, проходившей в г. Арзгире 7 ноября 2003 г., из 32 грейхаундов 8 были без документов, из 10 хортых – 8 без документов, а из этих 8-ми две признаны вне породы. Из 6-ти оцененных только одна отвечала требованиям стандарта хортой, 5 – с большой натяжкой. На Тацинской районной выводке (Ростовская область) лучшая хортая в 4-м колене имеет грейхаунда, но его черт у нее почти нет.
На проведенных Региональных состязаниях в Ставрополье 8–9 ноября 2003 г. приняли участие 36 собак. Допускались собаки, имеющие документы о происхождении. В основном это были грейхаунды и несколько хортых. Дипломированы 19 собак. Дипломы III степени получили 9 собак, дипломы II степени – 10 собак. 12 собак были сняты за нарушения ведущих (подпуск к чужой травле, пуск по зайцу, вставшему ближе 25 метров). Поскольку состязания проводились по зайцу-русаку, пуск по лисице не учитывался.
Среди грейхаундов первое место заняла сука Руби Бест (вл. Бабенко) при 86 баллах (за резвость 29 б.). В паре Фиеста Бест того же владельца получила диплом I ст. (85 баллов). Среди хортых лучшей была свора Юсупова Б.– диплом II ст. (80 баллов). Владельцы награждены призами.
Отдаленность многих регионов от центра – краевого, областного значения, отсутствие в ряде случаев местных обществ охотников и рыболовов, отсутствие в районах, как уже говорилось, кинологически грамотных владельцев собак, отсутствие интереса к борзым у кинологов, если таковые имеются, привело к развалу ведения пород борзых.
Необходимо уделять больше внимания периферийному собаководству.
Районным обществам охотников и рыболовов нужно серьезнее заниматься проблемой ведения пород борзых собак. С помощью любителей охоты с борзыми следить за правильностью оформления справок о происхождении. Вероятно, можно найти грамотного заинтересованного любителя. Безусловно, нужны ежегодные выводки и выставки, где отбраковываются неплеменные собаки. Очень важно поощрение лучших владельцев.
Многие охотники не интересуются наличием документа о происхождении его собаки, главное, чтобы она ловила. Отсутствие контроля за ведением племенной документации и привело к такому положению с борзыми на Северном Кавказе.
Большое значение имеет грамотная, профессиональная экспертиза борзых на региональных выставках. Эксперт должен не только хорошо разбираться в породах борзых, но и выявлять метисных собак. Областным и краевым обществам охотников необходимо добиться разрешения проведения охот с борзыми, имеющими документ о происхождении, за 2 недели до открытия охоты на пушного зверя. Это будет хорошим стимулом в наведении порядка с документацией. Во всех этих мероприятиях должна быть помощь со стороны РФОС и РОРС. Без помощи этих организаций все останется на прежнем уровне.