О системе государственного управления в сфере охоты

  Полемика о системе государственного управления охотничьими ресурсами в последнее время обострилась с новой активностью. Надежды на результаты реформы федеральных органов в сфере охоты, как и прогнозировалось многими специалистами, не оправдались. Да и не могло получиться ничего хорошего из объявленной схемы.
     
     Наделяя Россельхознадзор широкими полномочиями, как-то забылось об одном из основных принципов государственного управления о недопустимости совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля с деятельностью по использованию. Как избежать злоупотреблений, если один и тот же орган выдает лицензии и при этом сам себя контролирует! Кстати, речь идет как о долгосрочных лицензиях, так и об именных разовых. Есть от чего мечтательно закатить глаза! Какое поле деятельности! Все просто: сначала надо отнять или не дать, а потом разделять и властвовать. Это антигосударственный подход, препятствующий развитию охотничьего хозяйства. Решение любых общенародных задач в правовом государстве основывается на законе, а не на абстрактной надежде на чиновничью порядочность.
     Полагаю, что одной из проблем, мешающих «разрулить» ситуацию с системой управления, является отсутствие установления собственника на животный мир, в нашем случае, на охотничью фауну.
     В 1995 году Федеральный закон «О животном мире» установил на животный мир статус государственной собственности. При этом закон предусмотрел два варианта разграничения этой собственности на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации: федеральным законом или согласованием между федеральным правительством и субъектом Российской Федерации. Конституция относит данные вопросы к совместному ведению. За прошедшие годы вносились изменения в законы, издавались различные указы и постановления, но при этом ни в одном нормативном акте так и не был установлен собственник на животный мир или на отдельные его виды. Вот где тонкое место в охотничьем законодательстве, ибо право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
     Несовершенство системы очевидно. Пробелы и слабые места законодательства порождают закономерные злоупотребления и вопиющую безответственность. Так по результатам деятельности критикуемого нами «государственного управления» в 2006 году на должностных лиц Управления Россельхознадзора по Нижегородской области наложены административные штрафы на сумму 115 тыс. рублей, рядом судебных постановлений действия (бездействия) чиновников признаны незаконными, в отношении особо отличившихся на государственной стезе возбуждено четыре уголовных дела.
     А сколько еще дел в судебном производстве? Их результаты заставят многих серьезно задуматься, а федеральная казна будет вынуждена рассчитываться за деятельность своих управленцев.
     Статистика ошеломляющая. Как же так? За полтора года деятельности управления успеть столько наломать дров. И это только то, что нам известно.
     29 декабря 2006 года принят федеральный закон, внесший в данный пробел законодательства норму, предоставляющую Правительству Российской Федерации утверждать перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности. На мой взгляд, такое урегулирование несколько некорректно, поскольку Конституция относит вопрос разграничения государственной собственности к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, дан повод регионам поспорить о своем праве. Будем ждать подзаконных актов, которые могут внести серьезный переполох в нашу сферу. При появлении конкретного собственника на виды животного мира, начинаешь сомневаться, кто же должен открывать охоту?
     Как вариант к федеральной собственности могут быть отнесены виды животных, приведенные в Налоговом кодексе. Хочется пожелать восстановленному охотдепартаменту своевременно проводить федеральную экологическую экспертизу, чтобы в субъектах России была возможность, в рамках установленных лимитов, провести свою региональную экспертизу. А в свою очередь, охотпользователи, вовремя обеспеченные бланками именных разовых лицензий, в срок открывали охоту.
     Кроме того, вышеуказанным законом в регионы переданы обширные полномочия, которые необходимо разумно реализовывать. Время покажет правильность такого решения, а переходный 2007 год будет годом очередных споров и поисков. Несмотря ни на что, жизнь продолжается. Одной из наших задач является необходимость заставить депутатов и чиновников задуматься над сложившимся положением. Национальные интересы к тому обязывают. Обстановка требует усовершенствования законодательства. Даже с учетом имеющихся недостатков ситуацию можно изменить. И чем раньше будут приняты меры, тем легче будет выход. Есть широкий круг заинтересованных специалистов, есть профильная наука, есть, наконец, наш, правда, порой порочный опыт, зарубежная практика.