Вопрос к съезду

23 ноября в Москве пройдет XII съезд Ассоциации «Росохотрыболовсоюз».

Охотники и рыболовы собираются рассмотреть множество вопросов, включая законодательство, науку, структуру госрегулирования отраслью и др.


Съезду предстоит внести изменения в Устав Ассоциации. Прокуратура Москвы еще в прошлом году указала на несоответствие некоторых его положений действующему законодательству об общественных организациях. В повестке дня съезда также перевыборы центрального руководства. Более 20 лет бессменным председателем Росохотрыболовсоюза является Александр Улитин. Ему предстоит держать отчет обо всем, что произошло в Ассоциации за последнюю пятилетку. Очевидно, что речь пойдет не только об успехах.

В последнее время растет недовольство рядовых членов деятельностью центрального правления. В частности, по их мнению, руководство общественной организации не достаточно активно отстаивает их интересы на федеральном уровне и неэффективно использует имущество Ассоциации. За последний год различные СМИ уже обращали внимание на признаки сомнительной коммерческой деятельности, которые осуществляет руководство Росохотрыболовсоюза с вверенным ему имуществом. В частности, как указывают издания, большая часть площадей головного офиса Росохотрыболовсоюза в Москве сдается в аренду, в том числе под игровой клуб, по ставкам в несколько раз ниже рыночных. Понятно, что разница между официальной и реальной ценой аренды куда-то уходит, но похоже – отнюдь не на нужды Ассоциации. Между тем большинство производственных и торговых предприятий, находящихся на балансе Росохотрыболовсоюза, влачат жалкое существование.

Удастся ли председателю ассоциации объяснить коллегам экономическую эффективность такого использования их общих активов и ответить на другие острые вопросы? Сможет ли он сохранить за собой пост председателя или Росохотрыболовсоюз возглавит кто-то другой? В этом, как считают участники, и будет состоять главная интрига съезда. Основным конкурентом Улитина и претендентом на пост председателя называют Вячеслава Кирьякулова, возглавляющего Московское общество охотников и рыболовов. Возможно, появятся и другие кандидатуры. Так или иначе, но ставкой в борьбе за кресло председателя, безусловно, станет и имущество Ассоциации, которого у нее по всей стране немало – кроме переданных в пользование 220 млн. га охотничьих и рыболовных угодий, 4,5 тыс. баз отдыха, 800 специализированных магазинов, 26 промышленных предприятий. Росохотрыболовсоюзу принадлежат два здания в Москве, которые по нынешним ценам стоят десятки миллионов долларов.

К сожалению, как показывает практика, общественные организации – слабые собственники и поэтому нередко становятся объектами реализации схем по отчуждению активов. Зачастую эта опасность кроется в неоднозначно сформулированных положениях устава организации, которыми могут воспользоваться как нечистоплотные руководители этих организаций, так и третьи лица. За примерами далеко ходить не надо...

Так, двум известным людям приглянулась усадьба «Суханово» в 500 га, которая с 1935 года принадлежала Союзу архитекторов СССР, а с 1996 года его правоприемнику – Союзу архитекторов России. Заинтересантам удалось найти юридическую зацепку в документах и руками ответственных чиновников провести все необходимые решения через суды, включая Верховный, об отъеме усадьбы у архитекторов. Учитывая интересы новых потенциальных собственников, в бывшей усадьбе Волконских вскоре может открыться шахматный клуб, а на территории разобьют хоккейные площадки и построят дорогие коттеджи.

В этой связи вспоминается и недавний имущественный скандал в Союзе композиторов, где даже фигурировала бомба, подложенная в автомобиль председателя. Знаменитый Дом творчества в Рузе, десятки тысяч квадратных метров офисных помещений в самом центре Москвы то и дело попадали в сводки сомнительных сделок с недвижимостью, часть из них в итоге была отчуждена у общественной организации композиторов по вине ее нерадивых руководителей.

Эти примеры приведены здесь не случайно. Росохотрыболовсоюз, где на сегодняшний день много проблем и есть вопросы к действующему руководству, от таких вещей отнюдь не застрахован. Достаточно посмотреть на размытые формулировки Устава Ассоциации, согласно которым право распоряжения имуществом (от зданий до канцтоваров) принадлежит всем руководящим органам Росохотрыболовсоюза: центральному совету, центральному правлению, председателю центрального правления. Всем – значит никому.

Исключительные полномочия съезда дают право внести соответствующие поправки в Устав, которые определяли бы, кто именно (какой руководящий орган) является хозяином тех или иных активов Ассоциации, каковы полномочия этого органа по приобретению и отчуждению имущества, какова ответственность за их сохранность и использование в интересах всех членов Росохотрыболовсоюза. Это станет действенным шагом к тому, чтобы сделать хозяйственно-экономическую жизнь Ассоциации охотников и рыболовов прозрачной и эффективной.


(«Известия» от 15.11.2006 № 211)