Вспоминая сезон 2006–2007 годов, есть о чем поговорить. Были промахи, были ошибки, но были и удачи. Гоняли собачки лису, хорошо, понятно, на хвосте висели.
Лиса ходила небольшими кругами, а все время на слуху. Медленно, осторожно подхожу под гон. Вот и она, кумушка, полными ногами бежит прямо на меня. Думаю, если резко ружье вскину, заметит движение и уйдет. А кругом мелкий ельник. Если сейчас зайдет за елку, подниму ружье и буду стрелять. Не всегда получается так, как задумаешь. Лиса, не доходя этой елочки, замечает меня, разворачивается и стремительно уходит прочь.
Стреляю навскидку – промах.
Но бывали и дни удачливые, и выстрелы точнее. Ходили на охоту за деревню Московка, что в Серпуховском районе. Выходили рано утром, еще затемно. Становились на номера, я со смычком русских гончих заходил с поля. Лиса еще в поле мышкует.
Представьте картину. Ранний рассвет. Встает солнце. Только-только начинает светать. Первые лучи солнца скользят по макушкам деревьев. Тишина. Мы на возвышенности, деревня внизу как на ладони. Начинают петь петухи, единственные нарушители тишины. Искрится снег. Красота, залюбуешься. Отпускаю собак, быстро натекают на свежий лисий нарыск. И началось. Чаще всего первым подает голос выжлец, к нему быстро валится выжловка. Вот уже вдвоем: у одного голос низкий, у второй высокий, звонкий, как колокольчик, залились, погнали. Собаки до лисы жадные. Трудно передать, что слышалось в те минуты. Голоса двоят.
В лесу стоит рев, звон, стон, плач от их голосов. Много пишут о тех чувствах, которые испытываешь во время вязкого, жаркого гона. Одно скажу: не забывается, притягивает и манит.
Бывали и приколы на таких охотах.
Охотились мы вчетвером: Тулушин В., Загорский В., ныне покойный Петров Н. и я. Тулушин с Петровым встали на номера, а я с Загорским и смычком гончих пошли толкнуть лису от р. Нары. Сразу после напуска собачки погнали, и после непродолжительного гона слышим два выстрела и тишина, гон прекратился. Выходим на номера, Тулушин показывает добытого хорошего лисовина, а Петров заявляет: стрелял по вороне. Смотрю, а рюкзак-то полный и низ его в снегу, значит, ставил его на снег. Слукавил, там тоже лиса. Вот так из одного гона – две лисы.
Хочется еще один случай вспомнить. Смычек русских гончих гонял лису в районе Каневского пруда. Лисица выходит на меня, стреляю, готова... Собираемся. Скоро приходят собачки. Смотрим, а у выжлеца грудь и передние лапы выпачканы в земле. Вязкий, когда лиса норится, пытается залезть за ней в нору. Не получается, начинает рыть. Идем к норе и делаем вывод, что лиса там. Делаем привал возле норы, достали из рюкзаков термосы, сало, хлеб, ружья разряженные стоят в стороне. Вдруг, на глазах у нас, плотно закусывающих и гомонящих, из норы вылетает лиса и мчится во весь опор вдоль опушки. Похватали ружья, пока заряжали – лисы и след простыл. Упустили.
Охота с гончими на зайца эмоциональна, не менее интересна, чем охота на лисицу. Особенно, когда уставший заяц начинает постоянно западать, и слышны после небольших перемолчек взрывы голосов гончих. Каждый упавший с еловой лапы ком снега кажется зайцем. Переживаешь такие эмоции! Пульс в висках молотком стучит, и сердце того гляди вырвется наружу.
Вспоминаю случай. Русские гончие, Туман и Нота, однопометники, я их привез щенками из Нижегородской области от Стручкова А.С. Туман, гоняя русака, порезал подушечку на правой задней лапе, и на следующую охоту я его брать не хотел. Но в конце концов, поддавшись на его настойчивые просьбы, взял. Он практически не наступал на больную лапу. Во второй половине дня поднимаем беляка, стреляем, но пропуделяли. Собаки гоняли зайца более четырех часов. В лесу уже стемнело, но собак не могли снять с гона, заяц то и дело западал, собаки постоянно взрывались голосами и их пришлось ловить, это при том, что Туман гонял на трех лапах.
Если говорить о результативности, то бывали дни, когда из-под гончих за один день добывали до семи русаков.
Пишу эту статью не для того, чтобы в очередной раз пропеть хвалебную песнь гончим и охоте с ними, а лишь потому, что приближается очередной сезон, и если раньше готовились к нему и ждали открытия как праздника, то сейчас многие гончатники, наверное, задумываются, каким будет этот сезон? То ли он принесет множество радостных мгновений от общения со своими любимцами и охоты с ними, то ли опять сплошные запреты: туда не ходи, здесь нельзя, там подкормочная, здесь зона покоя...