Таким методом уже не один год ловлю самую разнообразную мирную и хищную рыбу. Сегодня хочу остановиться на подледной ловле судака и берша.
В принципе, ловля тех же лещей ничем кардинально не будет отличаться, разве что снасти применять придется поизящнее, но в целом – суть одна.
Судак и берш в наших водохранилищах в отдельные годы достигают огромной численности, однако немногие об этом узнают. Все-таки их ловля весьма специфична и куда более сложная, чем ловля окуня в прибрежье.
Кроме того, охота на судака носит весьма эпизодический характер. Вот стая вышла, прошла по своим владениям, и все, молчок, больше не клюет.
Целью выловить максимально много судаков за короткий промежуток его активности задался как-то и я, потому как редкий улов превышал три-пять хвостов за рыбалку. Хотя судака на одном участке водохранилища действительно могло собраться немало: многочисленные на наших водохранилищах «косыночники» (микро-браконьеры, ловящие на небольшие треугольные сеточки, выставляемые прямо под лункой; у каждого косыночника обычно по 5–25 штук этих «снастей») могли похвастаться внушительными уловами. Но попадаться на крючки простых любителей судак не особо торопился. Основная стая очень активно перемещалась и надолго на одном месте не останавливалась, потому и не могли рыбаки основательно проредить стаю. Я тоже особо знатными уловами не отличался.
Дело случая – великое дело. И здесь большую роль сыграл именно он.
Одним будничным днем отправился на рыбалку. Вышел на девятиметровую глубину и принялся активно искать хищника. Он не клевала, но я все равно периодически перемещался. Течение было довольно мощное. Привыкший ловить в те дни, когда течение на водохранилище отсутствует напрочь, я совсем не был готов к такому повороту событий ни морально, ни материально. Все сколько-нибудь значительного веса мормышки остались дома.
Максимальной по весу, что смог отыскать в ящике, оказалась среднего размера «уралочка». Ее тащило не очень сильно, поэтому продолжил ловить в той же лунке. Однако клева на нее уже не было. Так и просидел до обеда, не увидев поклевки. После обеда течение опять прибавилось и мою «уралочку» стало тащить еще сильнее. Но не уходить же из-за этого с водоема, поэтому стал сдавать леску, пытаясь нащупать мормышкой дно. Нащупал. Оно опять «убежало», поэтому я стал сдавать леску дальше. Так, периодически постукивая по дну, удалось загнать мормышку метров на пятнадцать-двадцать от лунки. Фактически получалось, что ловил не совсем стандартной джиговой ступенькой, с точностью до наоборот – я не подматывал, а сдавал леску. Говоря о проводке, я кое-что упустил. Первая поклевка состоялась в тот момент, когда мормышка ушла от меня метров на десять. Достал судака и продолжил ловить ступенькой. Далее стало еще интересней. Судаки и берши начали клевать на всем участке: от пяти до пятнадцати метров от лунки! Помимо меня вокруг ловили еще около полусотни рыбаков. Видя, что я таскаю рыбу, они стали подтягиваться ко мне. Обурили со всех сторон. Точнее, даже не со всех. Когда один стал бурить ниже меня по течению, я тут же смотал снасть и перешел на другое место. Сделал это для того, чтобы не пересечься с тем рыбаком лесками. Секреты раскрывать не хотел. Пробурил в другом месте лунку и стал довольно часто вытаскивать то берша, то судака. Меня опять обрубали. Я перемещался. Вскоре и обуривать перестали, потому как бесполезно было это делать. У меня клевало, а у остальных нет. Вскоре, по прошествии нескольких дней, увидел своих продолжателей: на Волге начали ловить ступенькой, кто берша, кто густеру и редко кто уходил с водоема без рыбы.
Теперь следует поговорить о некоторых аспектах ловли на ступеньку: о снасти, проводке и поклевке.
СНАСТЬ
Следует уделить внимание снасти еще до рыбалки, собирая и комплектуя ее в спокойной обстановке дома. Собранная наспех снасть редко оказывается удачной, поэтому настоятельно рекомендую вам делать это дома. Хотя надо осознавать и то, что вес мормышки подбирается на водоеме сообразно с имеющимися именно сегодня условиями. И даже на рыбалке придется часто заменять мормышки: сила течения на водохранилищах меняется очень быстро.
Для начала поговорим об удильнике. Подойдут прочные финские удочки с пробковой (теплой) рукояткой и с достаточно вместительной катушкой, на которую можно намотать 50–70 метров лески 0,2 мм. Катушка на удильнике обязательно должна быть открытой, т.е. чтобы леска всегда была у вас на виду. Не подходят для этой цели наши отечественные удочки с деревянной рукояткой и различные «балалайки». Именно открытая катушка позволяет избежать образования петель-бород, что в конце концов всегда приводит к обрыву лески. В последнее время я вообще перешел на безынерционные катушки. Небольшие «мясорубки» с плавным ходом и мягкой укладкой лески существенно упрощают рыбалку. Опустить мормышку на большую глубину – дело нескольких секунд, достаточно просто открыть дужку лесоукладывателя. Еще эта снасть отличается «конспиративностью». Если рыболов, ловящий на снасть с инерционной катушкой, вынужден махать руками при вываживании рыбы, то безынерционка позволяет сделать ту же операцию без особого привлечения к себе внимания. Вы просто выбираете катушкой всю леску и принимаете добычу в лунке рукой. Катушки для такой ловли лучше применять миниатюрные, но достаточно надежные, выдерживающие холод и возложенную на них нагрузку.
Хлыстик для удочки нужен мощный, чтобы при поклевке крупного судака (а это нередко бывает на такой глубине) снасть не приказала долго жить.
Леска берется диаметром 0,15–0,20 мм. Достаточно толстая для той рыбы, что мы собираемся ловить. Нужна именно такая по причине, чтобы она как можно сильнее парусила на течении. Это позволяет загнать мормышку на предельно далекое расстояние от лунки. В некоторых случаях приходится обращаться к леске диаметром 0,22 мм. На такой глубине рыба не должна чувствовать грубой снасти, поэтому применение толстой лески для достижения цели оправдано.
Мормышки, как я уже говорил, нужны довольно легкие для такой глубины. Но и предел надо знать. Главное, чтобы наша мормышка не уходила слишком далеко от лунки, где мы уже не будем чувствовать ни дна, ни поклевки, но при этом не стоит ставить излишне тяжелые мормышки, которые не будут уходить далее 2–3 метров. По моему мнению, оптимален тот вариант, когда мормышка может уйти от лунки на 10–15 метров. Дальше уже тяжело будет чувствовать дно и фиксировать поклевки.
ПРОВОДКА
Ловить в данном случае приходится большей частью на спуск, лишь в некоторых случаях на подъем. Играть мормышкой нужно как можно плавнее, чтобы не распугать рыбу резкими, неестественными движениями. Хотя на больших расстояниях от лунки наши неловкие движения будут более плавными.
После того как мормышка упала на дно, нужно прижать ее к нему и как бы надавить ею на дно. Мормышка в таких случаях сразу, как правило, уходит на полметра. Если вес подобран неверно, то мормышка или вовсе не уходит, или сразу улетает на несколько метров – ни то, ни другое не есть хорошо.
Потом надо оторвать приманку ото дна и плавными покачиваниями приподнять ее на пятнадцать-двадцать сантиметров и начать проводку на спуск. Таким образом, мормышка будет уходить все дальше и дальше от вас, собирая на своем пути рыбу.
Во время игры полезно периодически останавливать проводку, часто рыба бьет по мормышке именно в этот момент.
ПОКЛЕВКА
Поклевка у судака достаточно резкая и быстрая, но из-за того, что мы ловим на достаточно сильном течении и довольно-таки далеко от лунки, ее зачастую вообще не видно – лишь чувствуешь навалившуюся тяжесть при подъеме.
Ну а если на опускании вы почувствовали резкий удар – знайте, это никто иной как крупный судак. Поклевки клыкастых до трех килограммов – весьма заурядное событие, а применяемая леска в силу своей толщины и, соответственно, и прочности позволяет справится с клыкастым возмутителем спокойствия. Фактически этим мы убиваем двух зайцев: есть и парусность, необходимая для ступеньки, и прочность.
Берши обычно клюют в тот момент, когда мормышка падает на дно. Невозможно описать поклевку этой рыбы, только после некоторого времени начинаешь понимать, как она происходит. Увидеть какое-то изменение на кивке почти невозможно, особенно если мормышка ушла более чем на десять метров от лунки.