ВАЛЬДШНЕПИНЫЙ ДНЕВНИК

Два прошедших года не были особенно удачными для нас с собакой в охоте на этого загадочного лесного кулика – мечту каждого легашатника. То морозы ударят в середине октября, то под пролет не угадать, то работа мешает. В этом году все сложилось удачнее.

Конец августа, Карелия

По приглашению московского приятеля, милейшего Миши Эйсмонта, поехали поохотить тетеревей в район Медвежьегорска. Погоды стояли дивные, днем до 22 градусов тепла, правда суховато, несмотря на обильные, по рассказам местных жителей, дожди за неделю до нашего приезда.

Местность вокруг деревни представляла собой каменистые холмы, с кошеными и некошеными полями между ними, сосняки и вырубки, зарастающие ольховой мелочью. Обилие ягодников создавало все условия для кормежки, а практически полное отсутствие охотничьего пресса регулировало численность тетеревов в основном естественными причинами.

Ежедневный наш маршрут представлял собой обход некогда большой деревни по близлежащей возвышенности и имел протяженность не более пяти-шести километров.

Охота по тетеревам была успешной, но собаку все время тянуло во влажные низины, поросшие лиственной мелочью. Все же вальдшнеп оказывался любимей, чем тетерев, и собака за выход работала как минимум трех-четырех длинноклювых. Максимум был 24 августа, когда Рада отработала семь лесных куликов за три часа охоты.
Однако стрельба была почти безуспешной, так как среди плотной листвы молодого ольшаника даже углядеть взлетающую птицу удавалось далеко не всегда, тем более попасть в нее. Результатом был всего один кулик за четыре дня охоты, но, повторюсь, не он был нашей основной целью. И, конечно же, это все был местовой вальдшнеп.

Конец августа, Ленинградская область, Лодейнопольский район

Переехав 26 августа из Карелии на восток Ленинградской области, в Лодейнопольский район, мы встретили лесного кулика в еще больших количествах, чем в Карелии. Может быть, не только потому, что его там действительно очень много, но и оттого, что места давно известные.

Вечером наблюдали вылет куликов на поля и сидящих на дорогах. Птица сидела смирно, позволяя хорошо рассмотреть себя и отснять на фото и видео.

Охоту также можно назвать успешной, но только с точки зрения работы легавой. За 3–4 часа неспешного движения по лесной дороге хороших работ, заканчивавшихся подъемом птицы, бывало до полутора десятков, хотя, если удавалось отстреливать 1–2 птицы, был уже успех. Вся птица днем была в сыроватых ольшаниках по руслам ручьев и речек, в пониженных местах, а также в молодых ельниках, но растительность с неопавшей листвой не давала уверенно стрелять.

Сентябрь, Ленинградская область, Лодейнопольский, Волховский и Кировский районы

Ситуация точно такая же, как в конце августа. Птицы много, но стрелять очень сложно. К концу месяца отметил снижение количества вальдшнепа на дорогах и на тяге.

Во второй половине месяца результативность повысилась, в завершающие выходные отстрелял пять куликов. Все птицы невелики от 315 до 360 грамм, упитанность невысокая, жир, если и есть, то только в области горла.
Начало октября, Ленинградская область,

Лодейнопольский и Кировский районы

Второго числа отметил, что появился скорее всего пролетный вальдшнеп. Считаю пролетными, когда из-под одной работы собаки поднимаются две и более птиц. В период со 2 по 10 октября вальдшнеп встречался группами практически по всей области, сидел как в типичных местах, так и в самых неожиданных. Например, на холмистом кошеном лугу сука стала у небольшого, не более 100 квадратных метров, кусочка некоси, минимум в 200 метрах от ближайших кустов. После команды подала сразу трех вальдшнепов, из которых двух взял.

К выходным – 13–14 числа перестал фиксировать птиц, поднимавшихся группами, зато они появились в больших количествах по опушкам, а также в кустах вдоль опушек и дорог, закрайкам оврагов.

Необходимо отметить, что облетающий лист и отсутствие устойчивых заморозков сделало охоту намного результативней.

Так, в субботу 13 октября, собака за чуть более двух часов сделала 14 работ, в воскресенье за один час десять минут – семь. Все птицы были одиночками и сидели не ближе чем в 200-метрах друг от друга, чаще в 300–400. И, если в сентябре и самом начале октября отмечал устойчивое желание вальдшнепа убежать от стоящей собаки, то к середине месяца птица стала менее подвижной, почти всегда сидела смирно. Вся отстрелянная птица была отличной упитанности, максимальная масса отстрелянного вальдшнепа была 418 грамм.

Конец октября, Псковская область, Порховский район

Был на охоте 20 и 21 октября. В первый день погода чудесная, температура около 7 градусов тепла, маловетрено и облачно.

Менее чем за четыре часа собака нашла 22 птицы, располагавшихся поодиночке, в основном в мелочах, кустах у опушек полей, но изредка и в довольно высокоствольных ольшаниках вдоль ручьев.

Сказать с уверенностью, был ли это местовой либо пролетный вальдшнеп, не берусь, так как сидел он довольно часто, бывало и в 100 м друг от друга.

Встречались «бегунки», но большинство хорошо держали стойку. Вся отстрелянная птица была упитанной.
Ночью задул сильный северный ветер, температура снизилась до 0+2, утром пошел дождь с редкими снежинками. В результате за три часа в тех же угодьях – ни одной работы, хотя по собаке видел, что птица недавно была.

Начало октября, Ленинградская область, Кировский район

Завершающую субботу месяца отходил по типичным стациям вальдшнепа и не встретил ни одной птицы.
Другие легашатники отстреляли в области определенное количество птицы, но все отметили резкое снижение ее количества. Там, где в прошедшие выходные собаки поднимали по 8–10 вальдшнепов, теперь было не более 2–3 работ.

***

Если подводить итог вальдшнепиного сезона, то могу отметить, что он был более удачным, чем три предыдущих. Устойчиво наблюдалось большое количество местовой птицы и радовала пролетная. В результате с августа по октябрь отстрелял 32 птицы, что для меня – рекорд.

Весьма может быть, что до нас докатится еще одна волна пролета – в начале ноября, но наши пути с чудесным лесным куликом расходятся, уже ждет серая куропатка.