Вновь на фоне глубокого падения давления по центральным областям проследовал огромный циклон, который как раз к выходным дням принес очень сильные снегопады и заметное потепление. Ненастная погода, ухудшение подъездов к водоемам, толстый лед и снег на нем значительно осложнили рыболовам посещение излюбленных мест и саму рыбалку, да и рыба, надо отметить, была неактивна и требовалось немало умения и искусства, чтобы соблазнить на поклевку даже мелочь.
В сложившейся обстановке глубокой зимы главным следовало признать выбор водоема, где различная рыба еще могла проявлять активность, достаточную для надежды на весомый улов. К первой категории таких перспективных мест, конечно, нужно отнести небольшие речки, где еще продолжается период перволедья, если на этих речках после браконьеров осталась рыба, что далеко не везде сложилось благоприятно. Далее имеет смысл рассматривать водоемы с нестабильным уровнем воды – обычно это водохранилища из системы водоснабжения столицы и окрестного региона. Здесь либо в течение лета, либо ближе к весне резко и значительно сбрасывают воду, что усиливает проточность и увеличивает содержание кислорода в водной среде, но и, это главное, понуждает рыбу к миграциям, требующим расхода энергии и постоянного питания. Кроме того, сокращение нагульных площадей – мелководий, где больше всего корма, увеличивает концентрацию рыбы на бескормных глубинных местах и заставляет ее не пренебрегать любой частичкой еды, даже если она преподносится на крючке.
А вот большие реки и озера, кроме физических трудностей поиска рыбы на них, среди зимы особо и не блещут хорошим клевом, несмотря на благоприятный кислородный режим подо льдом. Тут в условиях стабильной обстановки с уровнем воды и наличием богатой кормовой базы рыба живет по неким биологическим часам, которые до подхода талых весенних вод словно останавливаются, а жизнь будто замирает. Здесь, конечно, можно рассчитывать на улов, но места клева рыбы очень локальны, а время выхода на кормежку ограничено и непредсказуемо.
Почти совсем бесперспективно сейчас рыбачить на многочисленных прудах, карьерах и речных затонах, но и тут в затяжные оттепели могут случаться всплески активности. Можно рассчитывать на клев лишь на тех прудах, где сильно расплодилась какая-то рыба, или на тех, где имеющийся заботливый хозяин водоема, дабы не случилось замора, периодически открывает слив с плотины, устраивая тем самым подвижки и перемешивание воды, что необходимо в тяжелые морозные зимы с толстым льдом.
Так, продолжается очень активный клев мелкого подлещика на пруду КРХ “Голубино” (справа от Каширского шоссе) с плотиной на р.Северке. Эта рыба, которую сюда вселили сами рыболовы, размножилась в водоеме в невероятном количестве и ей, видимо, сильно не хватает корма, поэтому она вынуждена его постоянно разыскивать. Численность подлещика могла бы регулировать щука, но ее в пруду слишком мало, а неконтролируемый вылов хищников только усугубляет ситуацию. В прошедшие выходные дни подлещик быстро подходил на прикормку на глубоких местах и ловился как на поплавочные удочки, так и на мормышку. Надо отметить, что солидные трофеи весом до полкило изредка попадались тоже.
Противоположным примером богатого рыбой, но не работающего зимой водоема может служить пруд № 2 слева от с.Никитского (Рязанское шоссе). Тут достаточное, если не сказать большое количество щуки и судака, которых по открытой воде ловить вообще нельзя. Поэтому они успешно истребляют лишнюю мелочь и в пруду трудно поймать мелкую плотву. Рыба здесь крупна, особенно плотва, упитанна и зимой неактивна, зато первый и последний лед весьма продуктивны, а по открытой воде хорошо клюют карп, карась и плотва и мелкота не донимает, как на большинстве других водоемов.
Рыбалка со льда на Оке в районе Каширы все более стабилизируется – в худшем смысле. На течении в очень локальных местах довольно вяло поклевывают белоглазка и густера, изредка плотва, причем среди пойманных рыб преобладает мелочь, которую приходится ловить на самую тонкую и легкую снасть, насаживая на крючок единственного мотыля. У блеснильщиков дела тоже разладились, да и толстый лед осложняет широкий поиск активного хищника. Единственным положительным моментом на истекшей неделе было возникновение кратковременного клева мерной плотвы в затоне в устье р.Мутенки, причем в его старой части. Плотва клевала под берегами на глубине 1–2 метра, что говорит о неблагоприятной обстановке в более глубоких местах.
Всю прошедшую неделю фактически «пролетали» теперь не многочисленные рыболовы на больших плесах Можайского водохранилища от Красновидова до Блазнова, хотя, учитывая сброс воды почти на четыре метра, рыбу в этом водоеме нужно и можно ловить, причем самую различную. Однако в лунках, прикормленных на разных глубинах, наблюдались лишь редкие нерешительные поклевки, а попадалась чаще мелочь. Думается, причина неудач заложена в стандартном подходе многих рыболовов к зимней рыбалке в условиях снижения активности рыбы, когда лунки просто прикармливаются, в них опускаются довольно грубые поплавочные снасти и начинается выжидание, высиживание клева. Автор этих слов и сам был близок к низкому результату на изломе погоды в прошедшие выходные дни, если бы не спортивный опыт и не наличие портативного отечественного эхолота «Практик», который уверенно показывал плотный подход рыбы ко всем лункам, сделанным на глубинах от 7 до 12 метров, что уже отрадно. Значит, рыба реагирует на корм и должна клевать. Оставалось сделать самое простое – взять удочку с леской 0,08 и мормышкой весом около 0,3 грамма. Поклевки следовали на каждом опускании, иногда приманка с мотылем не успевала достичь дна. Попадались мерные плотва, густера, изредка подлещики до полкило весом. Конечно, не обошлось и без мелочи. Клевала рыба и на «паровоз» из «чертиков», но для результата требовалось немалое упорство над каждой лункой.
Здесь же, на Можайке, пришлось наблюдать компанию довольных рыболовов, которые тащили крупного судака в виде трофея, пойманного на жерлицу, а те, что поменьше, находились у них в рюкзаках. Судя по тому, что уходили они со льда утром, хищник проявлял активность в ночное время.
Несколько проще ловится рыба на Рузском водохранилище в районе Акатова, куда сейчас и отправляется основная масса рыболовов. Тут неплохие уловы плотвы и подлещика, но объяснение может крыться в неприятном обстоятельстве – преобладают трофеи, пораженные солитером (лигулезом), даже плотва. Такая рыба, которую сосет паразит, всегда голодна, потому и клюет.