В журнале «Спаниели» №2 за 2004 год Г. Михайлов в разделе «Приучение собаки к выстрелу» советовал (цитирую): «Приучать собаку к выстрелу лучше всего начиная со стартового пистолета, стреляя капсюлями «жевело», когда собака чем-то увлечена: гоняет бабочек, чибисов и т.п. Вы готовите собаку к охоте и испытаниям и состязаниям, где проверяют отношение собаки к выстрелу чаще всего из стартового пистолета».
Я с уважением отношусь к званию Г. Михайлова «Эксперт Всероссийской категории», потому не возражаю против его мнения. Однако мои наблюдения за несколькими собаками последние 4–5 лет показали, что выстрелы из стартового пистолета и из ружья оказывают на них совершенно разное воздействие. Ружье и пистолет, как говорят в Одессе, это «две большие разницы».
Стартовым пистолетом можно «испортить» дело. Убежден, если вы готовите собаку к охоте, стреляйте из того ружья, с которым будете охотиться чаще. Потом, на охоте можете стрелять из любого ружья, но – ружья. Больше того, когда вы выходите с собакой на ее первую охоту, ее психическое состояние – а оно много «тоньше», чем у человека – тоже «настроено» на охоту. Хотя собака может еще толком и не понимать, что такое охота, и не знает последовательность действий – поиск, выстрел, подача.
Я шел «классической дорогой», как советовали П.Ф. Пупышев, Н.А. Валов и авторы других книг. На первой охоте, выйдя на луг, где предстояло охотиться, привязал Бима-1 к деревцу, оставил около него рюкзак. Бим заинтересованно следил за моими действиями. Я отошел метров на 50 к копне сена и выстрелил из ружья вверх. После чего очень спокойно вернулся к Биму, который продолжал удивленно смотреть на меня. Только я его отвязал, даже еще не снял ошейник, что всегда потом делал, отпуская в поиск, как Бим буквально рванулся к копне, обежал ее вокруг, все обнюхал и вернулся ко мне с «понимающим» видом. После того до самой его кончины проблем с боязнью выстрела у него не было. Но должен оговориться, что в те годы (1975–1985) газовых (стартовых) пистолетов и петард в широком пользовании не было.
Бим-2 (родился в 1992 г.) приучался к выстрелу из ружья (не из стартового пистолета) таким же образом. Он, как и его предшественник, сбегал на то место, где я стрелял и спокойно вернулся, а ведь ему было всего четыре месяца. Никогда потом у него не было боязни к выстрелу из ружья на охоте. Будет ли он бояться ружейного выстрела в городе, я не стал испытывать по понятным причинам. А вот на выстрелы из газового пистолета он реагировал «болезненно». Я стрелял на охоте, чтобы проверить его реакцию.
Мой сын пробовал приучить своего добермана к выстрелу, стреляя из газового пистолета. Сын так напугал собаку, что та по сей день панически боится любых выстрелов. Однажды мы взяли этого добермана с собой на охоту и прогулку. Я, желая опробовать новое ружье (20 калибра), отошел метров на 100 за деревья и там выстрелил. В результате – добермана еле нашли в лесу и еле уговорили вернуться вместе с хозяином к машине. Естественно, охота закончилась, и мы перешли на поиски грибов. В другой раз мы всей семьей выехали на весеннюю тягу. Мы с сыном и внуком, собрав ружья, приготовились идти на облюбованные места, а второй дед с невесткой развели костерок и блаженствовали на природе. Так этот доберман ростом с теленка, увидев, что мы с ружьями пошли в лес, тихонько забрался в машину и пролежал там пока охота не закончилась и мы не вернулись.
Но больше всего собаки боятся взрыва петард, даже если находятся дома (сын живет на 10-м этаже), а взрывают петарды и запускают ракеты на улице и далеко в центре города, примерно в 1–2 км от дома. Последний Новый год и Рождество вечерами Бима-2 приходилось выводить на прогулку на поводке. Заслышав ракету или петарду, он разворачивался и требовал возвращения домой.
У меня много знакомых собачников. Все «в один голос» говорят, что праздники для них – мученье, собаки переживают стресс. Спасались кто как может: кто-то давал собаке снотворное, кто-то какие-то таблетки, наш Бим, который никогда не боялся ружейного выстрела, «питался» валосердином и валерианкой, но и это помогало мало. Засыпал он только тогда, когда вся эта вакханалия прекращалась.
Видимо, при взрыве петард и выстрелов из ракетницы в дополнение к слышимому звуку, есть и ультразвуковые частоты, которые в отличие от человека собака слышит, и это отрицательно влияет на нее. Вспомните, что звуки с частотой около 8-ми герц очень болезненно воспринимаются человеком. Предполагают, что именно этот «голос моря» с ума сводил моряков древних парусников и заставлял бросать корабли, которые потом слыли «Летучими голландцами». Вспомните и путешествия Одиссея, его встречи с песнями сирен.
Возникновение «голоса моря» при определенных скоростях ветра и высоте волн описаны в научных журналах. В некоторых журналах приводится описание оружия воздействия на неприятеля, основанное на таких частотах. Что же касается проверки реакции собак на выстрел перед испытаниями с помощью стартового пистолета, насколько мне известно, владелец собаки может попросить сделать выстрел из ружья, а не из пистолета. По крайней мере, при испытаниях в нашем Обществе, всегда стреляли из ружья, которое один из владельцев привозил с собой. Мне кажется, это лучше, чем сознательно доводить собаку до стресса.