Зимнее блеснение окуня ведется в тех же местах, где его ловят другими снастями. Блесна должна играть привлекательно и побуждать полосатого хищника безбоязненно брать «железку».
Не меньшее значение имеет правильный выбор места.
Длина удильника для блеснения окуня – 35–50 см. В продаже имеются специальные удильники. Однако для своевременного определения поклевки на хлыстик удильника необходимо ставить короткий кивок из широкой, дополнительно усиленной пластины. Удобнее использовать удильники с открытой катушкой – на них леска меньше путается. На катушку наматывается запас лески 25-30 м. Самый подходящий диаметр – 0,14-0,16 мм.
Форма блесны – конусообразная, трехгранная, прямая, с вогнутым профилем. Для зимнего блеснения хорошо подойдут блесны длиной от 25 мм до 50 мм с одинарным или тройным крючком. Тройник подвешивается через заводное колечко, его желательно маскировать красной мушкой. Традиционно всегда ловили окуня на такие модели зимних блесен, как «Рыбка», «Гвоздик», «Удача», «Истра», «Московская», «Карасик» и другими. Но сегодня появилось много интересных блесен от шведских и финских фирм. Шведы и финны знают толк в отвесном блеснении хищника и уловистость их приманок выработана долголетней практикой. Заслуживают внимание и некоторые самодельные блесны. Например, очень уловистой оказалась блесна в виде лодочки из серебряной металлической пластины с напайкой свинца в верхней части корпуса блесны (тогда как большинство приманок, наоборот, имеют подгрузку в нижней части).
Клев окуня могут улучшить различные дополнения к блесне. Это сочетание блесны с крючком на поводке (наживка – пучок мотыля); с мормышкой, свободно бегающей по основной леске (крючок мормышки оставляют голым или надевают на него две бусинки желтого и белого цвета). Иногда повышает активность ловли мормышка на коротком поводке, привязанном к крючку или к леске выше блесны. На мормышку хорошо надеть окуневый глаз.
Если в начале ледостава окунь хорошо реагирует даже на относительно крупные блесны, то в середине зимы ему подавай их только минимального размера. Манера игры тоже меняется от начала ледостава к глухозимью. В первые две-три недели игра приманкой ведется активно, позже необходимо уделять много внимания технике игры, подбирать приемы блеснения, которые заставят вялого окуня клюнуть. Бывает, что манера блеснения представляет собой только незначительные колебания приманки у дна.
Блеснение ведется короткими взмахами удильника. Вот некоторые приемы игры:
– блесну кладут на дно, затем поднимают на 10–20 см, следующим взмахом еще приподнимают на 30–50 см и резко отпускают; в этот момент блесна колеблется; дождавшись остановки, через 3–5 сек блесну поднимают на новый уровень до высоты 1 м и резко опускают до второго уровня; после 5–6 проводок начинают блеснить вблизи дна;
– блесну кладут на дно и короткими взмахами с интервалом 5–6 сек задают игру возле грунта так, чтобы крючок приманки не отрывался от грунта;
– блесну плавно подкидывают на высоту 30–50 см и дают свободно уйти ко дну, подъем и опускание повторяют;
– приподняв на 5 см от дна, блесну поднимают еще на 50 см и дают ей свободно спланировать вниз, но в последней фазе, когда блесна занимает почти вертикальное положение, ею коротко подергивают, стараясь придать дополнительную амплитуду;
– после того как блесна дойдет до дна, ее медленно поднимают вверх, ускоряя движение по мере подъема.
При плохом клеве выбирают замедленную манеру игры. Подсадка на крючок натуральной приманки в виде малька, рыбьего глаза иногда улучшает клев.
Тактика блеснения состоит в том, чтобы на выбранном участке просверлить сразу несколько лунок. Затем все лунки очищают шумовкой от льда. Если глубина ловли небольшая, сверху в лунку насыпают небольшой слой снега и палочкой или ручкой черпака делают отверстие для пропуска лески. Когда подшумленный во время сверления лунок окунь успокоится, приступают к блеснению. Рыболов, опустив блесну ко дну и делая взмахи удилищем, переходит от лунки к лунке, чтобы найти ту, в которой окунь будет брать один за другим. Часто удается наткнуться на такие отдельные уловистые лунки. Но в период плохого клева с одной «точки» в лучшем случае удается выловить не более 2–3 окуней. После этого нужно переходить к другой лунке. К уловистой же можно вернуться спустя какое-то время, скажем, минут через 20, когда окунь немного «подзабудет» приманку. Иногда блеснение сочетают с ловлей на «чертика» или мормышку. При затихании клева на блесну, в этой же лунке переходят на ловлю другой приманкой.
В начале зимы живцовая удочка хорошо работает не только по щуке и судаку. Разноразмерный окунь, например, прекрасно берет на верховку, карауля ее как у границы водорослей, так и на различных неровностях дна. Так, мне не раз везло с хорошими уловами на Истринском водохранилище. Бывает, неделю–другую после ледостава здесь обнаруживаются большие скопления окуня возле островов тростника, вблизи которых в ноябре-начале декабря нередко еще держится малек. Однако клев на мормышку и блесну здесь не всегда активный, тогда как мелкий живец не остается незамеченным. Естественно, окуневая живцовая снасть должна быть намного тоньше щучьей. Поплавок подойдет с тестом от 3 до 8 г. Основная леска 0,14–0,16 мм. Поводок – 0,12 мм. Крючок – № 8–10.
Если возле тростника и камыша обычно держится некрупный окунь (изредка здесь попадаются «полосатые» весом под 200–300 г), то на глубинных бровках можно обнаружить стаю настоящих горбачей. Однажды я нашел крупного окуня на 5-ти метровой бровке Рыбинского водохранилища в районе Легково. Но окунь на балансир и блесну клевал очень вяло. За день было поймано всего семь рыбин. На следующий день, наловив у берега очень мелких окуньков, я попробовал ловить на той же самой бровке специально приготовленной поплавочной удочкой на живца. Результат превзошел все ожидания. Два десятка крупных окуней были вознаграждением за эксперимент.
И, наконец, самый свежий пример. Мои друзья ловили в ноябре по первому льду на Ивановских карьерах в Ярославской области. Окунь на мормышку и на блесну клевал вяло и некрупный. Однако товарищ, который поставил жерлицы в яме у тростника, поймал на мелкого живца две щуки и пять окуней весом под 400 и за 400 г (ловил он на горчака). Это побудило другого моего товарища, тоже имевшего в канне горчака, ловить рядом на живцовую снасть. Преимущество его ловли состояло в том, что он постоянно перемещался в поисках окуня. В итоге и он стал обладателем увесистых трофеев, поймав за короткое время трех настоящих горбачей.
Мне при ловле окуней на зимнюю живцовую удочку иногда помогало дополнительное блеснение. Для этого я сверлил ряд лунок вдоль тростника или по урезу бровки, затем проходил каждую с блесной (делал по 5–7 взмахов у дна и в полводы), а затем те же лунки проходил с живцовой удочкой. Как правило, поклевки следовали незамедлительно, потому что крупный окунь часто стоит под лункой, но блесну и даже мормышку не берет.