Глазами немецкого эксперта

«Чемпион клуба»
монопородная выставка курцхааров

17 ноября 2007 года в Санкт-Петербурге прошла монопородная выставка ранга «Чемпион клуба», организованная Национальным клубом породы немецкий курцхаар.

Экспертом ринга был приглашен известный немецкий заводчик Дитрих Хольманн, занимающийся разведением немецких курцхааров и жесткошерстных стандартных такс. В процессе выбора кандидатуры эксперта организаторы столкнулись с необычной для России проблемой: оказывается, эксперты FCI сдают квалификационные экзамены на право судить в ринге только одну, максимум две породы собак, справедливо полагая, что невозможно досконально разбираться в нюансах стандартов собак разных пород. В частности, г-н Хольманн имеет право судить только немецких курцхааров и такс.

Фактически выставлено для экспертизы 46 собак.

Стоит отметить, что приглашение немецкого эксперта-породника вызвало оживленный интерес в среде курцхааристов, приехавших из Москвы, Краснодара, Череповца, Великого Новгорода и даже из Харькова.

Из 7 щенков 6 получили оценку «очень перспективный», 1 – «перспективный».

Кобели всех классов (кроме щенков): 10 – «отлично», 9 – «очень хорошо», 2 – «хорошо».

Суки всех классов (кроме щенков): 11 – «отлично», 6 – «очень хорошо», 1 дисквалифицирована (отсутствует P4 слева в нижней челюсти).

ИНТЕРВЬЮ С ДИТРИХОМ ХОЛЬМАННОМ

Эксперт ринга Дитрих Хольманн любезно согласился ответить на несколько интересующих нас вопросов.

– Господин Хольманн, каковы приоритеты немецких заводчиков при разведении курцхааров?

– В первую очередь мы ценим в немецких курцхаарах рабочие качества, а во вторую или третью – экстерьер. Однако, имея в большинстве своем прекрасных рабочих собак, опытные заводчики стремятся поддерживать их экстерьер на высоком уровне. Этому способствует и принятая в Германии система комплексной оценки собак, когда на самых престижных состязаниях – IKP и Kleeman – собаки предварительно проходят экспертизу в ринге, а затем, при условии получения оценки не ниже «очень хорошо», допускаются к участию в полевых этапах. Собаки, имеющие оценку экстерьера ниже «очень хорошо» в племя не допускаются.

– Считаете ли Вы, что иные выставки, кроме тех, что проходят на состязаниях, неинформативны для заводчиков?

– Для серьезных заводчиков – да, но даже при большом количестве заводчиков не все рожденные щенки расходятся
по питомникам. Множество собак остается во владении охотников, не занимающихся разведением, или же вообще уходят «на диван» – такое часто встречается. Поэтому и другие выставки имеют большое значение для разведения. В основном, конечно же, это клубные монопородные выставки.

– Как Вы объясните наличие у Ваших собак сертификатных титулов: ВОВ, САСIB, Чемпион Европы по красоте и другие?

– Дело в том, что я очень высоко оцениваю качество своих собак, и считаю, что их нужно показывать не только на охотничьих выставках, но и на сертификатных большему количеству людей, чтобы и неспециалисты могли формировать свое мнение, каким должен быть немецкий курцхаар. Это еще и дополнительная
реклама.

– Расскажите подробнее о системе состязаний в Германии.

– Система проверки рабочих качеств именно для немецких курцхааров очень продумана и отработана. Дерби – весенний полевой тест для щенков, рожденных после 1 октября предшествующего рождению года. Дерби – достаточно простой экзамен, на котором выявляются врожденные качества щенков, такие, как чутье, поиск, желание найти и преследовать пернатую дичь, стойка. Вторым и значительно более сложным тестом является осенний полевой экзамен.

В нем заложен более глубокий смысл – определение качеств родителей как производителей, а также прогнозирование наличия рабочих качеств однопометников. По своему содержанию осенние состязания Солмс – значительно усложненное Дерби. Без прохождения этих двух тестов немецкие курцхаары не могут быть допущены в племя.

Взрослые собаки участвуют на IKP и Kleeman. Это крупнейшие состязания в Германии, проводимые поочередно раз в два года. На эти состязания приезжают владельцы со своими собаками из разных стран.

– Правила проведения IKP и Kleeman при прочтении кажутся одинаковыми. В чем отличия?

– Нет, Вы не правы! На IKP зачастую можно встретить и неподготовленных собак, чего никогда не бывает на Kleeman, где существенно строже судейство и более детально оцениваются рабочие качества собаки. Не все собаки, успешно прошедшие IKP, впоследствии проходят Kleeman. Некоторые мои собаки так и не смогли получить титул Kurzhaar Siger (KS) – для этого требуется, чтобы все судьи в комиссии единогласно проголосовали за это. На Kleeman допускаются только собаки:

– успешно сдавшие Дерби, Солмс и AZP, причем, как минимум, по двум из этих испытаний должны быть дипломы 1 степени;

– сдавшие тест VGP на диплом 1 степени;

– имеющие оценку за экстерьер не ниже «очень хорошо»;

– прошедшие тест на выносливость;

– успешно прошедшие тесты на подачу битой дичи или работа по волоку птицы.

– Какие требования предъявляются к поиску дичи?

– Поиск должен быть планомерным и в то же время быстрым, челноком с шириной до 100 метров в каждую сторону на дистанции не далее 80 метров впереди от охотника.

– Многие российские охотники используют своих собак при охоте на зверя – кабана и лося. А как подобные охоты проводятся в Германии?

– Большинство немецких владельцев курцхааров не охотятся с ними на зверя. Всемирный Союз немецких курцхааров никогда даже не разрабатывал правила подобных испытаний. И если Вы внимательно прочитаете правила испытаний (Дерби, Солмс, IKP и Kleeman), то не найдете там тестов по кровяному следу, максимум по волоку битой птицы, что не одно и то же.

С практической точки зрения я, как охотник, достаточно много охотящийся на кабанов, предпочитаю это делать со своими жесткошерстными таксами. К тому же, по моим наблюдениям, только 30% немецких курцхааров отдают голос по нераненому зверю.

– Ну хорошо, с кабанами понятно, а используете ли вы курцхааров при охоте на лис?

– В Германии очень много лисиц. Однако целенаправленно на них охотятся с теми же таксами. А с курцхааром охота получается попутной при охоте на птицу. Иногда собака становится в стойку по лисе, а иногда преследует поднявшегося перед ней зверя и, настигнув, давит. Опять же не все курцхаары любят эту дичь. Из моих семи собак только 3 подают лису.

– Возвращаясь к прошедшей выставке, поделитесь своими впечатлениями. Как Вам показались российские собаки?

– В целом хочется отметить большое количество хороших сук. Ярких кобелей было меньше. Очень понравились щенки.

В абсолютном большинстве были представлены рабочие собаки. Я тщательно осматривал мускулатуру каждой собаки, прежде чем сделать такой вывод. Это приятно удивило, т.к. судейство происходит по правилам FCI, а на сертификатные выставки охотники ходят неохотно.

Кстати, хочу упомянуть в связи с этим о неординарном решении Всемирного Союза немецких дратхааров о выходе из состава германского подразделения FCI – VDH. Произошло это нынешней весной.

А причиной наши коллеги дратхааристы назвали стремление FCI насаждать всем свои правила и требования, сопряженные с последующими финансовыми затратами в пользу FCI.

– В России периодически возникают те же конфликты. Считаете ли Вы действия Всемирного Союза немецких дратхааров правильными в сложившейся ситуации?

– Нет. В любой системе есть недостатки, но в FCI и плюсов хватает. Стабильность и неразрозненность дают лучший результат. К тому же на сегодняшний день главой VDH – немецкого подразделения FCI – является г-н Фишер. Человек весьма состоятельный и не связывающий свою деятельность в собаководстве с извлечением доходов.

– Мы периодически сталкиваемся с проблемой «освежения крови» для целей дальнейшего развития. На Ваш взгляд, нужно ли активно завозить собак из других стран?

– Как я уже сказал, у вас большое количество прекрасных сук и при умелом подборе пар у вас не должно возникать нужды в привозных кровях.

– Можете Вы назвать 10 лучших производителей Германии на сегодняшний день?

– О, нет. У нас очень много хороших собак, и перечислять их не имеет смысла. Просто на крупных выставках никому не известную собаку никогда не поставят первой. Это своего рода политика, которую нужно учитывать.

Я бы сформулировал этот вопрос не применительно к каким-то отдельным собакам, а к линиям.

Например, в Германии одна из лучших линий – черно-пегие в крапе собаки питомника Hege-Haus. Это исключительные охотники, обладающие хорошей выносливостью, прекрасным чутьем, широким и энергичным поиском. Но в отличие от основной массы собак, окончательно формирующихся к 3–4 годам, эти собаки полностью раскрываются после 5 лет. До этого момента совладать с ними достаточно тяжело.

И наоборот, некоторые производители питомника Delme Horst дают собак, уже к 2 годам полноценно используемых на охоте.

– Хорошо, тогда может быть назовете 5 лучших питомников?

– Лучшим питомником в Германии за все время существования породы был Hege-Haus. Однако нынешний его владелец большую часть жизни не интересовался собаками. Остается только надеяться, что он сможет поддерживать тот уровень собак, ту планку, которую задала в свое время миссис Штраман.

Очень хорошие собаки в питомниках Osterberg, Jydebek, Hansaburg, Rothenuffeln. Появилось большое количество молодых питомников, но пока трудно оценивать качество проводимой ими работы.

Я вас приглашаю в будущем году посетить состязания Kleeman, чтобы вы смогли составить собственное представление о системе испытаний собак, оценке экстерьера, расширили круг знакомств. А после этого поохотились вместе со мной и моими друзьями на фазана. Иногда на эти охоты собирается до 50 человек, а после охоты мы отмечаем ее окончание, делимся впечатлениями и конечно же выпиваем.

Тут внезапно берет слово Кристина Диц – коллега Д. Хольманна:

– Час охотятся, восемь пьют...

Мы все дружно смеемся удачной шутке.