В нашей стране существует немало истинно русских пород собак, которые, по сути, отражают нашу историю и являются неким символом нации. Поэтому не стоит пренебрежительно к ним относиться, допуская потерю рабочих качеств.
В № 31 «РОГ» в статье С. Шевченко «О конституции и экстерьере гончих» в очередной раз подняты проблемы русской гончей. На современном этапе развития кинологии, развития в основном по шоу-направлению, еще сохранились истинные любители национальных пород собак, которые очень обеспокоены судьбой любимых пород и стремятся по мере своих сил удержать уровень породы на должном уровне (и экстерьерно, и по рабочим качествам).
Не только у гончих, но и у всех рабочих пород собак (служебных и охотничьих) экстерьер должен быть тесно связан с их рабочими качествами. Процессу превращения в декоративных собачек уже подверглись сеттеры, борзые, таксы, лабрадоры, овчарки... Прок-то какой от таких собачек? Говорят, что эстетический! Красивая собака в красивом месте! Выйдешь на улицу – и ах-ах-ах, – все прохожие падают от этой неземной красоты.
Приобрела я на выставке анималистов «Псовая охота» журнал «Борзые МООиР» (главный редактор Е. Федоренко). Один из материалов как раз посвящен охоте на волков. Увы, так далеки от нас исторические времена бывалых борзых-волчатников. В 2007 г. в Рязанской области были проведены садки на злобу по волку. Ну наконец-то! Ведь злоба к зверю, такому, как волк, у русской псовой борзой, как и у русской гончей, является основным породным качеством. И борзые брать волка умеют. Однако на сегодняшний день очень-очень редкая городская борзая используется на охоте, что уж мечтать о навыках работы по волку.
Правильно отмечают специалисты, что загубить в собаке охотника легко. Поэтому только организация подобных испытаний, как садки по волку, очень важна. Прошли экзамен 22 русские псовые борзые. Получено 9 дипломов (два II и 7 III степени). Собаки из Рязани, взявшие волка по месту и плотно его удержавшие до подхода людей, удостоились II степени. Вот это достижение!
Любопытно мнение американских борзятников, которые нашли в Интернете видеоматериалы о данных садках по волку. Они считают, что это отвратительно, это издевательство над подсадным волком.
В.В. Бедель в Энциклопедии «Русская псовая борзая» (2006 г.) категоричен в своем утверждении, что восстанавливать утраченную злобу к волку у современных русских псовых борзых не надо, ведь существуют другие методы борьбы с волками. Кому верить?
Обидно в который раз за великую охотничью державу Россию. Европейские и американские владельцы русских псовых борзых мечтают о настоящей охоте со своими питомцами. И особенно об охоте на волка. Русская псовая борзая за рубежом носит название «русский волкодав». Знай русских! Но только у нас она может себя реализовать в этом качестве.
Я не согласна с мнением С. Шевченко о том, что сейчас нужны другие гончие. Это будут совсем другие собаки. Для охоты на копытных совсем необязательно закупать европейских гончих. Что, у нас уже не осталось рабочих отечественные лаек? Ах, извините, запамятовала, им теперь на смену завезли и пиарят родезийских риджбеков.
Сейчас модно проделывать и такое рекламное действо – шоу, одним словом. Есть выделенная группа гончих «западные гончие». Среди них в Москве пытаются создать «рабочий класс». К примеру, у бассет-хаундов по стране всего 3 рабочие собаки с полевыми дипломами по кровяному следу. У бладхгаундов побольше. На обложке журнала «Друг» № 2/2007 интерчемпион с Международным сертификатом по рабочим качествам. На выставке «Евразия-2007» у биглей четыре собаки в рабочем классе (две – из Прибалтики, одна – из Польши, одна – из Москвы). У бассетов одна – из Польши, одна – из Москвы (французское разведение).
Эти примеры касаются прежде всего не самих собак, а их владельцев. Есть такая категория людей, которые очень себя любят и хотят всегда быть на виду. Причем все равно с кем на поводке – с хорьком, с карликовой свиньей, с редким кроликом или кошкой. Их цель жизни – показ своей персоны на всех крупных престижных выставках. Они показывают только себя. А как же их питомцы? Так, реклама себе, любимому.
Остерегайтесь людей, живущих за счет простого размножения своих собак. Они обычно вкладывают немалые деньги и в многочисленную рекламу, их собак увидишь на календарях и в журналах. Теперь модно прикрываться и титулом, и Международным сертификатом по рабочим качествам. И... никакой гарантии рабочих качеств у щенков! В общем-то, дураков на Руси всегда хватало и теперь хватает. Покупают и племенной брак по 800 долларов за щенка. Это их личное дело.
Давайте очень ответственно посмотрим на тех людей, в руках которых, увы, сосредоточено теперь так называемое «племенное разведение» собак. Ох, везде плохо... «Перевяжем всю страну и ближайшее зарубежье». И главное, управы на данных заводчиков в многочисленных кавычках и под прикрытием РКФ никакой нет.
Обилие национальных клубов по породам – не показатель развития породы. Внутри всегда грызня, борьба за власть. Там нет времени на действительно необходимое мероприятие – четко организованную и научную (основы генетики и селекции вообще не учитываются!) работу с породами. Поэтому и деградация собак, увеличение количества наследственных заболеваний, о которых, понятно, никогда не скажут потенциальному покупателю. Никто не захочет потерять 1000 евро за щенка. Да, у нас теперь есть астрономические запросы у многих псевдозаводчиков.
Среди моих знакомых любителей собак, которые с ними по жизни уже долгие годы, много людей, которые стали независимыми (вне клубов и объединений) представителями и хранителями любимых пород. Их цель – получение выдающихся собак. Конечно, это тяжелый труд, но он обоснован знаниями и достижениями, о которых не прочтешь в рекламных статьях в журналах «Друг», «Собака и я» и пр. Они в созданных, по стандартам подходящих, на испытаниях и состязаниях проверенных собаках той или иной породы. И только так. А не полученных самым обычным, самым легким путем – закупания уже готовых собак за границей. Не надо себя и других обманывать. Это не ваша селекция и не ваша генетика породы. Все проплачено и только.
По-видимому, будущее пород только за кропотливым трудом очень малого числа добросовестных, не нуждающихся в рекламе заводчиков, которые передают свои знания либо в семье, что лучше всего, либо только в кругу проверенных любителей породы.