В начале прошлого 2005 года по всем областным и республиканским обществам охотников было разослано письмо из РФОС (за подписью г-на Улитина) с требованием проводить всю кинологическую работу с охотничьими собаками по новым правилам проведения выставок и полевых испытаний.
Однако прошел год, но новых правил мы до сих пор не получили. В результате все кинологические мероприятия в Удмуртии мы проводили по старым правилам. К лету стали появляться кое-какие документы, но ничего, кроме вопросов, они у кинологов не вызвали. Так, при проведении состязаний гончих собак республики, в экспертные комиссии были выданы новые правила испытаний гончих собак, но при чтении их возник ряд вопросов. В первую очередь, у меня появляется сомнение в легитимности этих правил, так как утверждены они не РФОС, а комиссией по рабочим качествам РКФ. Наши действующие правила проведения выставок и полевых испытаний были утверждены в свое время Минсельхозом, что и придавало им законную силу, а вновь введенные никем не утверждены, а тем более не указано, утверждены ли эти правила РФОС? Или РФОС отдала свои полномочия РКФ?
Далее, осенью 2005 г. в Екатеринбурге мне выдали скачанные из Интернета правила проведения выставок и полевых испытаний, также утвержденные РКФ.
При рассмотрении этих правил мною не найдено какой-либо принципиальной разницы в сравнении с прежними, кроме пункта 9, который запрещает самостоятельную экспертизу по кровяному следу водоплавающей дичи, подсадному кабану и вольерному барсуку экспертам ниже первой категории. Пункт 9 в первую очередь отсекает от полевой экспертизы по этим видам в качестве председателя экспертной комиссии до 90% всех полевых экспертов! Кроме того, нарушаются и права экспертов, указанные в положении об экспертах по охотничьему собаководству. Ставится и гигантский тормоз в росте квалификации экспертов (особенно среди лаечников), так как набрать нужное количество экспертиз в качестве председателя экспертной комиссии на состязаниях в таком случае становится невозможным. Через 5–6 лет новых экспертов первой категории среди лаечников не станет, а Всероссийской категории тем более.
Вообще, отсутствие нормативных документов стало уже раздражать. Более 10 лет мы не можем получить новые тома ВПКОС. Старые тома нас не устраивают, так как собак, в них записанных, давно нет в живых. На чем строить племенную работу, собак каких линий выбирать на племя? Так мы, в конце концов, разбазарим генофонд всех пород, заклинимся на уровне регионов. Каталоги выставок могут дать какую-то информацию, но где их взять, тем более не все интересующие нас собаки в эти каталоги попадают.
Все-таки где нам брать нормативные документы и книги ВПКОС? За запись в нее мы платим деньги, ежегодно в ВПКОС заносится не одна сотня собак, неужели нет средств для публикации новых томов ВПКОС? Общепометные карточки и ВРКОС на 50% оказались мертворожденным ребенком, так как подавляющее большинство владельцев сук их не заполняет, номера слишком длинны и малоинформативны. Да и запись в ВРКОС тоже платная.
Совершенно необходимо для РФОС иметь официальный сайт в Интернете, с публикацией на нем всех записанных в ВПКОС собак. На сайте обязательна публикация всех официальных документов и постановлений, должен быть график проведения выставок и состязаний в регионах, указана очередность работы региональных квалифкомиссий, ЦКК и т.п. Если средств у РФОС для этого не хватает, то вполне возможно, в пределах разумного, увеличить стоимости записи в ВПКОС, может быть, просить региональные отделения РФОС, общества охотников сделать целевые взносы, но сложившееся положение становится невыносимым.
Уже несколько лет в кинологической общественности муссируется тезис о необходимости пересмотра правил испытаний, стандартов охотничьих собак и т.п. Покойный И.Д. Перельмиттер привозил проекты правил испытаний для их рассмотрения и просил отзывы на них, однако, куда они исчезли и кто обсуждал новые правила испытаний, не известно. Известно, что как-то собиралась группа экспертов-лаечников высоких категорий для рассмотрения новых правил испытаний лаек, но что там было решено, никому не известно.
Еще не достигнута стабильная консолидация экстерьерных признаков наших собак, а нам уже предлагают новые стандарты лаек. Породные признаки формируются не за 15–20 лет, для этого нужна работа поколений. Не надо менять стандарты пород, их можно уточнять по некоторым признакам. Не надо радикально изменять правила испытаний, их нужно тщательно обсуждать среди специалистов и уточнять расценки важнейших элементов работы, а только после этого выпускать новые правила в хорошей редакции. Правила должны вырабатываться согласно опыту охот по данному виду испытаний, и не среди кабинетных работников.
В настоящее время возникает острый дефицит экспертов-кинологов, чему есть ряд причин. Во-первых, мало энтузиастов. Во-вторых, соискателям трудно набрать нужное количество экспертиз, так как квалификационные требования точно не указаны, положение об экспертах широкому кругу собаководов не известно. Кроме того, ряд квалификационных требований очень завышен, особенно это сказывается при повышении категории.
В ряде групп пород очень трудно набрать количество экспертиз, особенно в качестве председателя экспертной комиссии, и тем более на состязаниях. Необходимо иметь в виду, что в некоторых группах пород период полевых испытаний непродолжителен, да и количество собак соискателю набрать трудно. Это особенно заметно у гончих, где стажеру набрать материал с испытаний очень сложно и где испытания могут проводиться 1–2 раза в год. Вот и набирает он материал и 3, и 5, и более лет, а документы принимаются не более чем трехлетней давности, и рецензия нужна, и экзамен сдать и т.д.
Мне кажется, что нужна единая программа подготовки экспертов-кинологов, срочно необходимо готовить достойную смену старшим поколениям. Эту проблему должны решать и РФОС, и ЦКК, но и здесь требования снижать нельзя, особенно для экспертов первичного звена. Почему я говорю об этом? Не секрет, что наиболее широкий круг экспертов – это эксперты лаечники, на втором месте – гончатники и т.д. Но самое страшное, экспертиза полевых качеств лаек проводится на 80% и более на притравочных станциях, а в реальных условиях охоты собак почти не проверяют. В результате более половины лаечников не умеют судить собак в поле, особенно по белке. С другой стороны, позволять повышать категорию экспертам-лаечникам, не работающим с собаками в поле, наверное, не нужно. В любом случае первичная категория экспертам-лаечникам должна присваиваться (по испытаниям) только после предоставления отчета с испытаний по белке, дальнейший рост эксперта может определяться и по другим показателям его полевой работы.
Для повышения категорий у гончатников также возникает проблема самостоятельных экспертиз, особенно для получения высоких категорий. Мне кажется, что эксперту второй категории вполне достаточно участия в 3 региональных состязаниях в качестве члена экспертной комиссии и 1 раза в качестве председателя экспертной комиссии. Совершенно необязательно требовать отчета на повышение категории только с состязаний, нужно 1 состязание и полевые испытания, так как на испытаниях, особенно в глубинке, судить нисколько не легче, а порой и гораздо сложнее. Если требовать отчет только с состязаний, то истекают сроки давности подачи документов, так как не каждый регион может проводить состязания гончих ежегодно или разрешать представлять отчет в качестве члена экспертной комиссии.
В провинции эксперту-легашатнику категории никогда не повысить. Например, в Удмуртии за 10 лет проведено 3 состязания, а в последние 3 года – только полевые испытания, на которых испытывается до 10 собак, а где набрать нужный квалификационный материал?
Первичные категории по испытаниям экспертам должны присваиваться после представления отчета по основному виду дичи: лаечникам – по белке и боровой дичи, гончатникам – по зайцу, легашатникам и спаниелистам – по болоту, борзятникам – по лисе и русаку.
Получение первичных категорий по выставкам и их повышение достаточно хорошо обоснованы, но и здесь экспертам из глубинки тоже тяжело как получать, так и повышать категорию.
В любом случае назрела необходимость в наведении порядка в ведении кинологической работы, работы с экспертами, работы квалификационной комиссии. Информация о правилах ведения племенной документации, положение об экспертах, Правила проведения выставок, полевых испытаний и состязаний и все тома ВПКОС должны быть опубликованы. В противном случае вся кинологическая работа в системе РФОС будет развалена.