По роду своей деятельности пресс-секретарь Дальневосточного отделения WWF Елена СТАРОСТИНА связана с охраной амурского тигра. Поэтому, наверное, она всегда мечтала увидеть это животное в естественной среде обитания. Увы, ее радость оказалась неполной – первый тигр, которого она встретила в дикой природе, был уже кем-то умерщвлен.
Это произошло 8 мая в Приморье в охранной зоне Лазовского заповедника. На зверя в буквальном смысле слова вышел госинспектор Специнспекции «Тигр» МПР России Виталий СТАРОСТИН:
«Мы семьей поехали за черемшой в район бухты Чехуненко. Иду по лесу, высматриваю черемшу, поднимаю глаза и вижу – метрах в 30 от меня лежит тигр. В лесу стояла тишина, не каркали вороны, и поэтому я сначала подумал, что зверь живой, просто спит. Когда присмотрелся повнимательней – что-то уж больно неподвижно лежит. Решил проверить свою догадку, кинул в его сторону палку – никакой реакции. Подошел ближе и увидел, что тигр мертв. Судя по состоянию, он был отстрелян пару дней назад, 6 мая».
На этом семейный выезд на природу пришлось прекратить и выехать в с. Киевку, для того, чтобы сообщить о случившемся в администрацию Лазовского заповедника. Виталий СТАРОСТИН проработал в этом заповеднике больше 30 лет, ему с тиграми приходилось встречаться в разных ситуациях – и с живыми, и с мертвыми. Елену потрясло известие о страшной находке мужа:
«Мы с детьми в это время были на берегу моря и, что интересно, наблюдали следы тигра на песке, лежку, где он сидел и откуда смотрел на море, и говорили о том, какое классное место выбрал себе для жизни этот тигр: лес, море, озеро – все рядом, до ближайшей деревни не меньше 15 км. Честное слово, была бы тигром – здесь бы и жила. И вот приходит Виталий и говорит, что нашел убитого тигра. Это просто не укладывается в голове – зачем кому-то его надо было стрелять? Кому он помешал в этом лесу, где на каждого тигра приходится не меньше сотни оленей и где тигру нет необходимости конфликтовать с людьми? Почему человек – в который уже раз! – оказывается большим зверем, чем дикий таежный хищник?»
На эти и другие вопросы искали ответы 9 мая, приехав на место происшествия, дознаватель Лазовского РОВД Евгений ЗАПРИСА, сотрудники Лазовского заповедника Галина САЛЬКИНА и Инна ВОЛОШИНА. Как говорит Евгений Сергеевич, «пребывание человека с оружием на таежной дороге стало делом обычным. И из какого ствола, может быть, даже вполне законного, был сделан браконьерский выстрел – доказать крайне сложно».
Занимающаяся изучением экологии амурского тигра к.б.н. Галина Салькина отметила, что любой амурский тигр представляет ценность, потому что их всего осталось на Земле не более 450 зверей. Из них в Лазовском заповеднике постоянно обитает порядка десятка амурских тигров, и потеря каждой особи невосполнима для охраны природы. Тем более, что это самка, которая могла бы принести потомство. Теперь нам остается только обследовать то, что осталось от тигрицы, а милиции – искать виновника.
Как определили специалисты заповедника, возраст тигрицы – около 3 лет. Огнестрельная рана указывает на то, что она была убита выстрелом сзади, а это значит, что она не нападала, а убегала от опасности. И эта опасность – человек:
Сейчас на российском Дальнем Востоке оружие в машине – это своего рода особый шик, признак принадлежности к избранному обществу. Чувство собственной исключительности усиливает ощущение безнаказанности – если на ружье или карабин имеется разрешение ОВД, то нарушитель отделывается незначительным штрафом. Отмена уголовной ответственности за незаконное хранение, перевозку незарегистрированного гладкоствольного оружия, что называется, только подлило масла в огонь. Но главное все же не в том, лежит ли оружие в машине или нет, вопрос в человеке – намерен ли он стрелять при каждой встрече со зверем. Сейчас для многих выстрелить в амурского тигра, особенно из машины, где они чувствуют себя в полной безопасности, – все равно, что шлепнуть муху, сидящую на стекле. Во многом это происходит от чувства почти полной неуязвимости, которое не оставляет браконьера, даже когда он попался. Об этом писала «РОГ» в материале о процессе в г. Спасске Приморского края над Василием Зелениным, отсрелявшем тигрицу в феврале этого года. Можно изменить законы, но как изменить таких людей?
Интересно, что в этих же числах мая другой сотрудник Дальневосточного отделения WWF Михаил КРЕЧМАР проезжал в тех же самых местах. Из машины он увидел как из двух джипов методично освещали ближайшие кусты в поисках косуль, оленей и других зверей. На море несколько лодок старательно ловили трепанга. На проходившую мимо незнакомую машину браконьеры не обратили никакого внимания. Когда Михаил сообщил об этих «светильщиках» в Лазовское РОВД, там невозмутимо ответили: «Так они ж все равно уже уехали:»
Вечером 15 мая недалеко от поселка Мельничное Приморского края на берегу реки Колумбе на лесника Сихотэ-алинского заповедника Игоря ШАРОВА напал амурский тигр.
О том, как это произошло пострадавший лесник поведал следующее:
«Возле места, где мы с сыном рыбачили, меня вдруг сбили с ног – я даже ничего не понял сразу. Она (т.е. тигра. Именно так – в женском роде – в Приморском крае принято именовать любого тигра. – прим. «РОГ») стала меня кусать за руки, за голову, за ноги. Я сперва кричал, потом отбивался руками и ногами. Она бросит меня, отойдет на метр, потом снова начинает кусать. И так – три раза подряд. То, что она меня не убила – это просто Господь так решил. Ведь тигре убить человека – это все равно, что муху пришлепнуть. И когти она в ход не пустила. Только царапнула бы – и все, конец».
В результате нападения лесник получил множество ран, у него были прокушены ступни ног и шея. До поселка ему пришлось добираться пешком три часа: сперва мимо истекающего кровью человека, не останавливаясь, пролетела легковая машина, а затем его отказался взять лесовоз. В отделение хирургии районной больницы в поселке Пластун он поступил в 6 утра 16 мая. Сегодня состояние И. Шарова оценивается, как среднетяжелое.
На место происшествия немедленно выехала группа «Конфликтный тигр» Специнспекции «Тигр» МПР России. При расследовании происшествия, 18 мая 2004 г. она обнаружила мертвого тигра в полутора километрах от места нападения. Туша была доставлена в поселок Терней, где инспектора группы «Конфликтный тигр», районной ветеринарной службы, представители Общества защиты диких животных (WCS) и Всемирного фонда дикой природы (WWF) провели его всестороннее обследование. Как рассказал присутствовавший при вскрытии координатор программ по защите редких видов животных ДВО WWF Михаил КРЕЧМАР, из тела животного было извлечено три пули, выпущенные из гладкоствольного ружья 20 калибра, и одна пуля от стандартного патрона 7,62х54. Такой патрон употребляется в винтовках и карабинах системы Мосина, винтовках СВТ и СВД, карабинах «Тигр» и единых пулеметах советской/российской армии. Из любого оружия такого типа мог быть сделан этот выстрел: последняя пуля оказалась смертельной – она перебила тигру позвоночник. Судя по состоянию ран, этот выстрел из нарезного оружия был сделан значительно позже.
На людей, навестивших потерпевшего в больнице, Игорь произвел впечатление человека до конца не оправившегося от шока: над его больничной койкой висит икона, а сам он через слово поминает имя Божье. И его легко понять – восемнадцать укусов, в том числе в шею, в ноги, в руки. К счастью, ни один из них не задел жизненно важные органы: артерии, аорту, трахею. Для справки: два года назад, когда тигр атаковал на Юго-Западе Приморья охотоведа Сергея Соколова, одного укуса хватило для того, чтобы он до сих пор ходил на костылях. Игорь Шаров, как сельский житель Приморья и к тому же лесник, несомненно знает о смертельной опасности, исходящей от нападающего тигра. Наверное, поэтому относительно благополучный исход своего поединка со зверем, он считает чудом, ниспосланным ему свыше.
Однако специалисты, расследовавшие инцидент, думают иначе. По их мнению, когти тигрица не пустила в ход по вполне объяснимым причинам – она была ранена в нескольких местах (в том числе были пробиты обе лопатки) и, видимо, из-за эти ранения очень ослабили зверя. По этим же причинам хищник так и не смог одержать верх над практически беспомощным человеком и был вынужден отступить.
Первые пули, ранившие тигрицу, выпущены из ружья 20 калибра, которое, возможно, имеет сверловку «парадокс». По мнению координатора программ по защите редких видов животных Дальневосточного отделения WWF Михаила КРЕЧМАРА, таким ружьем вполне могла быть «Сайга» 20 калибра.
«Это ружье – не деревенское по сути, – развивает свое предположение Михаил. – Чаще всего такое оружие возят для самообороны в машинах состоятельные люди и бизнесмены. Тем более, что в боевое положение такие ружья приводятся очень быстро. Ран, нанесенных из гладкостволки было три, а это с большой степенью уверенности позволяет говорить о самозарядной конструкции ружья. Тигр – зверь очень шустрый, будучи раненным, мгновенно уходит с линии огня. Если бы в него стреляли из двустволки или одностволки, в него просто не успели бы попасть три раза».
Вполне вероятно, что лесник Шаров совершенно случайно стал второй жертвой бездумных выстрелов, сделанных с машины безымянными браконьерами. Такая манера, к сожалению, широко распространена на дорогах Приморского края. Это не первая тигрица за этот месяц, отстрелянная скорее всего прямо из автомобиля.
Пока ничего не известно о последней пуле, положившей конец похождениям зверя. Вселяет надежду, что она была выпущена из нарезного оружия и правоохранительным органам, у которых она сейчас находится, будет легче установить принадлежность оружия.
Чтобы тигром не смогли поживиться китайцы и им подобные перекупщики дальневосточных животных, туша после вскрытия была кремирована.
Последняя по дате «разборка» человека с животным произошла на самом юге Приморского края, недалеко от границы с КНДР. Расследование случившегося еще не закончено и поэтому фамилии участников происшествия не указываются. Пресс-секретарь Специнспекции «Тигр» МПР России Виталий СТАРОСТИН предоставил «РОГ» рапорт старшего госинспектора инспекции «Тигр» А.Б. ЮРЧЕНКО, в котором говорится:
«...дежурным инспектором Онищенко А.Г. 28 мая была получена по телефону анонимная информация о том, что жители поселка Краскино Ц., Ж. и В. вели браконьерскую охоту на тигра, в ходе которой тигр был отстрелян, а В. получил тяжелые увечья. В тот же день группа, состоявшая из 2 инспекторов Онищенко и Стома, а так же сотрудника Хасанского РОВД выехала в Краскино для проверки информации. Опрос врача воинской части, куда обратился пострадавший, позволил предположить, что В. пострадал именно от тигра, потому что на теле пострадавшего было обнаружено 38 ран, причем некоторые оставлены явно когтями.
Мною было направлено заявление в прокуратуру Хасанского района о возбуждении прокурорской проверки по факту получения травм гражданином В.
С этой целью 29 мая совместно с заместителем прокурора Хасанского района и следователем прокуратуры выехали в Краскино. Опрос медперсонала воинской части показал, что В. был доставлен ночью 24 мая в 4.15 с множественными травмами жителем Краскино Ц. и жителем Посьета Б. Потерпевший находился в шоковом состоянии. В дальнейшем Ц. организовал утром следующего дня отправку В. на автомобиле до Славянки, а дальше паромом во Владивосток, где тот умер 26 мая.
30 мая дежурная служба группы снова получила анонимный звонок о том, что утром 30 мая Ц. и Ж. на гусеничном тягаче ГТС выехали для маскировки следов убийства тигра и вывоза туши. Я в составе группы немедленно выехал на участок, где мною был обнаружен свежий выездной след ГТС, отслеживая который на протяжении 5–6 км группа выехала к старой силосной яме, где обнаружила закопанный труп тигра, большой кусок целлофана и автомобильный тент, в который заворачивался труп во время транспортировки. Вызванная на место опергруппа во главе с заместителем прокурора произвела оформление данного факта и изъятие трупа тигра и вещественных доказательств.
Утром 31 мая было оформлено постановление следователя о направлении трупа тигра на экспертизу в г. Уссурийск. В ходе экспертизы было установлено, что тигр умер от огнестрельных ран, нанесенных 4 выстрелами из карабина калибра 7.62 мм, причем 2 выстрела в спину и голову были нанесены с очень близкого расстояния. Из трупа извлечены 3 пули, пригодные для баллистической экспертизы. В настоящий момент прокуратурой Хасанского района проводится доследственная проверка в порядке возбуждения уголовного дела по ст.245, 258 а также проверка по факту сокрытия преступления».
Перед подписанием номера в печать «РОГ» стало известно, что в Дальневосточное отделение WWF пришло еще одно сообщение: в Хабаровском крае, в районе поселка Мухен, был ранен амурский тигр. Расследованием происшествия занимается госохотинспектор оперативной группы Охотуправления Хабаровского края Сергей Кузнецов.
Таковы сводки с полей сражений, поступившие в нашу газету только за один месяц. К сожалению, данные о потерях в тигровом племени нельзя считать окончательными. Наверняка, за это же время сколько-то животных было добыто браконьерами и успешно продано за рубеж. И если сохранятся нынешние масштабы отстрела тигров по поводу и без всякого повода, то в недалеком будущем все мы станем свидетелями уничтожения последней особи. На этом фоне особенно неприглядно выглядит эксплуатация отдельными зарубежными фондами проблемы амурского тигра, предпринимаемая ими в собственных корыстных целях. В то время, как целый ряд неправительственных организаций, таких как WWF России, фонд «Феникс» (Россия), Tigris Foundation, IFAW, WCS, Save the Tiger Fund (Фонд спасения тигра), David Shepherd Wildlife Foundation (Фонд Дэвида Шеферда) без лишней шумихи вносят реальный и ощутимый вклад в защиту популяции, нашлись и такие, кто, спекулируя на больной для нас и модной на Западе теме охраны амурского тигра, на самом деле обеспокоен только созданием престижного имиджа, рекламой своего «предприятия» и, конечно же, сбором пожертвований. Предприимчивость новоявленных «защитников» амурского тигра доходит до такой степени, что они объявляют вкладом в защиту тигров автотранспорт, купленный для собственных нужд. Думается, что общественности, озабоченной судьбой амурского тигра и других редких видов, пора разобраться кто и зачем пришел охранять диких животных России.
По материалам Дальневосточного отделения WWF, фонда «Феникс» и Специнспекции «Тигр» МПР РФ