Очередную «серию», именуемую как «Путевочные страсти», выдал очередной охотовед Е.А.Ершов, для большей убедительности с приставкой «главный». Что ж, попробуем содержание и этой «серии» сравнить с реальной жизнью, именуемой как нормами права.
Не беру на себя смелость выступать «общественным правозащитником» от имени «широких слоев населения», так как пытаюсь защищать только свои права как гражданина современной России «в наши суровые рыночные времена». Убежден, мысленно многие читатели меня поддерживают, только сказать об этом стесняются.
Для начала предлагаю «экскурс в прошлый век» и «исчерпывающие разъяснения юристов» образца 1977 года отложить в сторону, как архивный материал. Законодательство бывшего Советского Союза не имеет никакого отношения к современной Российской Федерации, так как это два абсолютно разных государства. Конституцией РФ однозначно определено: любой нормативный правовой акт бывшего Советского Союза должен пройти государственную регистрацию в Российской Федерации и быть официально опубликованным для всеобщего сведения.
Е.А.Ершов утверждает, что «тотальное введение платных лицензий на все 100% охотничьих видов животных, действительно нарушающих права граждан», «масса несоответствий российскому законодательству» являлось попыткой спасти источник финансирования хозяйственной деятельности работников госохотнадзора. Главный охотовед даже думать не хочет о том, что животный мир, обитающий в состоянии естественной свободы, является государственной собственностью и свою собственность государство реализует за соответствующую оплату. Это его – государства – право!
Г-н Ершов, не могли бы Вы указать несколько конкретных примеров нарушения российских законов с их точным наименованием и номерами статей, и почему Вы не обжаловали их в судебных органах в интересах российских охотников, занимая соответствующее служебное положение?
У НАС НЕТ ПРАВИЛ ОХОТЫ
Меня не удивляет факт, что путевки на охоту выписывают охотобщества, частно-коммерческие или государственные охотхозяйства. Соблюдение и исполнение нормы права в обществе обеспечивается государственным принуждением. ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРИНУЖДЕНИЕМ! Например, в организации дорожного движения эти функции выполняет ГИБДД-ГАИ, которая принуждает водителей и пешеходов исполнять Правила дорожного движения. В природопользовании эти функции должны исполнять специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания. В Советском Союзе эти функции выполняли ОБЩЕСТВА ОХОТНИКОВ – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, по организационной форме созданные государством в виде общественных организаций, деятельность которых контролировала Главохота. Сегодня этих органов в стране просто нет или они не определены. Нет и правил охоты. Отсюда весь этот беспредел и «двойные стандарты». На браконьера даже протокол составить некому! Поясняю почему.
Минсельхоз РФ самостоятельно до 1 октября 2004 г. должен был принять правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства, далее эти функции должны быть упразднены, так как признаны избыточными. А как можно написать Правила, если нет закона «Об охоте», ведь права граждан могут быть ограничены только федеральным законом? Нет закона – нет правил.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет надзор (наблюдает, присматривает) в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; выдает разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, а также выдает удостоверение на право охоты, которое никаким федеральным законом пока не установлено. Нет закона – нет удостоверения.
Охота – вид пользования животным миром. Право на охоту предоставляет лицензия. Если речь идет о том, что лицензию может получить не любой гражданин России, а только тот, который выполнил определенные условия (прошел обучение, сдал экзамены, выполнил тесты), так и писать об этом надо правильно: «Удостоверение на получение права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и рыболовства».
Федеральное агентство по сельскому хозяйству осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере охраны, изучения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
КТО ЗАНИМАЕТСЯ ВЕДЕНИЕМ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
Итак: министерство готовит нормативные документы, федеральная служба наблюдает (присматривает), федеральное агентство оказывает услуги, а кто же занимается ведением охотничьего хозяйства? Кто охраняет, ведет учет, организует воспроизводство государственной собственности? Ни одна из вышеперечисленных структур не получила статус специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания. Так кто же в России будет непосредственно осуществлять охрану, носить и применять служебное оружие и составлять протоколы?!
«Излюбленный прием манипуляторов в том и состоит, чтобы, умело подменяя вроде бы схожие понятия и законы, вводить граждан в заблуждение», – утверждает Е.А.Ершов. И далее сам же пишет: «Статья 39 Закона РФ «О животном мире» гласит: «Пользователи животным миром имеют право... на договорных условиях... оказывать услуги юридическим лицам и гражданам, в том числе и иностранным... Расчетный документ – путевка – как раз и является в соответствии с положениями Гражданского Кодекса тем самым договором между охотпользователем и охотником...».
1. В нашей стране нет Закона РФ «О животном мире», есть Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, статья 39 которого определяет антимонопольные требования при проведении конкурсов на право пользования животным миром. Ни о каких услугах и путевках в этой статье нет ни одного слова!
2. Понятие и условия договора определены в части I Гражданского кодекса РФ (раздел III, глава 27), и про путевку в Кодексе также ничего не сказано. Более того, статья 421 однозначно определяет: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принуждение к заключению договора не допускается...». Надеюсь, Вы не будете отрицать общеизвестного факта, что путевки распространяются в принудительном порядке, с нарушением прав охотников.
3. Договор и путевка не могут быть идентифицированы, так как договор – это нормативный правовой акт, определяющий права и обязанности сторон, а путевка, утвержденная письмом Минфина, определена как «бланк строгой отчетности для учета наличных денежных средств». Письмами нормативные правовые акты не утверждаются. Договором признается соглашение об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
4. Понятие возмездного оказания услуг определено в части II Гражданского кодекса РФ (раздел IV, глава 39), из которой следует, что «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществлять определенную деятельность».
ОСНОВА – В ДОБРОВОЛЬНОСТИ
Г-н Ершов, я Вам никаких заданий на осуществление охотхозяйственной деятельности не давал и услуги не заказывал, это Ваша личная инициатива, почему я обязан покупать путевку? Да, существуют услуги авиапредприятий, которые на свой страх и риск занимаются этим видом хозяйственной деятельности. Но они не заставляют меня «летать рейсами Аэрофлота», это мое добровольное желание. Добровольное! И договор меня никто не заставляет заключать, более того, в стоимость билета включены не только все затраты перевозчика, но и страхование моей жизни. Какую сумму страховки мне выплатит по путевке охотхозяйство, если во время охоты (по Вашему – предоставлению основной услуги охотпользователей) будет нанесен ущерб моему здоровью, или какая мне положена компенсация, если не будет выполнена норма добычи? «Хочешь кататься, люби и саночки возить»! Хочешь заработать на услугах – умей давать гарантии!
«В приказе Минсельхоза РФ «О введении именных разовых лицензий» не содержится указаний о том, что путевки отменяются», – в очередной раз манипулирует Е.А.Ершов, не указывая ни даты, ни номера документа. – «В компетенцию Минсельхоза и не входит решение вопросов о прекращении действия документов...»
Приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» от 4 января 2001 г. № 3 определяет то, что предусмотрено в названии документа, и никакого отношения к путевкам не имеет. Другое дело, что содержание Положения не всегда соответствует нормам права или в Положении не определен порядок выдачи лицензий, кто получает первым или последним, по каким критериям охотник, не получив лицензию, может быть лишен права на охоту. Понятие «пропускная способность охотугодий» весьма условное, абстрактное, законом не определенное, а ограничивать права граждан может только Федеральный закон.
Е.А.Ершов назидательно пишет: «Существует бытовое, отраслевое и юридическое толкование слов, терминов, и они не всегда совпадают. Если... вопрос поднимается в прессе.., то будьте любезны придерживаться исключительно юридического их толкования. И не имеет значения, что недостаточно юридически грамотные граждане и должностные лица этого не понимают».
Согласен с Вами и убедительно прошу: впредь, при написании материалов в «Российскую Охотничью Газету», для начала, не применять термины «охотпользователь», «охотничьи угодья» и «путевка», как юридически не существующие в нормативных правовых актах. И вот почему.
ПРАВОВЫЕ АЗЫ
Под КОНСТИТУЦИЕЙ в правоведении принято считать основополагающий, верховенствующий ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ прямого действия, КОТОРЫЙ ВЫРАЖАЕТ ВОЛЮ НАРОДА и закрепляет в интересах каждого из нас важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны.
Закрепляя основы конституционного строя, Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое, федеральное, правовое ГОСУДАРСТВО с республиканской формой правления, В КОТОРОМ ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ ЕСТЬ ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ!
Конституцией РФ однозначно определено: ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА МОГУТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНЫ ТОЛЬКО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Законодательство России в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции РФ, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (далее – Закон), принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов России и субъектов Российской Федерации. ВСЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ЭТОМУ ЗАКОНУ!
Вместо термина «охотпользователь» Законом установлено понятие «пользователи животным миром – граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами... предоставлена возможность пользоваться животным миром». Хозяйственную деятельность в охоте осуществляет владелец долгосрочной лицензии.
Вместо термина «охотничьи угодья», определенного «Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР» образца 1960 г., установлено понятие «среда обитания животного мира – природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы».
Термин «путевка» Законом не установлен и ему не соответствует, следовательно, не может применяться при использовании животного мира и среды его обитания.
Г-н Ершов, прочитайте статью 1 Закона, определяющую основные понятия, применяемые в области охраны и использования животного мира. Письмо Минфина РФ от 14.04.1995 г. № 16-00-30-30, на которое Вы ссылаетесь, подписано за 10 дней до принятия Закона. Ни о каких путевках в Законе нет ни одного слова, соответственно и в реальной жизни при пользовании животным миром их не должно быть. Действие письма Минфина РФ ограничено Законом. Всё!
Законом установлено: для осуществления хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира, существует специальное разрешение – долгосрочная лицензия, для получения которой необходимо выполнить определенные требования.
Г-н Ершов, Вы получили долгосрочную лицензию? Ваши полномочия при ведении охотхозяйственной деятельности определены Законом в статье 40 – Права и обязанности пользователей животным миром. Ни о каких услугах не только в этой статье, но и в тексте всего Закона не упоминается! Закон определяет порядок и условия пользования объектами животного мира – государственной собственности. Закон однозначно запрещает пользователю распоряжаться объектами животного мира, находящегося в состоянии естественной свободы, устанавливать сроки охоты, нормы добычи, другие ограничения или разрешения. Чужой собственностью не распоряжаются!