Прочитав в «РОГ» № 40 статью своего коллеги биолога-охотоведа В. Петрова «Революционные» преобразования (о ситуации в охотхозяйстве)», хочу сказать, что создаваемая Россельхознадзором ситуация, это далеко не революция, а самый настоящий переворот, а точнее, путч, в охотничьем хозяйстве России.
Федеральный закон от 29.12.2004 года № 199-ФЗ и изданный на основании этого закона приказ Минсельхоза № 70 – это только верхняя часть айсберга. Пока мы читаем интервью высоких руководителей Россельхознадзора о создании общественного совета по преодолению кризисной ситуации в охотничьем хозяйстве России, Минюст России (очевидно не без участия руководства Россельхознадзора) подготовил проекты 2 Федеральных законов, один из которых практически полностью лишает субъекты Российской Федерации полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а второй, вопреки действующему в настоящее время законодательству, наделяет указанными полномочиями Россельхознадзор.
В статье 9 проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», в частности, записано:
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» следующие изменения:
1) Статью 6 изложить в следующей редакции:
«Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся:
– организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания*;
– организация и ведение государственного учета численности объектов животного мира на своей территории и их использования, ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира *;
– введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства *;
–государственный контроль за использованием объектов животного мира и среды их обитания *;
– осуществление мер по регулированию численности объектов животного мира на территории субъекта Российской Федерации»*.
2) В части третьей статьи 18 слово «Территориальные» заменить словом «Региональные».
3) В части третьей статьи 35 слово «территориальных» заменить словом «региональных».
4) Статьи 161,162 и 491 признать утратившими силу.
5) Часть четвертую статьи 40 изложить в следующей редакции: «Использование при добыче объектов животного мира ногозахватывающих и других типов капканов и ловушек должно отвечать принципам гуманного отношения к животным, их применение осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Контроль за использованием капканов и ловушек осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции».
Принятие указанного законопроекта в том виде, в котором он предложен, практически полностью лишит субъекты Российской Федерации полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Подготовленный Минюстом России проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» касается наделения Россельхознадзора теми полномочиями, которыми должны обладать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
«Статья 23.26. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.
1. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере охраны, изучения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органу), статьями 7.11, 8.33, статьей 8.34 (в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира), статьями 8.35, 8.36, частью 1 статьи 8.37 и частью 3 статьи 8.37 (о нарушениях правил пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, его заместители;
2) руководители структурных подразделений органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, их заместители.
Утверждение полномочий работников Россельхознадзора в рассмотрении материалов по нарушению статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанных в статье 23.26 указанного законопроекта, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях наделяет работников Россельхознадзора полномочиями по составлению протоколов на нарушителей указанных статей и, так же согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, наделяет работников Россельхознадзора полномочиями по задержанию нарушителей, применению к ним в установленных законом случаях спецсредств и физической силы, производству досмотра вещей задержанных лиц и их личного досмотра, изъятию у нарушителей незаконно добытой продукции, оружия и других орудий добывания, выносить постановления о наложении административных штрафов и т.д., несмотря на то что в полномочия Россельхознадзора охрана объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не входит. Наличие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и обладающего соответствующими полномочиями, проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не предусматривает, несмотря на то что полномочия в области охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, согласно действующему на сегодняшний день Федеральному закону от 24.04.1995 года № 52-ФЗ, возложены именно на субъекты Российской Федерации.
Однако Россельхознадзор по г. Москве и Московской области уже сам незаконно наделил своих работников полномочиями, которые им должны достаться в случае принятия в предложенном виде проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в том чтении, каком он преподнесен. Это утверждает В. Дальний в своей статье «Тень на плетень» («РОГ» № 39). Если верить этой статье, то работники управления Россельхознадзора по г. Москве и Московской области незаконно задерживают граждан, возможно нарушивших законодательство, незаконно применяя в отношении этих граждан спецсредства и физическую силу, незаконно производят досмотр вещей задержанных лиц и их личный досмотр, незаконно изымают у граждан незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания, незаконно выносят постановления о наложении административных наказаний, в том числе штрафов и т.д. Учитывая то, что указанные полномочия регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, мне хотелось бы знать, на основании какой статьи указанного Кодекса руководство Россельхознадзора по г. Москве и Московской области наделило своих работников указанными полномочиями? Я вам отвечу: статья, дающая указанные полномочия работникам Россельхознадзора в редакции на настоящее время Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не прописана. Закон еще не принят, указанные полномочия работники Россельхознадзора еще не получили (а по закону не должны получить, так как охрана охотничьих животных не их компетенция, а компетенция субъектов РФ), а они уже применяют этот еще не принятый закон, нарушая права человека. Чем не пример «чиновничьего беспредела», и как отреагировали бы органы прокуратуры и суда, в случае поступления в их адрес обращений от граждан, подвергшихся применению со стороны работников Россельхознадзора указанных «полномочий»?
Сосредоточение всех полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в «руках» Россельхознадзора, который сам будет контролировать осуществляемые им же полномочия, и лишение практически всех полномочий в указанной области субъектов Российской Федерации, когда руководитель субъекта РФ не может оказывать влияния на ведение охотничьего хозяйства во вверенном ему регионе, неизменно приведет к чиновничьему «беспределу» со стороны работников Россельхознадзора в отношении пользователей охотничьими животными, ущемлению прав рядовых охотников и сокращению видового разнообразия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Этот чиновничий «беспредел», в виде превышения служебных полномочий работниками Россельхознадзора, уже дает о себе знать. Кроме того, уже более 2 лет, МСОО МООиР не может получить долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты в Дубненском охотхозяйстве согласно решению Министра экологии и природопльзования Московской области А.С. Качана. Неоднократно арбитражный суд выносил решения о выдаче Мособлохотуправлением указанной лицензии МСОО МООиР, однако «воз и ныне там». Теперь уже управление Россельхознадзора по г. Москве и Московской области, которое обязано в настоящее время выполнить указанное решение Министра экологии и природопльзования Московской области А.С. Качана и арбитражного суда, также отказывается выдать долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты в приглянувшемся кому-то Дубненском охотхозяйстве.
В создавшейся ситуации остается надеяться на руководителей субъектов Российской Федерации, которые, если им не безразлично то, что происходит в доверенных им народом и Президентом России регионах, должны принять все меры по недопущению принятия указанных законов в предложенном виде, здравый рассудок депутатов Государственной думы Российской Федерации во время рассмотрения указанных законопроектов и на мудрость Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова, который, прежде чем подписать указанные законы, внимательно их изучит и проконсультируется с настоящими специалистами охотничьего хозяйства (учеными биологами-охотоведами) и примет разумное решение. Тогда в статье 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» будет отсутствовать фраза «за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», а Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрит в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. В этом случае, при условии нормального финансирования, в субъектах Российской Федерации будут созданы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, способствующие нормальному развитию охотничьего хозяйства в регионах.
* За исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.