В нашу газету поступило письмо охотоведа Веневской районной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Тульской области С.Н. Зюбенко, которое публикуем полностью в редакции автора.
«ВРТООО «Общество охотников и рыболовов» убедительно просит дать юридическую консультацию по правовым вопросам деятельности нашей организации. Коротко о сути возникшей проблемы.
После развала регионального общества охотников и рыболовов мы весной 2004 года создали районную общественную организацию. 27 декабря этого же года нами была получена долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира на территории Веневского района.
В соответствии с уставом для членов нашей организации мы самостоятельно разработали членские охотничье-рыболовные билеты для ведения охоты и рыбной ловли в закрепленных за нами угодьях. Руководствуясь приказом Минсельхоза России от 24.12.93, № 315, Постановлениями Совета Министров–Правительства РФ от 23.06.93, № 594 «О частичном изменении Положения об охотничьем хозяйстве РСФСР» и от 26.07.93, № 728 «О любительской и спортивной охоте в РФ», а также приказом Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов от 23.08.95, № 37, п. 12, где определено, что удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями. При разработке формы руководствовались приказом Минсельхозпрода России № 302 от 25.05. 98.
Первого февраля 2006 года нас вызвали в Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской области, где нам заявили, что мы не имеем права охотиться с нашими членскими охотничьими билетами в наших же угодьях. Сотрудники управления утверждают, что право ведения охоты дают только охотничьи билеты, выданные Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, либо такими организациями, как «Динамо», «Росохотрыболовсоюз», то есть выходя на охоту в закрепленные за нами угодья, мы должны иметь свой членский билет и билет одной из перечисленных выше организаций.
Вопрос 1. Насколько правомочны эти требования с юридической точки зрения? Какой же порядок выдачи охотничьих билетов, дающих право охотиться, действует сегодня?
Вопрос 2. Возможно ли по нашим билетам приобретать и ставить на учет охотничье оружие?
Вопрос 3. Каков порядок и где можно зарегистрировать собственный членский охотничий билет (если это необходимо), чтобы впредь не возникали подобные проблемы у членов нашей организации?
Вопрос 4. Какими полномочиями наделены егеря нашей организации при проведении охранных мероприятий в своих охотничьих угодьях, особенно при обнаружении браконьеров?»
РАССМОТРИМ ВНАЧАЛЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОХОТНИЧЬИМИ БИЛЕТАМИ
На состоявшемся в клубе «Сафари» круглом столе, где обсуждались проблемы и перспективы развития охотничьего хозяйства России, выступил начальник Управления надзора по охране, воспроизводству и использованию объектов охоты Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору А. Варнаков, который сказал буквально следующее: «...Кроме того, готовим нормативную базу для введения единого охотничьего билета государственного образца. Кстати, по поводу государственного охотбилета единого образца разгорелись ненужные страсти. Однако я не вижу никаких причин для беспокойства. Каждый вправе иметь тот охотничий билет, который, как он считает, ему необходим. Но единый государственный охотбилет нам нужен для того, чтобы наконец составить точную статистику и получить данные о реальном количестве охотников в России» («РОГ», № 10, 2006 г.).
Президент Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» А. Улитин в статье «На краю пропасти» («РОГ», № 12, 2006 г.): «...Последние годы особенно пострадали общественные объединения охотников и рыболовов. Что только не предпринималось для их развала на общем фоне экономического кризиса.
Это и попытки отменить членский охотничий билет в качестве равноправного удостоверения на право охоты...»
Как мы видим, из выступлений вышеуказанных руководителей, членский охотничий билет никто не отменял. Кроме того, постановлением Совета Министров–Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728 предусмотрено, что удостоверением на право охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями. Форма членских охотничьих билетов определяется органом по управлению охотничьим хозяйством Российской Федерации.
Данное постановление также не отменено и действует, в связи с чем охотники, имеющие членские охотничьи билеты Веневского общества охотников и рыболовов, вправе охотиться на территории, предоставленной обществу по долгосрочной лицензии на пользование животным миром.
Членские охотничьи билеты в какой-либо дополнительной регистрации не нуждаются.
Веневская районная общественная организация охотников и рыболовов имеет точно такие же права, как и другие общественные организации охотников.
Если сотрудники Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской области признают членские охотничьи билеты, выдаваемые обществами охотников «Динамо» и «Росохотрыболовсоюз», то у них нет никаких оснований не признавать охотничьи билеты, выдаваемые вашим обществом.
С нашей точки зрения, действующее законодательство позволяет по охотничьему билету Веневской общественной организации приобретать и ставить на учет охотничье оружие (ст. 13 Федерального закона «Об оружии»).
ТЕПЕРЬ, ЧТО КАСАЕТСЯ ПОЛНОМОЧИЙ ШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕСТВА
С вступлением в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях егеря, охотоведы, иные категории работников общественных охотничьих организаций лишены ранее принадлежащих им прав по составлению протоколов, изъятию у нарушителей охотничьих ружей, доставлению задержанных в органы милиции. В то же время пользователи животным миром обязаны оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения (ст. 40 закона «О животном мире»).
Так что же может предпринять егерь общественной организации охотников при обнаружении им браконьера в охотничьих угодьях?
Да практически ничего. Правда статьей 28.1 КоАП предусмотрено возбуждение дел об административных правонарушениях на основании сообщений и заявлений физических и юридических лиц. Таким образом, егеря вместо задержания нарушителей и составления протоколов должны направлять в адрес органов россельхознадзора сообщения(заявления) о фактах нарушений правил охоты. Все же егеря охотничьих хозяйств в определенных случаях имеют полное право задержать нарушителей охоты, а именно в случаях, когда охота совершается с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей и в отношении животных, охота на которых полностью запрещена. Такая охота на территории охотничьего хозяйства признается преступлением, и за ее совершение предусмотрена уголовная ответственность (ст. 258 Уголовного кодекса РФ). При таких обстоятельствах акт задержания лица, совершившего преступление, штатными работниками охотничьего хозяйства абсолютно законен.
Что же делать общественным объединениям охотников – пользователям объектов животного мира, чтобы обеспечить должную его охрану?
Ничего другого не остается, как договариваться с местными органами россельхознадзора и внутренних дел о совместном патрулировании, создании соответствующих оперативных групп.
При этом егерей охотобщества можно использовать как в качестве понятых, так и в качестве свидетелей при осуществлении производства по делам о нарушениях правил охоты.