Мы живем в переходное время: пытаемся уйти от ошибок прошлого, не задумываясь, плодим новые и упорно убеждаем друг друга, что движемся вперед, к намеченной цели. Это движение очень метко охарактеризовал М.Жванецкий словами: «Сидим, лежим, валяемся, но на правильном пути». Нечто подобное я ощутил прочтя статью «За что платим» А.Тихонова («РОГ», №47, 2004 г.).
Это хорошо, что А.Тихонов обратился к истории, начав разговор с 1982 г. Статьи Александра Алексеевича никого не оставляют равнодушным. Не оставили они и меня. Я хорошо помню его статью «Право на охоту» (журнал «Охота и охотничье хозяйство», №4, 1989 г.), нашумевшую статью «Нужно ли закреплять угодья?» («РОГ», №5, 2003 г.) и статьи «Охотничье хозяйство России» (журнал «Охота», №№4, 5, 6 за 2003 г.). Отдаю должное информированности г-на Тихонова и предлагаю ему остановиться и заглянуть в годы «старины глубокой». Задуматься хотя бы над тем, как после революции 1917 г. молодой Советской Республике потребовалось всего 2–3 года, чтобы вооружить охотничье хозяйство России необходимыми законами об охоте. Чего, к сожалению, не скажешь о власти нынешней, к которой А.Тихонов имеет честь принадлежать.
Но он только жалуется на несовершенство российского охотничьего законодательства. Хотя Минсельхоз РФ имеет право законодательной инициативы. А.Тихонов так внятно и не сказал российским охотникам, почему нет до сих пор «Типовых правил охоты в России» и закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Да что о них говорить, если, по признанию самого А.Саурина, «деятельность управлений как федеральных государственных учреждений вошла в противоречие с действующим законодательством, охотуправления не имеют утвержденных Министерством положений, регламентирующих их деятельность как государственных органов управления». Какая трудность! Чиновники ходят по одним коридорам, а двери друг к другу найти не могут.
Во всех последних выступлениях А.Тихонов нас умело убеждает, что в унижении и бесправии охотников, в непомерных поборах с них виноваты общественные охотничьи организации. Я в последние годы не в восторге от их деятельности. Но критика А.Тихонова носит односторонний характер. Почему-то в адрес Минсельхоза и его Охотдепартамента нет ни одного критического слова. А негатива и нарушений прав охотников от этого ведомства натерпелись сполна. По моему субъективному разумению, охота и охотничье хозяйство России для Минсельхоза и Охотдепартамента были, как в народе говорят, «пришей кобыле хвост».
На такие мысли наталкивает вступительное слово А.Гордеева на заседании расширенной коллегии Минсельхоза РФ по вопросу государственного регулирования в области охраны и развития охотничьих ресурсов. Где он сказал: «Обращаю внимание, что в новый экономический и политический период в Российской Федерации Минсельхоз России по такой важной теме не проводил заседание коллегии». Как говорится, комментарии излишни.
Знакомясь с докладом А.Саурина на данном заседании, все больше убеждаешься в справедливости оценки власти, данной писателем Д.Граниным (бывшим депутатом ГД): «Власть всегда глупее народа. Но она не должна быть НАСТОЛЬКО глупой, чтобы не слушать народ». На такую мысль наталкивают цифры выявленных нарушений правил охоты, названные А.Сауриным, – 33 тыс. Но удивляет другое. Озвучены такие данные: наказаны 564 штатных работников обществ охотников и рыболовов, 16 тыс. членов обществ охотников и рыболовов и 224 сотрудника правоохранительных органов. А вот в рядах сотрудников Охотдепартамента нарушителей не оказалось. Что это? По принципу: «в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю»? Если А.Саурин не знает примеров, то рекомендую прочитать письмо – крик души С.Щербакова: «Вологодский беспредел» («РОГ», №47, 2004 г.).
Г-н Тихонов неустанно повторяет, что поборами рядового охотника задавили общества охотников. Но как прикажете понимать такое. Весной 2004 г. угодья ООиР Бежецкого р-на Тверской области были переведены в угодья общего пользования. Документом на право охоты служила лицензия, но охотинспектор А.Смирнов распорядился с иногородних охотников взимать дополнительно по 800 руб. Как это понимать? Я об этом факте написал в статье «Нет мира под березами» («РОГ», №28, 2004 г.), но объяснений не последовало.
Вселяют надежду некоторые сведения об успехах в расселении и реакклиматизации диких животных. Но подано все это А.Сауриным как достижения Охотдепартамента. А ведь все это делается на деньги налогоплательщиков (охотников тоже). И ни слова о вкладе в эту важную работу общественных охотничьих организаций! Или они ничего не делают? Пребывая в думах – как бы обобрать рядового охотника. Интересно, смотрел ли А.Саурин телесюжет, показанный в «Вестях» канала «Россия» 17.11.04. Кратко поясню. На оленьей ферме Ногинского ООиР Московского общества охотников и рыболовов более ста животных. Энтузиаст-лесник С.Ходателев на свои деньги купил 38 пятнистых оленей. Построил вольеры. Поголовье выросло. Площади тесны. В период гона самцы топчут друг друга. Тележурналисты обратились с вопросом: «Как помочь?»
Ответы столоначальника Мособлохотуправления шокировали журналистов. Он назвал С.Ходателева дилетантом, а решение видит в конфискации животных. Вот так. Ни много ни мало – конфисковать. Этот ответ – яркое свидетельство негативного отношения госохотструктур к общественным охотничьим организациям.
А ведь министр А.Гордеев неоднократно призывал Департамент «найти взаимопонимание и обеспечить возможность продуктивного взаимодействия» с ними. Из статьи А.Тихонова «За что платим» видим, как «четко» выполняется указание министра. На глазах охотников России целое десятилетие шла «война» Охотдепартамента с общественными охотничьими объединениями. От этого противостояния, в первую очередь, страдают охотники и животный мир. Плохо всем, когда между людьми встают деньги.
Складывается впечатление, что чиновникам госохотструктур доставляет удовольствие подкидывать охотникам что-нибудь такое, чтобы достать до печенок. Например, охотясь в конце октября на уток в Дубакинском хозяйстве, я стал невольным свидетелем, как к охотникам с проверкой подошли егеря. У них были только лицензии в угодья общего пользования Бежецкого р-на. Отсутствие путевок они объясняли информацией из «Комсомольской правды» от 25.10.04. По возвращении домой нашел газету и прочитал ответы А.Саурина охотникам: «Теперь, чтобы стать охотником, не надо вступать в охотничье общество и платить ежегодные взносы. Вы платите только за лицензию на отстрел определенного количества зверя и птицы». Но не пояснил, как быть, если охотник забрел в угодья приписного хозяйства. Далее читаем: «Согласно новому положению охотник обязан иметь новый документ – «Удостоверение на право охоты». И ни слова – что за положение, чьим распоряжением введен «новый документ». А как теперь понимать ответ Депнаучтехполитика от 10.8.04 №13-04-1/498 на обращение А.Улитина в администрацию Президента, где подтверждено: удостоверением на право охоты являются охотбилеты, выданные госохотструктурами, или членские охотбилеты, и путевка (лицензия)? Из ответов А.Саурина не ясно, будут ли органы МВД по «Удостоверению на право охоты» выдавать разрешение на приобретение и ношение оружия. В общем, как в народе говорят, «правая рука не знает, что пишет левая нога».
Другой пример. В районной газете «Бежецкая жизнь» накануне открытия летней охоты появилось сообщение за подписью гл. межрайонного охотоведа Тверьоблохотуправления А.Смирнова: «Тем охотникам, у кого нет ИНН, лицензии выдаваться не будут». Сколько беспокойства и волнений! Каких охотников это касается – местных или всех? Но слава Богу, кто-то умный не позволил испортить праздник охотникам. Злополучный ИНН не требовали.
А.Тихонов в очередной раз ополчился на путевку, назвав ее «замаскированной платой за использование охотничьих животных». Умолчав при этом, что она узаконена существующими нормативно-правовыми актами и с нее взимается налог. Кто же мешал Охотдепартаменту привести все в соответствие с законом «О животном мире»?
Охотники прекрасно помнят, как Охотдепартамент все не мог определиться с лицензированием объектов животного мира и оплатой сбора. Дойдя до того, что лицензионными стали самые распространенные объекты с платой за них НА ОДИН ДЕНЬ ОХОТЫ. С подачи Охотдепартамента Правительство РФ с 29.9.97 г. по 4.01.2000 г. выпустило шесть Постановлений по этому вопросу.
Справедливые возмущения охотничьей общественности и выступления охотничьей прессы вынудили власти к принятию Федерального закона №148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса...», положившего конец экспериментам Охотдепартамента.
А.Тихонов «горюет», что отмена Федеральным законом №148-ФЗ «мизерных платежей» за пользование традиционными объектами охоты уменьшит общий объем суммы сбора. Как это выглядит в реальных рублях, можно судить на примере Краснодарского края. Он из-за этого закона теряет в 2004 г. 6–8 млн. руб. Ничего себе «мизерные платежи! И кто Вам, Александр Алексеевич, поверит, что Вы печетесь о рядовом охотнике? Охотники России ждут от Вас обстоятельного и честного разговора о проблемах любительской охоты и охотничьего хозяйства страны, анализа причин сложившегося положения и пути выхода из кризиса.