О том, что погодные условия существенно влияют на клев рыбы, знают все любители рыбной ловли. И если об отрицательном влиянии северного и восточного ветров (а соответственно, положительном – южного и западного) мнения рыболовов в основном едины, то о роли и значении атмосферного давления нередко можно слышать прямо противоположные суждения.
И не только рыболовов. Даже в солидных печатных изданиях у авторитетных в рыболовном мире авторов мнения на этот счет часто не стыкуются. Одни категорично утверждают, что при повышении атмосферного давления рыба уходит в глубину, так как там влияние перепадов давления рыба переносит легче. Другие, наоборот, доказывают, что при высоком атмосферном давлении рыба перемещается на более мелкие участки водоема. И аргументируют тем, что рыба таким образом «уравновешивает» свое привычное внутреннее давление с внешним повышенным.
Доводилось читать в рыболовной литературе и третье мнение. Дескать, перепады атмосферного давления на активность и клев рыбы особо не влияют, так как даже при резких скачках на барометре рыбе достаточно подняться или опуститься по вертикали всего на полметра, чтобы исключить влияние внешнего давления.
Так какое же из «мнений» наиболее близко к истине? К сожалению, ясного и конкретного ответа в научной литературе пока встретить не довелось. Вот и приходится рыболовам-любителям полагаться только на свой практический опыт. Лично я, например, неоднократно убеждался, что при повышенном давлении подлещик лучше ловится на глубине. Особенно запомнились в этом плане две рыбалки на Истринском водохранилище в районе Пятницы.
Первый раз стояла ясная, морозная погода с повышенным давлением. Поэтому просверлил лунки не на обширном плесе водохранилища, а над затопленным руслом реки Истры, где была наибольшая глубина. И не прогадал: на обеих «точках», удаленных друг от друга примерно на 40 метров, подлещик клевал беспрерывно, поймал тогда около шести килограммов рыбы. Другие рыбаки, расположившиеся на мелководном заливе, довольствовались скромным уловом плотвичек и окуньков.
Вдохновленный успехом, буквально через несколько дней снова приехал сюда, просверлил лунки точно на тех же местах. Однако ожидаемого клева не последовало. За несколько часов бесплодного ожидания поймал лишь два небольших подлещика. При этом обратил внимание на плотную группу рыбаков, устроившихся неподалеку от противоположного берега. Подумалось: не зря, значит, они расположились там. Не выдержал, направился к ним.
Смотрю – почти все «работают» снастью с кивком и мормышкой. Я тоже настроил такую удочку, насадил мотыля и опустил в лунку. Глубина – всего около четырех метров. Начал медленно приподнимать приманку от дна, одновременно поигрывая кивком. И тут кивок сначала чуть «тюкнул» вниз, затем сразу выпрямился. Подсек, рука ощутила приятные толчки упирающейся рыбы. Вытащил подлещика. Потом еще и еще. Увлеченный такой ловлей, мысленно ругал себя за то, что не догадался прийти сюда раньше, потерял много драгоценного времени утреннего клева.
Спрашивается: почему же всего несколько дней назад хорошо клевало на русле, а теперь – на мелководном плесе? Считаю, ответ кроется в изменении погодных условий. Тогда было солнечно и морозно, давление повышенное, а сейчас стояла облачная, пасмурная погода с низким давлением. Надо бы учесть погодные факторы и поменять место ловли. Но нет, память о недавней удачной рыбалке властно позвала меня на глубину.
И что характерно: если несколько дней назад подлещик клевал только со дна, то теперь даже на малой глубине поклевки следовали в полводы, примерно в 20–40 сантиметрах от дна, что, на мой взгляд, еще раз подтверждает: при низком давлении рыба стремится вверх.
Подобных примеров можно привести еще немало. Тем не менее я не хочу прибегать к обобщениям и не возьму на себя смелость утверждать, будто при повышенном давлении надо обязательно сверлить лунки на глубоких участках водоема, а при низком давлении – на мелководье. Видимо, надо учитывать все природные факторы в их совокупности. Ведь если даже давление нормальное, это вовсе не значит, что активный клев гарантирован.
Впрочем, а нужен ли нам, любителям рыбалки, гарантированный клев? Ведь главное в рыбалке как раз и заключается в вечной ее таинственности и непредсказуемости, трепетном ожидании заветной поклевки. Каждая рыбалка таит в себе новые загадки, разгадать которые – дело чести рыболова.
Природные факторы необходимо учитывать не только при выборе места ловли. В зависимости от того, какая стоит погода (направление ветра, температура воздуха, атмосферное давление, наличие или отсутствие осадков), порой очень важно переключиться на ловлю конкретной рыбы, для которой данная погодная обстановка наиболее благоприятна. В подтверждение сказанному приведу такой пример.
Помнится, приехал порыбачить на Учинское водохранилище. Дело было в феврале. Погода стояла не из приятных: порывистый ветер гнал мокрый снег. Вместе с другими рыболовами я держал курс к знаменитому «затопу». Кто рыбачил тут, знает: «затоп» – это ограниченный участок над затопленным подводным островом. Над верхушкой этого затопленного острова глубина всего около метра и здесь всегда клюет мелкий окунишка-«матросик», хотя по перволедью на подводных скатах острова попадаются и внушительные «горбачи». Именно здесь и скапливается основная масса рыбаков.
Проходя мимо небольшого острова, что возвышается слева по ходу движения, вдруг вспомнил, как однажды чуть правее и впереди от него довольно успешно ловил плотвиц и подлещиков. Знал, что там проходит русло затопленной речки Учи и глубина довольно приличная – до шести и более метров. Не только память, но и какое-то необъяснимое рыбацкое чутье потянуло меня сюда, заставило отделиться от остальных рыбаков и свернуть с проложенной ими тропинки в глубоком снегу. Да и погода как бы подсказывала: сегодня она больше для белой рыбы, чем для окуня.
Добрался до места, просверлил несколько лунок, с помощью глубомера нашел участок с пологим дном на глубинах чуть более пяти и шести метров. На этих «точках» и прикормил лунки. Размотал удочку с мормышкой и кивком, насадил мотыля, приступил к ловле. Менял ритм игры, пробовал ловить как у дна, так и в полводы. Все напрасно – поклевок не было. Почти отчаявшись, решил уже уходить отсюда на «затоп». Положил удильник на снег, чтобы перед дорогой привести в порядок «хозяйство» в ящике. И тут смотрю – прогнутый под тяжестью мормышки кивок чуть вздрогнул и выпрямился. Не веря своим глазам, машинально подсек, на снегу засверкала живым серебром солидная плотвица. Насадил свежего мотыля, снова опустил мормышку на дно. Картина повторилась – вторая плотвица затрепыхалась на снегу.
Как выяснилось, игры мормышкой вовсе не требовалось, плотва клевала только на неподвижную приманку, со дна. Сообразив это, просверлил рядом вторую лунку, опустил в нее поплавочную удочку. Поплавок тоже заработал. То нырял вниз, то всплывал. Так и таскал плотвиц то из одной лунки, то из другой. На душе стало веселее, уже не замечал ни ветра, ни мокрого снега. А когда клев в этих лунках ослабевал или прекращался, переходил к другой прикормленной «точке», где опять поклевывала плотва.
По пути домой остановился у группы рыбаков, расположившихся на берегу перекусить. Место было специально оборудовано для этого. Рядом со сколоченными из досок скамейками и столиком стояли железные ящики для мусора. Разговорились. Выходило, что у них «окунь не клевал», что «погода была не окуневая».
– А как у тебя дела? – спросил один.
– Плотвы наловил, – отвечаю.
– Не может быть! – дружно возразили рыбаки.
Пришлось открывать ящик и показывать улов. Собравшиеся были явно удивлены…
– Где же ты сидел? – вновь спрашивают меня.
В ответ я лишь махнул в сторону водоема, сказав при этом: «Там». Ну как мог я подробно объяснить, где сидел?
После той памятной рыбалки я еще не раз посещал «плотвиное» место. И редко оставался без улова. Иногда с плотвой ловился и подлещик. Причем выявил такую закономерность: в солнечную морозную погоду плотва словно вымирала, оставалась совершенно равнодушной к приманке. А в теплый пасмурный день, особенно когда шел мягкий пушистый снежок, она проявляла особую активность.
Или вот другой характерный пример. Приехали со знакомым рыболовом Анатолием на Истринское водохранилище в район Лопотово. Я был намерен ловить подлещика в большом заливе, что расположен южнее рыболовной базы, а Анатолий был настроен поймать окуней под коряжником у ручья, впадающего в залив по глубокому оврагу с восточного берега.
Я сразу направился к своему привычному месту в середине залива, просверлил лунки в двух местах – на глубинах 8 и 9 метров, прикормил. Но рыбалка у меня, надо признаться, оказалась не из удачных. И причиной считаю капризы погоды. С утра было сыро, снег влажный. К полудню начался сильный ветер, который легко сносил с места лежащие на снегу удильники. Затем небо потемнело, поднялась густая метель, даже берегов не стало видно. Лунки моментально засыпались снегом, их приходилось постоянно чистить черпаком. А после метели резко подморозило, снег стал жестким, вытягиваемая из лунки леска постоянно цеплялась за него.
В итоге поймал всего полтора килограмма рыбы, что явно не соответствовало обычным уловам. Да и у других рыбаков картина была примерно такая же. Около четырех часов вечера смотал удочки и направился к автобусной остановке. Недалеко от берега, у названного выше ручья, увидел Анатолия, который меня поджидал.
– Как у тебя дела? Поймал что-нибудь? – поинтересовался у него.
Почему-то был уверен, что в этот непогожий день и ему похвастаться нечем. Но я ошибся. Анатолий показал мне увесистый мешок с рыбой. Его улов оказался значительно солидней моего. Я раскрыл мешок и увидел наряду с полосатыми «матросиками» довольно приличных окуней.
Поздравил Анатолия с таким успехом. Из дальнейшего разговора с ним узнал, что наиболее крупные окуни ловились лишь на глубине примерно в полтора метра. Он отходил и чуть дальше от берега, пытался ловить на трех-четырех метрах. Но, как это ни странно, здесь клевала лишь мелочь. Вот и просверлил он несколько лунок вдоль заросшего камышом берега на глубине примерно полтора метра. Вытащит из одной лунки два-три окуня – переходит к другой. Так и рыбачил.
В чем же дело? Почему плохо ловился подлещик и довольно активно клевал окунь? Видимо, резкие перепады погоды не столь болезненно повлияли на поведение окуня по сравнению с подлещиком. А возможно, резкое похолодание окуню оказалось даже по нраву, ведь хищник всегда хорошо ловится в морозную погоду.
Вот и думай после этого, какую рыбу и на какой глубине целесообразнее ловить, исходя из конкретной погодной обстановки.