ТАГИР И КРОКОДИЛЫ

Ловля на щук жерлицы требует терпения, внимания и старательности. И в этом я убедился в очередной раз. Мастер-класс преподал мне лучший жерличник нашего региона Тагир, а на следующий день – и сама щука.

Прерываясь на ловлю берша и домашние заморочки, почти месяц не выезжал на щуку и ситуацию не контролировал.

Выехав из дома, был уверен, что встреч на льду не предвидится, но в силу своей невежественности только на берегу узнал, что в Татарстане праздничный, а значит, выходной день. А это означало, что рыбаки будут, а точнее они уже кучками расположились в бухте. Благо бухта большая.

Еще удивило то, что в центре бухты, далеко и от берега, и от островков, расположились несколько жерличников, опоясав себя кругами флажков.

Для меня это было большим сюрпризом. Лет пять плотно занимаюсь жерлицами и привык, что в любом месте флажки стоят вдоль камышовых бровок и в выходные дни представляют километровые линии. Точно так выставлял жерлицы и я, а когда обнаруживал, что свободного места вдоль бровки нет, уезжал в другие места.

Правда, года два назад Тагир обмолвился, что наряду с камышовыми бровками он ловил щук и на середине бухты. Но мне тогда это показалось случайным.

Среди жерличников этот же Тагир и занимал самое ближнее для меня место. Разговорились и оказалось, что он в этом сезоне почти все время выставляется на середине бухты. Хотя и на бровке ловил успешно. Объясняет это тем, что щуки ничуть не меньше, а зацепов, как на бровке – нет. Тагир – жерличник серьезный. Успехами своими не хвастается, но и не обманывает. На вопросы отвечает, но скромно:

– Как сезон?

– Нормальный сезон. Щуки много.

– Крупная попадается?

– Нет, поймал несколько штук по 7-8 килограммов.

– Ты все время здесь выставляешься?

– Нет. Сегодня вот новое место осваиваю. А так – стараюсь, чтобы другим не мешать.

– А почему ты это место выбрал?

– Интуиция. Я тут много мест проверил. Везде ловил, самое большее 11 штук, а меньше 5 не было. И здесь
будет.

Надо сказать, Тагир большой мастер именно жерличной ловли. Никакую другую рыбу он не ловит. Ни на окуня, ни на берша не ездит. В итоге, независимо от погоды, он выходные дни пасет свои флажки. Именно это плюс интуиция и талант позволили ему добиться удивительной стабильности. Ведь ловит он совсем рядом, в то время как основная масса жерличников ездит за сотню километров в поисках щуки.

И периодически слышишь разговоры, что где-то поймали щуку на 7 килограммов, да и на пять тоже обсуждают. А Тагир молча ловит эти килограммы рядом с домом.

Он еще не полностью выставил свой ряд, точнее – круг, и я пошел заниматься своими делами.

Живец ловился отвратительно. Хорошо, что мой товарищ Слава уже поймал штук пять окуньков, пока я разговаривал с Тагиром. А потом – как обрезало. Выставил я свои пять жерлиц и в дальнейшем, вымучив окунька, увеличивал их количество.

За это время Тагир пару раз сбегал к флажкам, и я даже видел, что одну щучку он вытащил. Через час пошел к нему, и оказалось, что четыре щуки у него уже в активе. Самая большая потянула за трешку.

– Молодец. Опять с местом не промахнулся.

– Да вон, напарник мой покрупнее поймал.

– Пошли, сфотографирую. Я же с ним не знаком.

Подошли к напарнику. Володя Зверев часто выезжает с Тагиром. Снасти и методика их расстановки ничем не отличаются. Из снежного сугробика Володя выкопал красавицу, которая была явно больше семи килограммов. По крайней мере ледянки были ей явно малы. Для них это было столь буднично, что сфотографироваться я их упрашивал.
Самое удивительное, что в середине бухты, где нет ни камыша, ни коряг, щуки полно, да еще и весьма приличной. И подумалось, что три предыдущих года я не видал здесь ни единого флажка, а ведь и тогда, наверное, рыба была.

Удивленный всем увиденным и услышанным, пошел на свою плантацию. Я же с утра, поговорив с Тагиром, не сильно поверил в то, что в середине бухты будет щука, и свои жерлицы выставил по традиции на бровке. Теперь уже жалел, но день короток и переставлять свое хозяйство не решился.

Возможно, инертность и подвела меня, но до конца дня я увидел лишь одну поклевку.

Подбежал и подсек вовремя, но, как часто бывает на бровке – зацеп. Попробовал в натяг, но не идет. И при этом рыба на тройнике и в руку передаются ее рывки. Судя по механизму происходящего рядом с лункой, щука пару раз обмотала леску вокруг коряжки. При этом потяжки кажутся многократно сильнее, и ощущение, что там крокодил. Минут пять пытался отпускать и подтягивать щуку, но все тщетно. Очистил лунку и понял, что леска уходит в сторону и место зацепа не видно. Когда-то на тонком льду, пробурив пять лунок в направлении зацепа, нашел причину и вытащил таки щуку. Но тут толстый лед и бур далеко, а уверенность в том, что щука крупная, не оставляла шансов все бросить и бежать за буром. И в этот момент показалось, что щука проплыла под лункой. Я лег на снег и вгляделся в воду. И действительно, щука ходит подо льдом, и нет, она велика! Вот она остановилась поперек лунки, но не цеплять же ее багориком за брюхо. Отплыла, вот опять пришла. И тут я опустил багорик к кромке льда и стал ждать. Когда в очередной раз показалась голова, подцепил и легко вытащил щуку на лед. Правда, лед толстый, а багорик недлинный, но разве это проблема – запихать руку по локоть? Тем более что я, вероятно, изобрел новый способ: ловля щуки багориком. А тройник так и остался на коряге...

Щука потянула на 1800, но зато одарила приключением, которое скрасило в целом неудачный день.
Тагир с Володей еще бегали к флажкам, когда я собрался и уехал домой. Была уверенность, что завтра приеду и в середине бухты поищу своего крокодила.

Но рано выехать не получилось. Домашние мелочи задержали до 9 часов, а в 15:00 уже темнеет. Да еще предстоят и живцовые хлопоты. День был теперь уже точно будний и в бухте я оказался один (!). Выставил всего восемь жерлиц.

Дальше была дилемма: караулить эти восемь или, рискуя проспать поклевку, идти искать живца. Выбрал караулить.

Так прошло два часа. Тягостное время, когда просто сидишь на ящике и мозолишь глазами свои флажки. А они, как специально, не шевелятся. Периодически совершаю обходы флажков. Бывало так, что окунь пугается шагов и начинает метаться. А щука, если она поблизости, реагирует. Такие поклевки бывали не раз. Но не сегодня. Я неусидчив и на свою голову придумал занятие. Решил сходить к островку и оттуда просмотреть всю акваторию – много ли там рыбаков? До островка метров 200. Отошел на половину расстояния и оглянулся. Погода солнечная и видимость великолепная. Самый дальний от меня флажок тянется к солнышку. Рванул и пробежал стометровку как на соревновании. Осталось 10 метров, катушка не шевелится. Сбавляю ход и вижу, что она стоит без движения. Встаю рядом на колени и машинально счищаю снег с лунки. Катушка молчит, и я собираюсь потянуть за леску, проверить, бросила щука живца или затаилась?

Рука уже тянется к леске, как вдруг за долю секунды жерлица вылетает из гнезда и исчезает в лунке. Мое состояние не описать. Бывали случаи, когда жерлицы на стойках падали, но стойка ложилась поперек лунки и не давала утащить снасть под лед.

И самое главное, что рука находилась в сантиметрах и при малейшей заминке схватила бы снасть, но ни стойка, ни торчащий флажок не помешали щуке. По силе рывка решил, что мой крокодил не состоялся. Не было жалко снасть. Было жалко, что такая рыба может погибнуть из-за моей глупости. И еще то, что не удалось побороться.

А глупость состояла в том, что, привыкнув всегда ловить на бровках с корягами, я делаю на катушках стопора, не дающие леске разматываться на 10 метров. Метра три – и стопор. Так и получилось, что за мой долгий забег щука успела размотать леску до стопора, и напрасно я ждал шевеление катушки. Все так просто и все так грустно.

Надо ли говорить, что, обойдя жерлицы, я освободил их от стопоров. Дальше уже все прошло без приключений. На оставшиеся 7 жерлиц сбегал 3 раза и вытащил щуку на 2.300. Но горечь от происшедшего не
покидала.

Зато дома перебрал снасти, внес коррективы и, думаю, что теперь уже шансы мои выйти победителем в борьбе с крокодилом возросли. А то, что в середине этой бухты крокодилы плавают постоянно, уже не сомневаюсь.