Совсем рассвирепела зима 2005 года, и хоть крепчают по ночам морозы, но с каждым днем все тают и тают надежды рыболовов на хорошую рыбалку. И в самом деле: что же такое ежегодно приключается с рыбой, что в это время она почти повсеместно прекращает клев. И ладно бы еще благородные породы капризничали, а то ведь и от ерша уважения не дождешься – то, бывало, так целый день без устали теребит леску, что и не знаешь, куда от него спрятаться, а здесь хоть бы раз кивок вздрогнул. Так и просидишь над лункой весь короткий зимний день и уйдешь не солоно хлебавши.
А все дело, оказывается, в налиме или, точнее, в икромете, который как раз в этот период и происходит у него подо льдом. Сам же налим во время нереста не питается – отожрался в преднерестовый период: сколько рыбьей молоди, пескарей да ершей проглотил, откармливаясь, этот ненасытный хищник. Зато сейчас избежавшие злой участи ершиные сотоварищи, да примкнувшие к ним большими стаями густера и вездесущие окуньки вдосталь отомстят потомству хищников за все родительские проделки. До рыболовов ли теперь белой рыбе, когда дно всех водоемов (а водится налим у нас всюду, кроме Кавказа и Камчатки) сплошь устлано вкусной налимьей икрой. Вот и замерли скучающие в одиноких лунках поплавки в ожидании лучшей погоды. А ждать порою приходится долго. Начинает налим нереститься в декабре, а заканчивает иногда даже в марте. Виталий Виноградов как-то рассказывал мне, что нередко и в марте удается добыть налима, который набит еще икрой до отказа.
Налим – самая плодовитая из наших рыб: взрослая самка выметывает до трех миллионов икринок. Представить только, что могло бы ожидать водоемы, если бы не гурманы ерши... Может быть, отчасти из-за их отменного аппетита не столь многочислен отряд налимов в средней полосе России, да и обычные размеры его в Подмосковье, например, сантиметров 30, не более, при весе до 1 килограмма. Зато в северных реках, где и условия обитания налима более благоприятны, он может достигать почти метровой длины и весить до 15 – 20 килограммов. Мне, однако, не приходилось вытаскивать из-подо льда таких гигантов. Хотя во времена моей молодости на узеньких речушках Монголии, где выпало судьбой побывать немало, налимы в 3 – 5 килограммов были не такой уж редкостью. А иногда даже вламывалось что-то настолько солидное, что протиснуть рыбью морду в лунку из-под нашего ленинградского ледобура оказывалось нереальным.
Вообще, если говорить о ловле налима, то необходимо сразу отметить, что эта рыба ночная и ловят ее в основном тоже ночью. Аппетит налима прямо связан с температурой воды и степенью освещенности: чем холоднее вода и темнее ночи, тем прожорливей становится этот хищник. Среди рыбаков налимья особа окружена ореолом загадочности. Думается, что происходит это из-за незнания налимьих повадок. А что тут удивительного, если ловить налима надо по ночам, да еще выбирать ночку поморознее и попромозглее, такую, чтобы до костей холодом доставало. Немного есть охотников до таких приключений. А отсюда и отсутствие подробной информации об этом виде.
В водоемах России налим является, кстати, единственным представителем семейства тресковые. Налим размером покрупнее очень напоминает своим видом маленького сома, хотя это и совершенно разные рыбы, не имеющие между собой никаких родственных связей. Более того, там, где обитает сом, налима можно встретить не так часто, поскольку последнему обычно достается от речных гигантов «на орехи». Такая «любовь» объясняется, наверное, конкуренцией.
У налима, в отличие от сома, тело сплющенное и чуть удлиненное; чешуя мелкая и плотно сидит в коже – попробуй соскобли. Окраска его варьирует от черной до оливково-зеленой с темными пятнами по всему телу. Более крупные налимы обычно серого цвета. Подмосковными рыболовами давно отмечено, что с годами налим светлеет. Интересно заметить, что в тех же монгольских речках, точнее, в протоках, я вытягивал из ночных лунок рыбин по три кило с хвостиком, но они были не светлой окраски, а чернее мазута. И дело не в темноте ночи, фонарь всегда был под рукой, но и утром они не меняли своего черного окраса.
В отличие от большинства других рыб налим обладает хорошим зрением, а развитые органы обоняния и слуха позволяют ему охотиться за добычей в условиях ограниченной видимости. Свою жертву этот хищник хватает как из засады, так и во время движения. Добычу он не глотает, а засасывает, придерживая ее щетками глоточных зубов, и вырваться из его пасти невозможно. Притаившись, он легко вписывается в любой выступ дна, в любое укрытие и сливается с донным рельефом.
Но это уже потом, когда из выклюнувшейся икринки вырастет большой и прожорливый хищник, а пока на речном дне происходят многочисленные налимьи свадьбы, и кто знает, скольким малькам из бесчисленного количества икринок удастся появиться на свет Божий и, тем более, дотянуть до состояния взрослой особи.
ВОПРЕКИ КАПРИЗАМ ФЕВРАЛЯ
Не перебесилась еще зимушка, не отснежила белой своей круговертью по бочагам да оврагам. Затаились на берегах озер дремлющие под причудливыми снежными шапками березы да сосны. Кислорода в скованной льдами воде все меньше и меньше. Не до жиру теперь обитателям подводным. Одна задача: дотянуть бы до весны, когда первые ручейки понесут с тающих склонов вешние воды жизни. А пока особого оживления под водой не наблюдается.
Вот и жалуются рыбаки: не клюет, мол, почти. И приходится им порой возвращаться домой не солоно хлебавши. Просидит человек над лункой весь световой день, да так и не увидит ни одной поклевки. А вроде и просверлил над бровкой, и подкормил еще затемно, да не сухарями, а отборным кормовым мотылем, что по 500 «рябчиков» за кило будет. Да и отмахал немало верст от дома. Обидно при таком раскладе пустым приходить к ужину. Тем более, что и жена давно уже сковороду под рыбу приготовила.
А не надо расстраиваться раньше времени. Вы никогда не были провокатором?
Не были, значит? Так будете. Только не надо и обижаться на меня за эти слова раньше времени. Будете только в том случае, если захотите поймать рыбу в это трудное для нее время. Потому что провоцировать вам придется именно ее, рыбу. Провоцировать на поклевку.
Допустим, собрались за окунем. Это по первому льду достаточно пробить пешней пару лунок невдалеке от коряжки, что торчит под береговой линией, и ходи весь день вокруг тех двух лунок, собирай богатый урожай из прожорливых матросиков. Другое дело – сейчас. Тут уж запаситесь терпением и с ледобуром в руке, и с полной решимостью в отважной рыбацкой душе, в легком свитерке и теплой курточке приготовьтесь отмахать несколько миль по водоему, чтобы оставить о своем визите воспоминания в виде пятидесяти, а то и ста просверленных в толстом льду лунок.
После такой рыбалки целую неделю зарядку по утрам можно не делать, зато вернетесь домой с уловом из нескольких увесистых красавцев-окуней. Правду сказать, не каждая лунка будет «срабатывать», далеко не каждая, но то, что труд ваш не пропадет, даю гарантию, проверено.
А вот какую хитрость расскажу еще. Сам я так не ловлю, почему-то не нравится. А вот некоторые из моих друзей хитрят подобным образом. И причем очень успешно. Свои удочки они оборудуют не одной, а сразу двумя мормышками. Зачем это делается? Да здесь очень простой ответ. Редкая рыба потерпит конкуренцию в охоте за добычей. И когда перед ее глазами происходит погоня одного из мелких подводных обитателей за своим еще более мелким собратом, рыба, как правило, бросается либо на его потенциальную жертву, пытаясь успеть схватить ее быстрее врага, а то и на самого конкурента.
А снасть эта хитрая устроена таким образом: верхняя мормышка привязывается обычным способом, но при этом оставляют запас лески, свисающий сантиметров на 40. Важно, что верхняя мормышка крохотная, не более просяного зерна, обычно она светлее, чем нижняя.
Нижняя, темная мормышка, завершает эту нехитрую гирлянду. Обычно она с одним мотылем, а на верхнюю желательно подцепить только головку от мотыля, не более того. Игра такого тандема должна быть более интенсивной и энергичной, чем у одинокой мормышки. У рыбы создается впечатление погони, и далее происходит то, что и желает увидеть любой рыбак.
И напоследок. Январь-февраль – это традиционно периоды скачков атмосферного давления. Уж на что, а на изменение давления рыба реагирует мгновенно. Да и как тут не реагировать, если плавательный пузырь то сжимается (при повышении атмосферного давления), то расширяется (при понижении давления).
Ну, допустим, если говорить о том же окуне, то при отметке 750 единиц и менее он ловится редко когда со дна, зато в верхних слоях воды, особенно в пасмурную погоду, рыбы этой можно обловиться, даже если и февраль на озере.