Уважаемая редакция «Российской Охотничьей газеты»!
Правление Ставропольской краевой общественной организации охотников и рыболовов направляет вам текст открытого письма в Государственную думу и губернатору Ставропольского края, содержащего информацию о проблемах, стоящих перед нашей организацией, и предложения по их решению. Просим опубликовать данное письмо на страницах вашего издания.
Перед охотничьим хозяйством края стоит ряд сложных проблем, самостоятельное решение которых для нас не представляется возможным. Настоящим бедствием не только для охотничьего хозяйства, но и для природной среды Ставропольского края является постоянное выжигание территории. Имеют место как пожары, вызванные халатностью отдельных граждан, так и целенаправленная преступная деятельность, зачастую организованная должностными лицами.
СКОООиР как охотпользователь и как общественная организация обязана защищать законные права и интересы более чем 30 тыс. своих членов – охотников. Мы серьезно обеспокоены гибелью охотничьих животных в результате пожаров и огромным экономическим ущербом, причиняемым охотничьему хозяйству регулярным и масштабным уничтожением их местообитаний. При этом не стоит забывать, что кроме огромного материального ущерба охотничьему хозяйству поджоги наносят непоправимый урон природной среде региона в целом. Массовые палы приходятся, как правило, на весенний, летний и осенний периоды. Заканчивается уборочная страда, и по всему краю начинает пылать стерня. Неконтролируемый огонь перебрасывается на лесополосы, тростниковые заросли, участки целинной степи. По нашим данным, не менее 70% общей площади сельхозполей края ежегодно подвергается бесконтрольному палу. Характерные для Ставрополья ветры усиливают пагубное действие огня, придают ему непредсказуемые направления и последствия. Пожары губят не только неопытную и неокрепшую молодь животных, в том числе и охотничьих, но и других представителей фауны и флоры региона. Уничтожаются природные комплексы, нарушается естественная структура и видовой состав биоценозов. Под действием высокой температуры разрушается верхний плодородный слой почвы. Происходит загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания.
Огромные средства были в свое время затрачены государством для создания на Ставрополье обширной сети искусственных лесонасаждений различного назначения: полезащитных, водозащитных и др., без которых невозможен успех земледелия в крае. В настоящее время лесополосы начали засыхать, ежегодно подвергаясь разрушительному действию пожаров. Этот процесс быстро прогрессирует. Возникает закономерный вопрос: кто, за какие средства и в какие сроки будет восстанавливать уничтоженные огнем искусственные лесонасаждения, жизненно необходимые нашему региону.
Пожалуй, еще больший вред наносят весенние пожары. Весенние палы приходятся на один из самых ответственных для всего живого периодов – период размножения. О какой нормальной репродукции и воспроизводстве может идти речь, если чудом спасшиеся в огненной стихии животные лишаются естественных местообитаний, где они находили надежные укрытия, стабильную кормовую базу, пригодные для размножения условия.
Ставропольский край – особенный регион, где еще сохранились многие уникальные представители флоры и фауны, требующие бережного отношения и охраны.
На территории края созданы особо охраняемые территории, в том числе заказники различных профилей и значения, учреждена Красная книга Ставропольского края. Однако, наряду с этой чрезвычайно важной и дорогостоящей деятельностью, направленной на сохранение и восстановление природных комплексов и их компонентов, поддержание экологического баланса, фактически ничего нельзя противопоставить бесконтрольно бунтующей огненной стихии.
Зачастую очень трудно или вообще невозможно выявить виновников поджогов. Но и в тех случаях, когда виновные в возгорании лица установлены или задержаны с поличным, им грозит лишь незначительный штраф, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, никак не соизмеримый с реальным огромным ущербом, причиняемым природной среде.
Таким образом, в нашем регионе имеет место не только грубое и циничное нарушение законных прав и интересов охотников и охотпользователя, но и таких международных и государственных нормативно-правовых актов, как «Конвенция о биологическом разнообразии», «Федеральный закон о животном мире», «Федеральный закон об охране окружающей среды».
Становится очевидной острая необходимость незамедлительного принятия на региональном уровне нормативных актов, дающих возможность адекватно и эффективно противодействовать преступным действиям – поджогам. Чрезвычайно важен жесткий контроль за подобными правонарушениями. Любое промедление повлечет все более губительные и непоправимые последствия для природной среды региона.
Не меньшую тревогу вызывает у нас применение в сельском хозяйстве различных удобрений и ядохимикатов. Сельхозпользователи руководствуются, как правило, соображениями дешевизны и максимальной эффективности применяемых веществ, нередко давно запрещенных. Бесконтрольное использование различных химических препаратов приводило и приводит к массовым отравлениям и гибели различных представителей фауны нашего края, в том числе и охотничьих животных. Происходит загрязнение природной среды вредными химическими веществами.
Многие сельхозпредприятия с трудом выживают в условиях рыночной экономики. Однако это ни в коей мере не оправдывает ни применения давно запрещенных, не прошедших экологическую экспертизу химических препаратов, ни нарушения нормативов применения разрешенных веществ.
Не менее сложная проблема возникает опять-таки на стыке интересов охот- и сельхозпользователей. Речь вновь идет о грубом нарушении сельхозпользователями края статьи 28 «Федерального закона о животном мире», обязывающей предотвращать гибель объектов животного мира при осуществлении производственных процессов. Мы имеем в виду необходимость использования технологий, специально оборудованной сельхозтехники и, главное, порядка проведения сельхозработ, исключающего возможность гибели животных.
Богатый урожай собирают на полях Ставрополья сельские труженики. А смерть собирает на тех же полях свой не менее богатый урожай погибших под сельхозагрегатами животных. Сейчас никто из руководителей даже не вспоминает о применявшемся в советское время подходе к уборке сельхозкультур, когда гибель животных сводилась к минимуму. В настоящее время поля убираются не от середины к краям, что давало бы возможность животным, там находящимся, благополучно уйти. Сейчас поля убирают «вкруговую», не оставляя ни малейшего шанса спастись большинству животных, которые затаиваются на неуклонно сужающемся неубранном пространстве и, в конце концов, увечатся или гибнут в кровавой мясорубке. Наносится значительный ущерб и охотпользователю, и животному миру в целом. Мы считаем, что всему виной не только экономические трудности сельхозпредприятий, но и абсолютное равнодушие руководителей различного уровня к данной проблеме. Однако, не вдаваясь в обсуждение моральной стороны вопроса, мы напоминаем, что имеют место множественные нарушения «Федерального закона о животном мире». А ведь этого вполне можно избежать, выполняя при проведении сельхозработ вышеуказанные требования к их организации. Необходимо довести эти требования до сведения каждого из руководителей сельхозпредприятий и организовать контроль за их соблюдением. Законодательная база для этого существует.
Довольно актуальна в настоящее время проблема бесконтрольного содержания сторожевых собак на различных фермах, полевых станах, комплексах и т.п., располагающихся в охотугодьях вдали от населенных пунктов. Многие из хозяев считают, что хорошая собака должна сама обеспечивать себе пропитание. И собаки действительно находят себе пищу, методично уничтожая все живое в радиусе нескольких сот метров от хозяйственных построек. Появляется новый вид хищников, природой не предусмотренный. Полуодичавшие собаки являются превосходными охотниками, мало в чем уступающими своим диким предкам – волкам. Эти собаки представляют серьезную опасность для людей, по какой-либо причине оказавшихся вблизи подобной фермы. В соответствии с пунктом 7 действующих Правил охоты на территории Ставропольского края любая из подобных собак, свободно разгуливающих в охотугодьях, относится к категории бродячих и подлежит отстрелу. Однако нам не хотелось бы создавать конфликтные ситуации с владельцами, как правило, ни малейшего представления не имеющими о том, что подобное свободное содержание сторожевых собак недопустимо. Наиболее компромиссным, правильным и бескровным решением данной проблемы явилась бы разработка на региональном уровне соответствующих правил или инструкций по содержанию сторожевых собак на отдаленных от населенных пунктов сельхозобъектах.
Подведем итог вышесказанному.
Необходимо:
• незамедлительно принять на региональном уровне нормативные акты, позволяющие эффективно бороться с выжиганием территории;
• ужесточить контроль за соблюдением сельхозпользователями нормативов по применению химических и биологических препаратов;
• разработать и утвердить инструкцию по проведению сельскохозяйственных работ с учетом требований, предъявляемых статьей 28 ФЗ «О животном мире»;
• разработать правила или инструкцию по содержанию сторожевых собак на сельхозобъектах, располагающихся в охотугодьях вдали от населенных пунктов.
Выражаем искреннюю надежду, что наши наболевшие проблемы не оставят вас равнодушными и ждем их скорейшего решения.
С уважением, правление краевой общественной организации охотников и рыболовов.