Прошлогодние события в России, связанные с принципиальной перестройкой министерств и ведомств правительства РФ, показали абсолютно полное непонимание высшими государственными чинами роли охотничьего хозяйства как в экономике, так и в деле сохранения и рационального использования природных ресурсов нашей страны. В таких важных Указах Президента РФ от 09.03.2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 г.
«Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» об охотничьем хозяйстве – ни звука. Словно его нет и не было. Напрашивается простой вывод – забыли, а заинтересованные органы бывшего Охотдепартамента вовремя не подсказали. Потом опомнились, часть полномочий передали службе по ветеринарному и фитосанитарному контролю и его подразделениям по охотнадзору. «Охотоведы никогда под ветеринарами не ходили», – вот что нам приходилось часто слышать от охотоведов со стажем. Вспомнилась старинная русская пословица: «У семи нянек – дитя без глазу». На просьбу ведущих специалистов-охотоведов, опубликованную в «РОГ» в конце 2004 года, о создании специального Федерального агентства по охотничьему хозяйству министр сельского хозяйства прислал отписку, а на словах отмахнулся: «Некогда, не до вас сейчас!» Допуская большую занятость министра, нам все же трудно представить, что с таким «государственным подходом» мы когда-нибудь сможем возродить былую славу охотничьей отрасли или хотя бы не уничтожить ее окончательно.Правильно написал в «РОГ» № 22 кандидат биологических наук, бывший сотрудник отдела охраны и охотнадзора Главохоты РСФСР Е.К. Кандауров «Разрушение охотничьего хозяйства России – это предательство интересов России, это пренебрежение традициями и успехами предыдущих поколений, которые своими руками построили, сохранили то, что сейчас успешно разрушают данкверты и саурины». Не хотелось бы думать, что ликвидация российского Охотдепартамента и растаскивание его по непонятным агентствам и службам – целенаправленная акция. Но события последних дней, к сожалению, подтверждают это.
Скоро Государственной Думе предстоит принять два очень важных документа. Это – федеральные законы РФ «Лесной кодекс Российской Федерации» и «Водный кодекс Российской Федерации». У нас в редакции есть проекты этих важнейших законов. К удивлению обнаружили, что и лесное, и водное хозяйство претендуют на право ведения охотничьего хозяйства и контроля за охотой в лесах и на водоемах. А как же ФЗ «О животном мире», в котором эта функция возложена на Министерство сельского хозяйства и специально уполномоченные органы госохотконтроля? Ведь в этом законе животному миру предоставлен статус самостоятельного природного ресурса, поэтому и отношения в этой сфере деятельности регулируются самостоятельным законодательством.
Ст. 41 ФЗ «О животном мире» предполагает принятие специального Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», которого мы ждем вот уже более 10 лет. Один из авторов данной статьи несколько лет назад был приглашен в Госдуму РФ на обсуждение закона в первом чтении. Что бросилось в глаза – все специалисты говорили правильно, но вот представители Госдумы имели очень смутное представление о роли охотничьего хозяйства в жизни нашей страны и сохранении российской природы. К сожалению, они не знали даже ведущих специалистов охотничьего хозяйства России, постоянно коверкая их фамилии, неправильно называя имена и отчества. Странно, неужели среди того состава Госдумы не было хотя бы грамотных читающих охотников, знающих кто такие Дёжкин, Улитин, Тихонов? Один из ведущих при обсуждении закона в конце заседания удивился и сказал примерно так: «Я и не предполагал, что охота имеет столь важное значение в охране природы. Когда я направлялся на обсуждение закона, меня попросили основное внимание уделить возможностям получения от охоты в России максимального количества доходов в виде налогов».
Но вернемся к проектам новых Законов. Представитель редакции «РОГ» присутствовал на Заседании Центрального Совета ассоциации «Росохотрыболовсоюз» 26 апреля 2005 г. и хотел бы привести основные выводы собравшихся.
В настоящее время возникла угроза поглощения охотничьего хозяйства лесным и водным, поскольку «лес» как совокупное понятие природного объекта включен в качестве составляющей в понятие «животный мир» (действительно животные обитают в лесу, как в среде обитания). Министерство природных ресурсов РФ, отвечающее за проект, в Лесном кодексе закрепило через «побочное лесопользование» норму: «использование лесных участков для ведения охотничьего хозяйства». Побочное лесопользование будет осуществляться на договорной, разрешительной (значит, платной) системе. Охотпользователь – лесопользователь обязан будет подать лесную декларацию, а с органами управления по охране и воспроизводству лесов либо с арендаторами лесных участков, либо с доверительными управляющими заключать договор, условия которого формируются разрешающими субъектами права. Договорные отношения могут возникнуть и между муниципальными образованиями, в пользовании которых находятся значительные участки Гослесфонда. По проекту Лесного кодекса лесопользователи имеют право на ведение лесного хозяйства и осуществление всех доступных видов лесопользования, в том числе и «побочного лесопользования». Порядок отвода для пользования, владения и распоряжения лесных участков, порядок конкурсов и аукционов, порядок прекращения права пользования целиком противоречат нормам Федерального закона «О животном мире». Лесной кодекс РФ вводит нормы субаренды, и значительные (вплоть до разных ограничений) права арендодателей по регулированию отношений по всем видам лесопользования, а значит и охотпользованию (статья 18 Проекта). Разработчиками проекта в особенной части Лесного кодекса (глава 12) абсолютно исключены вопросы ограничения лесопользования, связанные с сохранением животного мира. Как же теперь охранять от порубок глухариные тока, особо ценные лесные биоценозы и места обитания редких и ценных для охотничьего хозяйства видов зверей и птиц?
Проект Водного кодекса РФ и вовсе через установленный перечень исключений в ст.14 практически относит добычу пернатой водоплавающей дичи и околоводных животных (бобра, ондатру, норку, выдру и других) к специальному водопользованию (платному, договорному, то есть с разрешительной системой). Платить придется и за использование маломерного флота, моторных катеров и лодок, используемых для целей охраны и воспроизводства объектов охоты, чья жизнь сопряжена с водой, так как в «исключения» специального водопользования подобное использование плавающих моторизованных средств не попало. Исключена статья «Использование водного объекта для нужд охотничьего хозяйства», хотя всегда подобная статья наличествовала и в «основах водного законодательства» и в действующем Водном кодексе РФ.
Опять-таки пользователи объектами животного мира и в целом охотпользование относится к специальному (платному) водопользованию. Проект Водного кодекса РФ имеет так же как и проект Лесного кодекса РФ свой порядок закрепления в целях пользования водными объектами, а, значит, и объектами охоты, порядок проведения конкурсов вплоть до обособленного водопользования.
В целом проекты Лесного и Водного кодексов РФ противоречат ст. 76 Конституции РФ и Федеральному закону «О животном мире», превращая их во второстепенные акты по отношению к Лесному и Водному кодексам, так как последние устанавливают главенство собственных норм над нормами Конституции и Федерального закона.
О подобного рода недопустимости указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 г. № 182-О) и в решении Верховного Суда РФ от 05.10.2001 г. (дело № 48Г01-34).
Принижается значение и Классификатора законодательства России, который также в свете ст. 76 Конституции РФ устанавливает отдельность принятия и самостоятельность федеральных законов в сфере природопользования.
Ни проект Лесного, ни проект Водного кодексов РФ не содержат норм отвода территорий (акваторий) охотничьих угодий для целей охоты и рыболовства.
Имеется грубое несоответствие норм обоих проектов кодексов с нормами Гражданского кодекса РФ (ст.ст. 241–245, ст. 607 и другие) в части вещного права и передачи в аренду недвижимого имущества, к которому отнесен и «лес», и «водный объект», и земля. Но объекты животного мира как постоянно меняющий свое положение в пространстве и времени природный объект не могут быть отнесены к обособленному имуществу, которого и касаются нормы Гражданского кодекса РФ, а, значит, и не могут сдаваться в аренду. Лесные и иные земельные участки могут браться в аренду для разведения животных в условиях полувольного содержания или в условиях неволи.
Принимая во внимание тот факт, что готовятся изменения и дополнения к действующему Федеральному закону «О животном мире» в части изменения порядка отвода территорий и акваторий для пользования объектами животного мира, исключение принципа «недопущения совмещения пользования, владения землей (земельными участками) с использованием объектов животного мира лишь усиливает ущербность Федерального закона «О животном мире», подтягивает таким образом указанные изменения к нормам проектов Лесного и Водного кодексов РФ и может привести к выводу о нецелесообразности разработки и принятия Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве».
Это и ставит последнюю точку в потере охотничьего хозяйства России.
Кроме того, в случае принятия Лесного и Водного кодексов РФ (пока проекты представлены в Государственную Думу РФ к первому чтению) при действии норм Федерального закона «О животном мире» возникнут прецеденты по неоднократному налогообложению за реализацию охотником одного и того же права на пользование объектами животного мира через систему разрешительных платежей в соответствии с нормами Лесного, Водного кодексов РФ и к усилению административного управления, контроля, бюрократизации в части обеспечения права на охоту и права на ведение охотничьего хозяйства на участках лесного или водного фондов. Подобного рода законодательные решения вступают в противоречие, как указывалось выше, с действующей Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире», а также с объявленным политическим курсом, направленным на демократизацию, развитие рынка, социальной справедливости, обеспечение равного доступа граждан России к общедоступным природным ресурсам. Это только усилит противостояние между слоями имущих и малоимущих граждан.
Конкретные замечания и предложения к проектам ФЗ № 136492-2 «Водного кодекаса Российской Федерации» и ФЗ № 13615-4 «Лесного кодекса Российской Федерации», направленные на сохранение и спасение охотничьего хозяйства России, переданы Председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ С.М. Миронову и Президенту России В.В. Путину.
От редакции
Что вы об этом думаете? Нам интересно знать мнение простых охотников и специалистов-профессионалов. Помните, что многое зависит от нас с вами.